Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Никогда не извинюсь": как США сбили иранский лайнер


3 июля 2018 года Алла Салькова, Павел Котляр, Газета.Ru


30 лет назад военный крейсер США сбил иранский пассажирский самолет, ошибочно приняв его за истребитель. Почему это произошло, как отреагировали власти США и к чему привела трагедия, вспоминает «Газета.Ru».

3 июля 1988 года из Тегерана, столицы Ирана, вылетел авиалайнер Airbus A300B2-203. Он направлялся сначала на юг Ирана, в город Бендер-Аббас, а затем в Дубай, ОАЭ. На борту находились 274 пассажира, в том числе 65 детей, и 16 членов экипажа.

Из Бендер-Аббаса самолет вылетел в 10:17 по местному времени.

А спустя семь минут, оказавшись над Персидским заливом, был сбит ракетой, разорвавшей его надвое. Не выжил никто.

Ракету выпустил американский крейсер «Винсеннес», находившийся в Ормузском проливе под предлогом защиты кувейтских танкеров от нападений со стороны воюющих между собой Ирана и Ирака. Корабль был оборудован боевой информационно-управляющей системой «Иджис», предназначенной для уничтожения самолетов и ракет.

Советские СМИ отреагировали на инцидент оперативно. На следующий день в газете «Правда» появилась заметка: «Иранский авиалайнер с 290 пассажирами на борту исчез сегодня над Персидским заливом. Как передает агентство ИРНА (Иран) «он был сбит огнем американских боевых кораблей». Самолет вылетел утром из Иранского города Бендер-Аббас и направлялся в княжество Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты). По предварительным данным, все находившиеся на борту погибли». 5 июля в этой же газете был опубликован уже куда более объемный и эмоциональный текст с заголовком «Ракетами — по пассажирам!».

«Уже в начале пресс-конференции стало очевидным отсутствие какого бы то ни было раскаяния по поводу совершенного злодеяния. У. Кроу (адмирал Уильям Кроу, председатель Объединенного комитета начальников штабов. — «Газета.Ru») обвинил Иран чуть ли не в умышленной провокации», — отмечалось в тексте.

Американская газета The Washington Post знакомила читателей с версией событий с точки зрения США. Согласно ей, прямо перед появлением лайнера иранские пограничные крейсеры неожиданно обстреляли вертолет, поднявшийся с борта «Винсеннеса». Маршрут А-300 проходил прямо над ареной столкновения, кроме того, самолет отклонился от обычного курса гражданских авиалайнеров.

Командир крейсера Уильям Роджерс ошибочно принял лайнер за атакующий иранский истребитель и решил уничтожить цель.

Более того, «Винсеннес» якобы пытался связаться с экипажем самолета, но не получил ответа. Однако, как показало расследование, лишь три сообщения были отправлены на гражданской частоте, а полученный через систему распознавания целей уникальный код самолета команда вообще не использовала.

Так, в отчете Международной организации гражданской авиации указывается, что было совершено семь попыток связаться с самолетом на военной частоте и три попытки — на коммерческих аварийных частотах, причем запросы адресовались «неопознанному иранскому самолету».

Однако пилоты авиалайнера не считали свой самолет «неопознанным», поскольку бортовой ответчик был включен и функционировал исправно на протяжении всего полета. Бортовой самописец самолета зафиксировал, что пилоты получили три последних запроса с крейсера, но отнесли их к иранскому самолету P-3 «Орион», который незадолго до этого действовал в этом же районе.

Основной причиной инцидента в официальном рапорте было названо психологическое состояние команды «Винсеннес», действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полетного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя.

Издание «Московские новости» сравнило произошедшее с инцидентом в СССР, когда в 1983 году был подбит корейский самолет.

«США сбили самолет за 8 тысяч километров от своей территории в районе, который произвольно объявили зоной военных действий. Советские истребители стреляли в неопознанного нарушителя воздушного пространства СССР, экипаж которого отказался выполнить требования о посадке, — говорилось в заметке. — Иранский самолет не отклонился от установленного воздушного коридора, южнокорейский ушел на сотни километров вглубь нашей территории. Советская сторона пустила ракеты, только исчерпав другие меры принуждения. При этом решение принималось не просто, на высоком уровне.

Капитан «Винсеннеса», по утверждению американской печати, принял решение самостоятельно и даже не дождался идентификации самолета.

Спрашивается: не слишком ли безответственно поступают в руководстве США, фактически отдавая право принимать решения политического характера командирам военных кораблей...».

Хотя правительство США выразило соболезнования в связи с гибелью людей, назвав произошедшее ужасной человеческой трагедией, официально свою вину оно не признало. Популярной иллюстрацией этого служит высказывание вице-президента США Джорджа Буша-старшего: «Я никогда не буду извиняться за США, несмотря ни на какие факты». Однако сама цитата прозвучала на мероприятии, где события в Иране не обсуждались, и была неверно интерпретирована журналистами.

Президент США Рональд Рейган заявил, что США предложат семьям погибших финансовую компенсацию, но юридическую ответственность признавать отказался и возложил часть вины за случившееся на правительство Ирана. В 1989 году было объявлено, что предлагаемая компенсация составит 250 000 долларов семьям работавших погибших и 100 000 долларов семьям иждивенцев.

7 мая 1989 года Иран подал иск к США в Международный суд ООН с требованиями компенсации ущерба и признания США виновными в нарушении конвенций о международных воздушных перевозках. В феврале 1996 года между США и Ираном было подписано мировое соглашение, после чего дело в суде было прекращено. По условиям соглашения США должны были выплатить компенсацию в размере 131,8 млн долларов, а Иран отказывался от дальнейших претензий к США в связи с этой катастрофой.

У инцидента была своя предыстория.

В 1978 году в Иране произошла революция, в ходе которой к власти пришел аятолла Хомейни, возглавивший новообразованную Исламскую Республику Иран.

Хомейни был негативно настроен по отношению к США, почти вековые дипломатические отношения между США и Ираном были разорваны. Когда в 1980 году началась война между Ираном и Ираком, США встали на сторону Ирака. Той же позиции придерживался и СССР. Иран оказался практически в изоляции.

«Уничтожение самолета было случайностью, но с точки зрения Тегерана это выглядело совсем иначе. Иранское правительство предположило, что нападение было целенаправленным... В Тегеране были уверены, что США решили открыто вступить в войну с Ираном», — отмечал бывший аналитик ЦРУ Кеннет Поллак.

Эта уверенность наряду с использованием Ираком химического оружия привела к тому, что спустя два месяца Иран решил прекратить войну. «Принять это решение было для меня болезненнее и вреднее, чем испить чашу с ядом, — говорил Хомейни. — Уповая на Бога, я пью эту чашу, чтобы по его решению прекратить эту мясорубку. Я поклялся бороться до последнего вздоха. Для меня легче было бы принять мученическую смерть, но я был вынужден учесть мудрое мнение всех военных экспертов».

Западные СМИ редко обращаются к теме с рейсом 655. 3 июля, в 30-ю годовщину катастрофы,

по данным выборки Google, о ней не вспомнило ни одно ведущее западное СМИ.

В последние несколько лет об этом инциденте стали чаще вспоминать только в контексте истории со сбитым над Украиной малазийским лайнером. «В тех редких случаях, когда ведущие СМИ вспоминают про сбитый США иранский лайнер, они поддерживают миф, что это была просто ошибка, — говорит американский политический аналитик Джереми Хаммонд. – Недостаток упоминаний инцидента или обманчивый пересказ того, что произошло, иллюстрируют институционализованную предвзятость медиа. Как следствие – американцы, желающие понять отношения США с Ираном, не могут разобраться в ключевом историческом событии, определившем эти отношения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZ5iQ
Смотрите здесь - https://youdo.com/beauty/tattoo/, подробное описание.
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/: подробности...
Юду: https://youdo.com/ustanovka/vytyazhka/vozduhovod/ - быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer