Ранее в правительстве Иркутской области активно обсуждался вопрос начала строительства нового терминала в действующем аэропорту Иркутск (см. «НГ» от 08.06.18). Строительство его, по словам губернатора области Сергея Левченко, планировалось начать уже в июле выбранной регионом компанией «Рампорт», имеющей опыт строительства и управления терминалом аэропорта Жуковский в Подмосковье. Именно за эти заявления губернатор получил очередное предупреждение от федеральных антимонопольщиков.
«Федеральная антимонопольная служба направила предостережение губернатору Иркутской области о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства: губернатор неоднократно публично заявлял о привлечении администрацией региона ОАО «Рампорт» и авиационного холдинга «Новапорт» в качестве частных инвесторов АО «Международный аэропорт Иркутск» для реализации проекта модернизации международного аэропорта Иркутска. Однако выбор инвестора для реализации проекта государственно-частного партнерства должен быть осуществлен по итогам конкурса», – говорится в сообщении ФАС. В 2016 году ФАС уже указывала властям Иркутской области на недопустимость бесконкурсного выбора инвестора аэропорта.
Как выясняется, ни губернатор, ни правительство даже бровью не повели после очередного и, как прогнозируют эксперты, последнего предупреждения ФАС, следствием которого могут стать уже более жесткие санкции. Регион продолжает планировать начало строительства, перенеся срок закладки первого камня на август, при активном участии представителей холдинга «Новапорт» Романа Троценко. Именно этой компании, по словам губернатора, в новом проекте будет отведена особая роль – не только по управлению аэропортом, но и вроде как доля в 25%. При этом очевиден факт, что без крупных финансовых институтов, таких как Сбербанк, ВЭБ, Газпромбанк, Группа ВТБ, реализация такой инфраструктурной ипотеки практически невозможна.
Применительно к рассматриваемой ситуации потенциальное нарушение антимонопольного законодательства может выражаться в действиях областных правительства, губернатора, Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и может заключаться в принятии решений о привлечении партнеров для строительства и реконструкции аэропорта Иркутска без проведения конкурса. Такие решения могут предоставлять заранее определенным хозяйствующим субъектам, в роли каковых выступают компании холдингов «Новапорт» и «Рампорт», доступ к информации о реализации инвестпроекта в приоритетном порядке, а также создавать для них преимущественные условия ведения бизнеса по сравнению с другими потенциальными инвесторами.
По экспертным оценкам, региональные власти Иркутской области уже «наговорили» на вполне конкретные санкции. В случае наличия и подтверждения фактов или проведения мероприятий, подтверждающих заявления или намерения региональных властей, могут возникнуть серьезные последствия для всех участников, связанных с этим проектом или вовлеченных в него, вплоть до уголовной ответственности, где одной из мер значится лишение свободы на определенный срок. Самое безобидное наказание во всей этой истории – лишение права занимать определенные должности, что подразумевает как минимум биржу труда.
Эксперты, опрошенные газетой на условиях анонимности, не исключают того, что в действиях администрации Иркутской области могут содержаться признаки нарушения антимонопольного закона «О защите конкуренции». Вопрос в том, захотят ли потенциальные партнеры – финансовые институты, проектировщики и возможные инвесторы аэропорта связывать себя с потенциальным уголовным делом?
По сообщениям ряда СМИ, сделанным в конце июня, аэропорт Иркутск передал компании ООО «Рампорт Безопасность» в субаренду земельный участок для строительства нового терминала (см., например, сообщение ИА «Ирсити», 28.06.18). Это может указывать на предполагаемое участие аэропорта в совместных действиях правительства области и «Рампорта» по реализации инвестиционного проекта, которые ФАС сочла антиконкурентными.
Ситуация близится к своему логическому завершению. И вполне вероятно, что одной из целей, уже названных регионом участникам проекта, является максимальное ограничение возможностей по участию других инвесторов в инфраструктурном проекте с использованием госимущества.
Пока для широкой общественности и отраслевых экспертов, наблюдающих за развитием событий, позиция региональных властей выглядит непоследовательной и противоречивой. Сначала они заявляют, что аэропорт не продается, а затем публично заявляют о привлечении инвестора без конкурса с передачей ему имущества и операционной деятельности, что является фактической продажей региональной (читай – государственной) собственности. А может быть – даже безвозмездной передачей стратегического предприятия, то есть подарком. В таком случае губернатор вроде как честен – не продается. Остается только понять, если это подарок – тогда за что, ведь ни федеральный, ни государственный бюджеты в таком случае никакого эффекта не получат.
Информация, имеющаяся в распоряжении «НГ», свидетельствует о том, что власти Иркутской области продолжают последовательно реализовывать стратегию, на пресечение антиконкурентного характера которой было направлено уже два предостережения ФАС России. «НГ» продолжит следить за развитием ситуации.