Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Автономия дронов становится опасной


3 июля 2018 года Александр Шарковский, Независимая газета


Стремление России преуспеть в создании беспилотных летательных аппаратов (БЛА) военного назначения, можно сказать, диктуется временем. В этом сегменте уже на протяжении не одного десятка лет первенствуют США, им буквально наступают на пятки Израиль и Китай. Последний, представив миру свой новый проект БЛА «Темный меч», по сути, заявил, что вырывается вперед, поскольку китайский образец в отличие от американских и израильских тихоходов способен развивать скорость, превышающую 2 маха, более того, он воплотил в себе черты истребителей пятого поколения. К настоящему времени опыт боевого применения БЛА не выходил за рамки войн с противником, практически не обладающим средствами ПВО. До сих пор нет ясности, как добиться эффективности, используя дроны в современной войне, когда на поле боя сходятся армии, обладающие новейшим оружием.

Новосибирский авиационный завод провел первую выкатку нового тяжелого российского ударно-разведывательного БЛА «Охотник». Было озвучено, что в настоящее время этот дрон проходит цикл наземных испытаний, а его первый полет запланирован на 2019 год. Разработку «Охотника» ведет КБ «Сухой» на основе технологий, применяемых в Су-57. Технические характеристики «Охотника» засекречены, известно только, что он исполнен в виде «летающего крыла», его взлетная масса составила около 20 т, скорость до 1000 км/ч. По весу он превышает американский БЛА – разведчик RQ-4 Global Hawk (практический потолок 18–20 тыс. м, время полета до 33 часов, при скорости менее 300 км/ч), который как ударный не рассматривается, но, возможно, при необходимости его загрузят не средствами разведки и наблюдения, а вооружением. Пока как конкурент «Охотнику», причем превосходящий по своим возможностям, смотрится перспективный китайский БЛА «Темный меч». Условно можно принять как конкурента другую китайскую разработку, исполненную по технологии «Стелс», по типу «Летающее крыло» – Li-Jian (–КЅЈ), Sharp Sword («Острый меч»). Этот образец способен нести до 2 т боевой нагрузки.

Ранее военное ведомство России сообщало об успешном завершении летных испытаний ударного беспилотника среднего класса «Альтиус-О», обладающего взлетной массой более 7,5 т. Аппарат с двумя 500-сильными немецкими дизельными двигателями предназначен в первую очередь для разведки, способен парить в воздухе до 48 часов, может нести до тонны полезной нагрузки. Его максимальная дальность полета 10 тыс. км, скорость 150–250 км/ч, практический потолок 12 км. В этом сегменте конкуренция куда жестче. Китайский многоцелевой БЛА «Крыло дракона» (Wing Loong I) имеет размах крыльев 9 м, длину – 14 м, высоту – 2,77 м, вес – 1100 кг, развивает максимальную скорость – 280 км/ч, его дальность полета – 4 тыс. км, рабочая высота – 5 тыс. м, продолжительность полета до 20 часов. БЛА способен нести до 200 кг полезной нагрузки. Возможное вооружение – ракеты BA-7 «воздух–поверхность», YZ-212 бомбы с лазерным наведением, YZ-102A противопехотные бомбы и 50-кг LS-6 миниатюрные наводимые бомбы. Израильский ударно-разведывательный беспилотник «Херон ТП» (Heron TP) имеет размах крыльев – 26 м, длину – 15 м, взлетный вес – 4,5 т, несет полезную нагрузку до тонны, его максимальная продолжительность полета доходит до 60 часов при скорости 240 км/ч.

Самым «именитым» в этом классе является американский БЛА MQ-9 Reaper (Grim Reaper – «Мрачный жнец», смерть). Его практический потолок – 15 км, дальность полета около 6 тыс. км, продолжительность полета доходит до 33 часов, при крейсерской скорости 250 км/ч (максимальная – 400 км/ч). Этот аппарат способен нести до 1700 кг вооружений. Он прошел боевую обкатку в Афганистане против талибов и других исламистских группировок, в Ираке, в Йемене и вблизи Сейшельских островов против пиратов. Но этот боевой опыт применения ударных БЛА как MQ-9 Reaper, так и его предшественника БЛА MQ-1B Predator нельзя назвать полноценным.

Казалось бы, чего еще желать – во всех перечисленных случаях беспилотники использовались для поражения живой силы, командиров, пунктов управления, реже складов боеприпасов и позиций, при этом эффективность ударов с воздуха порой была весьма высокой. Но во всех перечисленных случаях у противника не было даже переносных зенитных ракетных комплексов, то есть они могли лишь пытаться поразить БЛА из стрелкового оружия. По большому счету в Афганистане, Ираке, Йемене и других местах армии США противостояли формирования, имеющие (с оговорками) уровень вооружения конца XIX века. Но если Штатам придется воевать с Китаем или Россией, у которых вооруженные силы находятся примерно на том же уровне оснащения, что и войска США, сама эффективность дронов будет под большим вопросом.

Беспилотники практически всегда используются и за пределами прямой видимости, и вне зоны прямого радиоуправления оператором. То есть для их управления ретрансляторы того или иного типа необходимы, это могут быть спутники, другие пилотируемые или беспилотные летательные аппараты, наземные или надводные станции. Уничтожение или подавление сети управления дронами приведет к их полному выводу из строя. И при этом не имеет значения тактика их применения. Как единичный образец, так и многочисленная стая беспилотников, оказавшись без управления, становятся бесполезными.

Решением этой проблемы может быть нахождение в боевом порядке летательных аппаратов пилотируемого самолета управления или только их полная автономия. Вариантов здесь много, это может быть «коллективная система» нецентрализованной стаи дронов, когда беспилотники ведут между собой «общение», а алгоритм работы всех бортовых компьютеров формирует «коллективный искусственный разум». Это могут быть определенные БЛА командиры, осуществляющие управление дронами, находящимися в непосредственной близости от них. И как самый надежный вариант – это полная автономия каждого из боевых беспилотников. Но, наделяя аппарат возможностью самостоятельно принимать решения, человечество ставит себя на грань смертельного риска. Об этом еще около года назад предупреждал Илон Маск – основатель компаний SpaceX и Tesla. По его мнению, «роботы могут начать войну… манипулируя информацией». Рациональный искусственный мозг может определить для себя новые цели, поменять алгоритмы программирования под вновь выстроенные им самим боевые задачи, и результат их военного применения может оказаться не в пользу тех, кто послал дроны, наделенные искусственным интеллектом, в бой.

Ранее технологическим рубежом, возникшим в середине XX века, стало ядерное оружие, но это не остановило разработчиков средств уничтожения, изыскания продолжались в области неядерного вооружения. Возможно, уже сейчас человечество подошло к той границе в компьютерных технологиях военного назначения для обычных вооружений (средств для уничтожения себе подобных), за которой перспектив уже не будет ни у кого.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором



Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZRCL
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/products-delivery/geo/balashiha/ от 1550 руб.
Здесь http://remont.youdo.com/carpentry/window/casing/, лучшие цены тут.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/plumbers/plumbing/other/izpnd/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer