Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


F-35 попали под С-400


27 июля 2018 года Сергей Строкань, Елена Черненко, Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


До ухода на летние каникулы Конгрессу США предстоит принять закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год. Он дает Белому дому право не наказывать три государства, входящие в список ключевых покупателей российского оружия,— Индию, Вьетнам и Индонезию. При этом администрации не удалось убедить Конгресс включить в этот список одного из ключевых союзников США в Евразии — Турцию. В случае покупки Анкарой у России зенитных ракетных систем С-400 ей могут отказать в поставке более чем ста истребителей F-35 на общую сумму $10 млрд. По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор Анкара, остается открытым.

В споре о том, какая из ветвей американской власти будет принимать главное решение по реализации закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) (.pdf), поставлена точка. Согласованный профильными комитетами Палаты представителей и Сената вариант закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год дает администрации президента Трампа право не применять санкции CAATSA в отношении трех ведущих покупателей российского оружия и технологий — Индии, Вьетнама и Индонезии.

Пойдя на уступки Белому дому, ранее призывавшему Конгресс не наказывать эти государства, чтобы избежать осложнений в военно-техническом сотрудничестве с ними, Конгресс США тем не менее проявил непреклонность по отношению к другим государствам, включая ключевого союзника Вашингтона на южном фланге НАТО — Турцию. Так, внесенная в проект оборонного бюджета на будущий год поправка приостанавливает сделку по продаже Анкаре крупной партии истребителей пятого поколения F-35 до выполнения администрацией США нескольких условий. Главное из них — предоставление Конгрессу доклада о том, какими последствиями для США может быть чревато сотрудничество Турции с Россией в военно-технической сфере. Ранее американские законодатели предупреждали, что в случае реализации уже подписанного контракта на поставки Турции российских зенитных ракетных систем С-400 получение страной истребителей F-35 станет весьма проблематичным. Как ожидается, Палата представителей проголосует за финальный вариант оборонного бюджета на 2019 год до конца июля, после чего в августе, еще до ухода Конгресса на летние каникулы, его одобрит Сенат и, наконец, подпишет президент Дональд Трамп.

Вопрос о том, следует ли отказать Турции в поставке F-35 в случае ее нежелания свернуть сотрудничество с Москвой по С-400, до последнего момента оставался яблоком раздора между президентской администрацией и Конгрессом. При этом каждая из сторон, добивающаяся права оставить за собой в этом споре последнее слово, пыталась сыграть на опережение.

Так, в конце июня, несмотря на возражения законодателей, Пентагон передал турецкой стороне первые два истребителя F-35: торжественная церемония прошла в Форт-Уэрте (штат Техас). Напомним, что Анкара заинтересована в приобретении более чем ста F-35. Общая сумма сделки оценивается в $10 млрд, и в случае реализации она могла бы стать одной из самых крупных в американо-турецком оборонном сотрудничестве.

Тем не менее после саммита президентов США и РФ в Хельсинки оппоненты Дональда Трампа, обвинившие его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов, потребовали форсировать усилия по принятию новых антироссийских санкций и максимально жесткому соблюдению уже действующих. В качестве одной из первоочередных мер демократы в Конгрессе предложили лишить Белый дом возможности обходить закон CAATSA, обязывающий власти США вводить санкции против стран, закупающих российское оружие. Найденный в итоге компромисс временно выводит из-под потенциальных санкций три страны Юго-Восточной Азии, но усиливает давление на Турцию.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в непростой ситуации. Ранее турецкая сторона давала понять, что не откажется от контракта с Москвой, и предупреждала США о контрпродуктивности санкций. Однако опрошенные “Ъ” эксперты обращают внимание на то, что цена вопроса для Турции в случае сохранения сделки по С-400 может оказаться высокой, учитывая, что Вашингтон имеет мощные рычаги воздействия на Анкару. Речь не только об угрозе срыва поставок истребителей F-35, но и о возможном отказе от других военных поставок и даже постепенном сворачивании военно-технического сотрудничества, что больно ударит по обороноспособности Турции.

Отметим, что Турция входит в консорциум стран, участвовавших в финансировании разработки F-35, а десять турецких компаний производят детали конструкции для истребителя.
Одновременно с требованием к администрации предоставить прогноз последствий сотрудничества Турции и РФ, Конгресс потребовал от Пентагона отчет о том, как скажется на программе производства F-35 выход из нее турецких компаний.

По мнению экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор сама Анкара, остается открытым. «Стремление Турции получить С-400 объясняется как соображениями безопасности, так и геополитическими причинами. Обладание этой системой обеспечит Анкаре многоцелевую защиту от ракет большой дальности, которыми в Ближневосточном регионе обладают сразу несколько государств — Израиль, Иран, Саудовская Аравия, и прикрытие от ударов авиации в случае конфликта с тем или иным региональным игроком,— пояснил “Ъ” старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.— Кроме того, в условиях последовательного ухудшения отношений с США президенту Эрдогану принципиально важно иметь не просто продвинутую систему ПВО. Ему необходима система, которая не будет контролироваться Западом и обеспечит его стране стратегическую автономность в вопросах безопасности».

«Зенитные системы нужны Турции для обеспечения собственной безопасности. При этом альтернативные предложения союзников по НАТО оказались для Анкары неприемлемыми. Турецким властям навязывали такие условия продажи, как географические ограничения для размещения противоракет или ограничения на передачу чувствительных технологий,— продолжает, в свою очередь, бывший глава МИД Турции Яшар Якыш.— В итоге Анкара посчитала, что ей в большей степени подходит российское предложение».

Турецкие официальные лица неоднократно говорили, что сделка по закупке российских зенитных ракетных систем предусматривает передачу чувствительных технологий и локализацию производства. Однако власти РФ, комментируя эту тему, напрямую это не подтверждали.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает значение российских С-400 для обеспечения безопасности Анкары более сдержанно, настаивая на том, что стремление Турции получить российские системы ПВО в гораздо большей степени объясняется той политической игрой, которую президент Эрдоган ведет в отношениях с США и странами Запада, пытаясь оказать давление на Вашингтон и Брюссель путем разыгрывания «российской карты».

«Военная аргументация в стремлении получить российские С-400 для Анкары далеко не главная. Если под угрозой введения американских санкций и сворачивания военно-технического сотрудничества с США президент Эрдоган поймет, что в вопросе об С-400 издержки и риски для него выше, чем изначально предполагалось, то он может пойти на отказ от сделки с Москвой. Российская сторона должна быть готова к такому неблагоприятному сценарию и рассматривать возможные варианты компенсации в случае, если контракт по С-400 не будет выполнен, как это в свое время произошло с французскими вертолетоносцами Mistral»,— пояснил “Ъ” господин Пухов.

Впрочем, турецкие собеседники “Ъ” это мнение не разделяют. «Анкара все равно не откажется от покупки С-400,— заверил “Ъ” эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы.— Этого требует многовекторная политика. Кроме того, у Анкары тоже есть свои преимущества: ее стратегическое положение крайне важно для НАТО». Схожую точку зрения высказывает живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «За покупку С-400 Турцию накажут только срывом контракта по F-35, но не думаю, что США пойдут на полное прекращение военно-технического сотрудничества»,— заявил “Ъ” Тимур Ахметов.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором



Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7AWV
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/metallocherepica/, лучшие цены здесь.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/facing/walls/plastered/price/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer