В споре о том, какая из ветвей американской власти будет принимать главное решение по реализации закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) (.pdf), поставлена точка. Согласованный профильными комитетами Палаты представителей и Сената вариант закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год дает администрации президента Трампа право не применять санкции CAATSA в отношении трех ведущих покупателей российского оружия и технологий — Индии, Вьетнама и Индонезии.
Пойдя на уступки Белому дому, ранее призывавшему Конгресс не наказывать эти государства, чтобы избежать осложнений в военно-техническом сотрудничестве с ними, Конгресс США тем не менее проявил непреклонность по отношению к другим государствам, включая ключевого союзника Вашингтона на южном фланге НАТО — Турцию. Так, внесенная в проект оборонного бюджета на будущий год поправка приостанавливает сделку по продаже Анкаре крупной партии истребителей пятого поколения F-35 до выполнения администрацией США нескольких условий. Главное из них — предоставление Конгрессу доклада о том, какими последствиями для США может быть чревато сотрудничество Турции с Россией в военно-технической сфере. Ранее американские законодатели предупреждали, что в случае реализации уже подписанного контракта на поставки Турции российских зенитных ракетных систем С-400 получение страной истребителей F-35 станет весьма проблематичным. Как ожидается, Палата представителей проголосует за финальный вариант оборонного бюджета на 2019 год до конца июля, после чего в августе, еще до ухода Конгресса на летние каникулы, его одобрит Сенат и, наконец, подпишет президент Дональд Трамп.
Вопрос о том, следует ли отказать Турции в поставке F-35 в случае ее нежелания свернуть сотрудничество с Москвой по С-400, до последнего момента оставался яблоком раздора между президентской администрацией и Конгрессом. При этом каждая из сторон, добивающаяся права оставить за собой в этом споре последнее слово, пыталась сыграть на опережение.
Так, в конце июня, несмотря на возражения законодателей, Пентагон передал турецкой стороне первые два истребителя F-35: торжественная церемония прошла в Форт-Уэрте (штат Техас). Напомним, что Анкара заинтересована в приобретении более чем ста F-35. Общая сумма сделки оценивается в $10 млрд, и в случае реализации она могла бы стать одной из самых крупных в американо-турецком оборонном сотрудничестве.
Тем не менее после саммита президентов США и РФ в Хельсинки оппоненты Дональда Трампа, обвинившие его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов, потребовали форсировать усилия по принятию новых антироссийских санкций и максимально жесткому соблюдению уже действующих. В качестве одной из первоочередных мер демократы в Конгрессе предложили лишить Белый дом возможности обходить закон CAATSA, обязывающий власти США вводить санкции против стран, закупающих российское оружие. Найденный в итоге компромисс временно выводит из-под потенциальных санкций три страны Юго-Восточной Азии, но усиливает давление на Турцию.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в непростой ситуации. Ранее турецкая сторона давала понять, что не откажется от контракта с Москвой, и предупреждала США о контрпродуктивности санкций. Однако опрошенные “Ъ” эксперты обращают внимание на то, что цена вопроса для Турции в случае сохранения сделки по С-400 может оказаться высокой, учитывая, что Вашингтон имеет мощные рычаги воздействия на Анкару. Речь не только об угрозе срыва поставок истребителей F-35, но и о возможном отказе от других военных поставок и даже постепенном сворачивании военно-технического сотрудничества, что больно ударит по обороноспособности Турции.
Отметим, что Турция входит в консорциум стран, участвовавших в финансировании разработки F-35, а десять турецких компаний производят детали конструкции для истребителя.
Одновременно с требованием к администрации предоставить прогноз последствий сотрудничества Турции и РФ, Конгресс потребовал от Пентагона отчет о том, как скажется на программе производства F-35 выход из нее турецких компаний.
По мнению экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор сама Анкара, остается открытым. «Стремление Турции получить С-400 объясняется как соображениями безопасности, так и геополитическими причинами. Обладание этой системой обеспечит Анкаре многоцелевую защиту от ракет большой дальности, которыми в Ближневосточном регионе обладают сразу несколько государств — Израиль, Иран, Саудовская Аравия, и прикрытие от ударов авиации в случае конфликта с тем или иным региональным игроком,— пояснил “Ъ” старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.— Кроме того, в условиях последовательного ухудшения отношений с США президенту Эрдогану принципиально важно иметь не просто продвинутую систему ПВО. Ему необходима система, которая не будет контролироваться Западом и обеспечит его стране стратегическую автономность в вопросах безопасности».
«Зенитные системы нужны Турции для обеспечения собственной безопасности. При этом альтернативные предложения союзников по НАТО оказались для Анкары неприемлемыми. Турецким властям навязывали такие условия продажи, как географические ограничения для размещения противоракет или ограничения на передачу чувствительных технологий,— продолжает, в свою очередь, бывший глава МИД Турции Яшар Якыш.— В итоге Анкара посчитала, что ей в большей степени подходит российское предложение».
Турецкие официальные лица неоднократно говорили, что сделка по закупке российских зенитных ракетных систем предусматривает передачу чувствительных технологий и локализацию производства. Однако власти РФ, комментируя эту тему, напрямую это не подтверждали.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает значение российских С-400 для обеспечения безопасности Анкары более сдержанно, настаивая на том, что стремление Турции получить российские системы ПВО в гораздо большей степени объясняется той политической игрой, которую президент Эрдоган ведет в отношениях с США и странами Запада, пытаясь оказать давление на Вашингтон и Брюссель путем разыгрывания «российской карты».
«Военная аргументация в стремлении получить российские С-400 для Анкары далеко не главная. Если под угрозой введения американских санкций и сворачивания военно-технического сотрудничества с США президент Эрдоган поймет, что в вопросе об С-400 издержки и риски для него выше, чем изначально предполагалось, то он может пойти на отказ от сделки с Москвой. Российская сторона должна быть готова к такому неблагоприятному сценарию и рассматривать возможные варианты компенсации в случае, если контракт по С-400 не будет выполнен, как это в свое время произошло с французскими вертолетоносцами Mistral»,— пояснил “Ъ” господин Пухов.
Впрочем, турецкие собеседники “Ъ” это мнение не разделяют. «Анкара все равно не откажется от покупки С-400,— заверил “Ъ” эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы.— Этого требует многовекторная политика. Кроме того, у Анкары тоже есть свои преимущества: ее стратегическое положение крайне важно для НАТО». Схожую точку зрения высказывает живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «За покупку С-400 Турцию накажут только срывом контракта по F-35, но не думаю, что США пойдут на полное прекращение военно-технического сотрудничества»,— заявил “Ъ” Тимур Ахметов.
Пойдя на уступки Белому дому, ранее призывавшему Конгресс не наказывать эти государства, чтобы избежать осложнений в военно-техническом сотрудничестве с ними, Конгресс США тем не менее проявил непреклонность по отношению к другим государствам, включая ключевого союзника Вашингтона на южном фланге НАТО — Турцию. Так, внесенная в проект оборонного бюджета на будущий год поправка приостанавливает сделку по продаже Анкаре крупной партии истребителей пятого поколения F-35 до выполнения администрацией США нескольких условий. Главное из них — предоставление Конгрессу доклада о том, какими последствиями для США может быть чревато сотрудничество Турции с Россией в военно-технической сфере. Ранее американские законодатели предупреждали, что в случае реализации уже подписанного контракта на поставки Турции российских зенитных ракетных систем С-400 получение страной истребителей F-35 станет весьма проблематичным. Как ожидается, Палата представителей проголосует за финальный вариант оборонного бюджета на 2019 год до конца июля, после чего в августе, еще до ухода Конгресса на летние каникулы, его одобрит Сенат и, наконец, подпишет президент Дональд Трамп.
Вопрос о том, следует ли отказать Турции в поставке F-35 в случае ее нежелания свернуть сотрудничество с Москвой по С-400, до последнего момента оставался яблоком раздора между президентской администрацией и Конгрессом. При этом каждая из сторон, добивающаяся права оставить за собой в этом споре последнее слово, пыталась сыграть на опережение.
Так, в конце июня, несмотря на возражения законодателей, Пентагон передал турецкой стороне первые два истребителя F-35: торжественная церемония прошла в Форт-Уэрте (штат Техас). Напомним, что Анкара заинтересована в приобретении более чем ста F-35. Общая сумма сделки оценивается в $10 млрд, и в случае реализации она могла бы стать одной из самых крупных в американо-турецком оборонном сотрудничестве.
Тем не менее после саммита президентов США и РФ в Хельсинки оппоненты Дональда Трампа, обвинившие его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов, потребовали форсировать усилия по принятию новых антироссийских санкций и максимально жесткому соблюдению уже действующих. В качестве одной из первоочередных мер демократы в Конгрессе предложили лишить Белый дом возможности обходить закон CAATSA, обязывающий власти США вводить санкции против стран, закупающих российское оружие. Найденный в итоге компромисс временно выводит из-под потенциальных санкций три страны Юго-Восточной Азии, но усиливает давление на Турцию.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в непростой ситуации. Ранее турецкая сторона давала понять, что не откажется от контракта с Москвой, и предупреждала США о контрпродуктивности санкций. Однако опрошенные “Ъ” эксперты обращают внимание на то, что цена вопроса для Турции в случае сохранения сделки по С-400 может оказаться высокой, учитывая, что Вашингтон имеет мощные рычаги воздействия на Анкару. Речь не только об угрозе срыва поставок истребителей F-35, но и о возможном отказе от других военных поставок и даже постепенном сворачивании военно-технического сотрудничества, что больно ударит по обороноспособности Турции.
Отметим, что Турция входит в консорциум стран, участвовавших в финансировании разработки F-35, а десять турецких компаний производят детали конструкции для истребителя.
Одновременно с требованием к администрации предоставить прогноз последствий сотрудничества Турции и РФ, Конгресс потребовал от Пентагона отчет о том, как скажется на программе производства F-35 выход из нее турецких компаний.
По мнению экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор сама Анкара, остается открытым. «Стремление Турции получить С-400 объясняется как соображениями безопасности, так и геополитическими причинами. Обладание этой системой обеспечит Анкаре многоцелевую защиту от ракет большой дальности, которыми в Ближневосточном регионе обладают сразу несколько государств — Израиль, Иран, Саудовская Аравия, и прикрытие от ударов авиации в случае конфликта с тем или иным региональным игроком,— пояснил “Ъ” старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.— Кроме того, в условиях последовательного ухудшения отношений с США президенту Эрдогану принципиально важно иметь не просто продвинутую систему ПВО. Ему необходима система, которая не будет контролироваться Западом и обеспечит его стране стратегическую автономность в вопросах безопасности».
«Зенитные системы нужны Турции для обеспечения собственной безопасности. При этом альтернативные предложения союзников по НАТО оказались для Анкары неприемлемыми. Турецким властям навязывали такие условия продажи, как географические ограничения для размещения противоракет или ограничения на передачу чувствительных технологий,— продолжает, в свою очередь, бывший глава МИД Турции Яшар Якыш.— В итоге Анкара посчитала, что ей в большей степени подходит российское предложение».
Турецкие официальные лица неоднократно говорили, что сделка по закупке российских зенитных ракетных систем предусматривает передачу чувствительных технологий и локализацию производства. Однако власти РФ, комментируя эту тему, напрямую это не подтверждали.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает значение российских С-400 для обеспечения безопасности Анкары более сдержанно, настаивая на том, что стремление Турции получить российские системы ПВО в гораздо большей степени объясняется той политической игрой, которую президент Эрдоган ведет в отношениях с США и странами Запада, пытаясь оказать давление на Вашингтон и Брюссель путем разыгрывания «российской карты».
«Военная аргументация в стремлении получить российские С-400 для Анкары далеко не главная. Если под угрозой введения американских санкций и сворачивания военно-технического сотрудничества с США президент Эрдоган поймет, что в вопросе об С-400 издержки и риски для него выше, чем изначально предполагалось, то он может пойти на отказ от сделки с Москвой. Российская сторона должна быть готова к такому неблагоприятному сценарию и рассматривать возможные варианты компенсации в случае, если контракт по С-400 не будет выполнен, как это в свое время произошло с французскими вертолетоносцами Mistral»,— пояснил “Ъ” господин Пухов.
Впрочем, турецкие собеседники “Ъ” это мнение не разделяют. «Анкара все равно не откажется от покупки С-400,— заверил “Ъ” эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы.— Этого требует многовекторная политика. Кроме того, у Анкары тоже есть свои преимущества: ее стратегическое положение крайне важно для НАТО». Схожую точку зрения высказывает живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «За покупку С-400 Турцию накажут только срывом контракта по F-35, но не думаю, что США пойдут на полное прекращение военно-технического сотрудничества»,— заявил “Ъ” Тимур Ахметов.