Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ягодки опять: почему самолеты холодной войны всё еще в ходу


27 июля 2018 года Александр Ермаков, Известия


В США планируют сохранить истребитель F-16 в серии до 2030 года и продвигают для своих военно-воздушных сил очередную модификацию F-15. В России продолжаются массовые закупки наследников Су-27 и проходит госиспытания МиГ-35 — обновленный МиГ-29. Портал iz.ru разбирается, почему ветераны холодной войны и не думают уходить на покой.

С самого зарождения военной авиации истребители были самым быстро стареющим классом самолетов. Неудивительно: их жизнь — вечная гонка, отставание в которой, в летных ли характеристиках, в вооружении ли, смерти подобно. В годы мировых войн самолеты устаревали практически мгновенно, через год–два, чтобы оставаться конкурентоспособными, требовалась как минимум новая модификация с более мощным двигателем и хорошо бы еще вооружением.

Считанные годы жили в производстве и в строю на родине (в странах третьего мира, конечно, «застревали» надолго) и первые реактивные истребители. Так, чрезвычайно удачный и массовый МиГ-15 производился в СССР в истребительной версии всего четыре года. Впрочем, с каждым годом и с каждым, столь любимым в авиационной журналистике, «поколением» срок жизни рос. МиГ-21 уже производили в СССР 26 лет подряд, а в Китае, который долго осваивал выпуск чего-то более сложного, копии «балалайки» выпускались до 2013 года (двухместные учебные — аж до 2017-го). Его противник в небе Вьетнама и Ближнего Востока, F-4 «Фантом II», продержался на конвейере тоже неплохие 20 лет.

Связано это было с целым рядом объективных и субъективных факторов. Самолеты становились всё сложнее, дороже, прогресс в летных характеристиках уперся в барьеры, преодоление которых требовало неадекватных результату затрат. К тому же всё в большей степени истребители становились носителями оружия и радиоэлектронных систем и всё в меньшей — собственно летательными аппаратами. И, похоже, переломный момент наступил с четвертым поколением истребителей, последним холодной войны. Несмотря на почтенный возраст и наличие преемников, они просто отказались уходить на покой.

Соколы и Орлы

18 августа 1978 года в Техасе прошла торжественная церемония передачи ВВС США первого серийного истребителя новой модели — F-16. Проект корпорации «Дженерал Дайнемикс» победил в стартовавшем в конце вьетнамской войны конкурсе на новый легкий, дешевый и высокоманевренный истребитель, который вместе с тяжелым F-15 должен вернуть США господство в воздухе. Перспективы казались тогда отличными — удалось подписать на новую машину четырех европейских союзников, иранский шах купил аж 160 плюс еще 140 опционом, пару дней назад Израиль подписался на 75, конечно, в рамках военной помощи, но, в конце концов, какая разница, кто платит?

Однако вряд ли кто-то поверил бы тогда, что через 40 лет по другую сторону Атлантики, на английском авиасалоне Фарнборо-2018 директор по развитию программы F-16 в уже совершенно другой корпорации, «Локхид Мартин», радостно отчитается о том, что самолет переживает настоящее возрождение, за полгода заключили два контракта общим объемом в 30 истребителей новой модификации F-16V, поприветствовали в «семье» 27-ю страну — Словакию, и по текущим планам можно надеяться на заказы в общей сложности на 200 машин, что сохранит производство до 2030 года. И это еще если не выиграть индийский мега-контракт «MMRCA 2.0» на 110 истребителей, а шансы есть. И не помеха этому раскручивающееся производство своего же истребителя пятого поколения F-35 — дорог, продается политически «правильным» клиентам, да и избыточны его возможности для многих. Хотя пришлось оставить новичку основные цеха в Техасском Форт-Уорте, где F-16 производились без перерыва с 70-х, и переезжать в Гринвилл, штат Южная Каролина.

Что же произошло за эти 40 лет и привело к такому развитию событий? Изменились как сами самолеты, так и мир вокруг них. Со вторым понятнее — закончилось противостояние СССР и США, что резко ударило по программам истребителей пятого поколения. За почти 30 лет с тех пор в мире полноценно встал в строй только один F-22A «Раптор» (и то спасибо, что к 1991 году уже на испытаниях был), и «проходят курсы молодого бойца» еще трое — F-35, российский Су-57 и китайский J-20. При этом в наступившей эпохе локальных войн оказалось, что «четверки»… отлично со всем справляются. Боевое применение тех же F-22A, весьма эпизодическое, ограничивается несколькими сугубо показательными сбросами корректируемых авиабомб на здания с террористами в Сирии и Афганистане. И всем очевидно, что тот же F-16 справляется с этим как минимум не хуже.

Последнее обусловлено большим путем, который прошли мало изменившиеся внешне машины. Достигнув обусловленного техническими и «биологическими» (выносливость и навыки среднего пилота) барьера в летных и маневренных характеристиках и воспользовавшись стремительным прогрессом в радиоэлектронике, истребители четвертого поколения сосредоточились в развитии на оборудовании и вооружении. Первые F-16A оснащались довольно слабым радаром и вообще не были способны применять ракеты «воздух – воздух» средней дальности, что было даже в те годы анахронизмом, не говоря уже о высокоточном оружии для поражения наземных целей. Продаваемые сейчас — оснащаются мощным радаром с АФАР, несут до 10 ракет «воздух – воздух», включая AIM-120 с дальностью пуска более 100 км, с помощью прицельных контейнеров способны сами искать цели для различных корректируемых бомб и ракет, а в арсенал входят крылатые ракеты JASSM-ER с дальностью около 1000 км.

