Выступление Короткова состоялось в рамках заседания совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации. В подготовленных к мероприятию материалах сообщалось о том, что «Министерством промышленности и торговли РФ предложен механизм вхождения ПАО «ОАК» в состав государственной корпорации «Ростех». Кроме того, обсуждается вариант объединения ПАО «ОАК» с акционерным обществом «Вертолеты России». Таким образом, под началом единой управляющей компании планируется объединить компетенции вертолето- и самолетостроения».
Разговоры о вхождении ОАК в состав «Ростеха» ведутся более года. Об этом заявляли и глава «Ростеха» Сергей Чемезов, и президент ОАК Юрий Слюсарь. Между тем о варианте объединения в ОАК и подведомственного «Ростеху» холдинга «Вертолеты России» было сказано впервые. Генконструктор ОАК Сергей Коротков при этом сообщил, что «объединение мощностей, которые есть и у ОАК, и у «Вертолетов России», безусловно, помогут нам справиться с поставленными задачами. Потому что сегодня большой потенциал промышленного производства накоплен как у «Вертолетов России», так и в ОАК». По его словам, работа по совместному использованию конструкторского и промышленного потенциала двух компаний уже ведется. Кроме того, можно получить выгоду от совместного использования полигонов и аэродромов.
«Будет объединение или не будет, это, наверно, вопрос, который не мне нужно адресовать. А то, что сегодня уже мы можем реально работать совместно, – это факт», – сказал Коротков. При этом генконструктор рассказал о новых направлениях, позволяющих ускорить разработку авиационной техники. По его словам, это «электронное моделирование процессов функционирования агрегатов и виртуальные испытания». Их использование, по мнению Короткова, поможет «созданию перспективных энергетических систем самолетов, чтобы в будущем они стали носителями оружия на новых физических принципах». По словам генконструктора, также идет разработка межвидовых систем (типа «Кинжал») «с использованием существующих образцов авиатехники и для вновь проектируемых».
Такое объяснение новых шагов в развитии авиационного производства, конечно, в известной степени объясняет идею объединения ОАК и «Вертолетов России» в единый холдинг под управлением «Ростеха». Тем более что не исключено, что оружие на новых физических принципах будут применять и вертолеты.
В конце минувшей недели пришедший из Минобороны в правительство вице-премьер Юрий Борисов и сменивший его в военном ведомстве выходец из «Ростеха» Алексей Криворучко инспектировали авиационные предприятия Дальнего Востока.
В частности, они посетили вертолетный завод «Прогресс» в Арсеньеве, где проходит модернизация производства и налаживается производство новых модификаций вертолетов Ка-52 с применением современных материалов и новых видов вооружений. Как известно, российский разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» хорошо зарекомендовал себя во время выполнения боевых задач в Сирии. Он не уступает мировым аналогам, а по некоторым характеристикам превосходит их. В РФ собрано уже более 200 таких машин.
Выбивается Россия в мировые лидеры и в производстве многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57, серийное производство которых осваивается на «Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина» (КнААЗе), входящем в ОАК. Как рассказал журналистам, посещая КнААЗ, Алексей Криворучко, в ближайшее время будет заключен первый контракт на поставку в Вооруженные силы страны 12 самолетов Су-57.
Это не много, конечно же, всего одна эскадрилья. Для сравнения: в ВВС США и других странах сейчас эксплуатируется более 200 американских многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Как считает глава ОАК Юрий Слюсарь, российский истребитель Су-57 лучше: «Он хорошо показал себя в Сирии и превосходит самолеты аналогичного типа, выпускающиеся в США и Китае».
Как быстро наладят производство Су-57 – неизвестно. Вхождение ОАК в состав «Ростеха» предположительно ускорит этот процесс. Кроме этого, на очереди шаги, связанные с возрождением гражданского авиастроения. Именно с этой целью на прошлой неделе в ОАК при участии министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова прошло обсуждение вопросов по этой тематике. Как сообщает Минпромторг, «в частности, обсужден ход реализации программы и развитие семейства «Суперджет», включая создание версии самолета на 75 мест, а также обсуждена организация серийного производства самолетов семейства МС-21, рассмотрен ряд других вопросов». При этом руководство ОАК опровергло информацию о том, что готовит программы по возобновлению производства сверхтяжелого самолета Ан-124 «Руслан» в России. «НГ» (см. номер от 04.06.18) уже писала о том, что этого нельзя пока сделать, поскольку в России нет разработок двигателей для этих типов самолетов (они производились в Украине).
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов рассказал «НГ» о том, что идея вхождения ОАК в структуры «Ростеха» не нова. «В «Ростехе» имеются разнородные холдинги. И «Ростех» регулярно прирастает новыми предприятиями и корпорациями. Он производит значительную долю разнородной оборонной продукции. Демонстрирует при этом хорошие показатели. Может быть, было бы целесообразным сделать его в правительстве министерством оборонной промышленности или министерством передовых технологий, как это было во времена СССР», – предложил эксперт.