Похожий процесс произошел с F-15 «Игл», который создавался как истребитель завоевания господства в воздухе «предельных параметров», а получил второе рождение в качестве ориентированной на ударные задачи, созданной на базе учебной двухместной модификации версии F-15E «Страйк Игл». Результат оказался столь удачен, что в качестве тяжелого ударного самолета тактической авиации он вытеснил специализированные F-111, а полноценную замену им было решено не создавать. Проводя параллели с отечественной авиатехникой — это как если бы в России Су-24 были полностью сняты с вооружения и заменены Су-30, а на Су-34 и вовсе не нашлось бы денег. Кстати, локально похожий процесс происходит — в штурмовых эскадрильях Морской авиации Су-24 заменяются именно на универсальные и относительно дешевые Су-30СМ.

Поставки F-15 для ВВС США продолжались с 1974 до 2001 года, причем последнее десятилетие — только в модификации F-15E. Производство различных вариантов «Е-шки» продолжается и до сих пор, причем долгое время «Страйк Игл» был наиболее дорогим и «элитным» самолетом, который США продавали на экспорт. Сейчас его частично потеснил F-35, однако если речь не идет о малозаметности, а только о грубой мощи, то последние модификации «Страйк Игла» всё еще вне конкуренции. Так, очередное поколение этой машины в виде саудовских и катарских F-15SA и F-15QA способно нести до 22 ракет «воздух – воздух», оснащено новым кабинным оборудованием, средствами РЭБ и электродистанционной системой управления. Текущих заказов хватит для производства до 2022 года, а в случае реализации опциона Катара на еще 36 машин оно продлится в общей сложности больше полувека.

Возможно и возобновление поставок для ВВС США — «Боинг» надеется продать Пентагону истребители новой постройки под индексом F-15X, созданные на основе новейших экспортных. Летающие «ракетные батареи» могли бы быть полезны для задач ПВО США, однако, скорее всего, дело ограничится модернизацией имеющихся. Тем не менее, попытка продать вновь истребитель, который закупали почти 20 лет назад, показательна. У «Боинга» уже есть успешный опыт с продажами Пентагону сверх изначальных планов палубного F/A-18E/F «Супер Хорнит». Его, впрочем, мы обойдем стороной, так как фактически это, как и европейские «Тайфун» и «Рафаль», самолет уже 90-х — от детища холодной войны F/A-18 «Хорнет» там не больше, чем в МиГ-31 от МиГ-25.

Вторая молодость «Сухих»

А что у нас? В России 90-е и «нулевые» годы прошли под знаком практически прекращения оборонзаказа, а производители оказались пущены на вольные хлеба мирового рынка. Однако то, что могло стать катастрофой, стало основой для будущего развития. Иркутский и Комсомольский авиазаводы во многом по своей инициативе создали на основе позднесоветской идеи приспособить к задачам ПВО спарку Су-27УБ «русский Страйк Игл» — многоцелевой истребитель Су-30. Машины этого типа, производимые в нескольких различных версиях, были проданы в огромном для этого класса количестве: 272, считая ведущуюся до сих пор сборку на месте, в Индию, около 250 — в ряд других стран. Сейчас под индексом Су-30СМ он «вернулся на Родину» и не только поставляется в больших количествах в ВКС и Морскую авиацию ВМФ России (по предыдущей госпрограмме вооружений законтрактовано 116 машин, точное число закупленных в новой неизвестно, передано 108), но и становится де-факто единым истребителем ОДКБ — уже закупается Казахстаном и Белоруссией.

Комсомольские контракты с Китаем и рядом других стран на местную, более простую, версию Су-30 и экспортные Су-27 обеспечили финансовую почву для разработки нового поколения одноместного Су-27, получившего индекс Су-35С. Разница в возможностях по сравнению с оригинальными Су-27 столь же огромна, как и в семействе F-16 — на Су-35 установлены самая мощная истребительная РЛС в мире, развитые комплексы РЭБ и ситуационной осведомленности, новое ракетное вооружение, полностью стеклянная кабина. При этом, в отличие от американских коллег, летные характеристики и маневренность только улучшены, в том числе за счет двигателей с управляемым вектором тяги. Для ВКС России законтрактовано 98 машин, из которых передана 71. Заключены твердые контракты с Китаем (14 единиц) и Индонезией (11 единиц), ведутся активные переговоры еще с рядом стран.

Таким образом, для «Сухих» гарантирована серия как минимум до начала 2020-х годов, так что за долгожитие с американскими партнерами они еще поборются, доказывая талант советских конструкторов, заложивших серьезный потенциал развития, и российских — грамотно его раскрывших. В более сложном положении находятся «МиГи» — переживший практически «клиническую смерть» МиГ-29 пытаются реанимировать в виде МиГ-35. Подводит, что по сравнению даже с Су-30 он обладает явно более скромными возможностями при неочевидной (в условиях малых масштабов производства особенно) экономической выгоде. В активе сейчас только контракт с Египтом на несколько упрощенные МиГ-29М/М2 (минимум 50 единиц) и госиспытания МиГ-35 в интересах ВКС России, пообещавших закупить 24 машины, как всем очевидно, в первую очередь для поддержки производителя и помощи в продвижении на экспорт.

И если перспективы «МиГа» неочевидны, то в отношении остальных знаковых ветеранов холодной войны можно уверенно сказать, что они, несмотря на появление истребителей пятого поколения, собираются ближайшее десятилетие активно бороться за контракты в мире и дома, а на службе сохранятся еще текущее человеческое поколение.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer