Как рассказали «Известиям» в Минобороны, в начале следующего года два серийных Су-57 должны быть переданы в 4-й Центр боевой подготовки ВКС.
Липецкий авиационный центр занимается разработкой и внедрением новых методик боевого применения авиационных комплексов. Здесь переучивают летный и инженерно-технический состав строевых частей для пилотирования новыми типами самолетов. Ранее в центре были обкатаны многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35С.
В ВКС действует двухступенчатая система принятия на вооружение новых самолетов. Сначала серийные экземпляры поступают Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны (ГЛИЦ), который расположен в городе Ахтубинске Астраханской области. Этот этап завершится до конца нынешнего года. После этого Су-57 передадут в липецкий авиацентр.
В ЦБП с Су-57 сначала будут работать летчики-инструкторы. Они проверят работу системы вооружений, радиолокационных станций, а также проведут учебные пуски авиационных средств поражения. По итогам испытаний им предстоит сформировать программу боевой подготовки, разработать тактические приемы, позволяющие максимально эффективно использовать летные характеристики, возможности бортового оборудования и вооружения новых летательных аппаратов. Только после этого в Липецке начнется обучение пилотов строевых полков и эскадрилий.
В Ахтубинске испытатели проведут исследовательские полеты на критических режимах. То есть определят, когда самолет может свалиться в штопор, с какой максимальной скоростью и перегрузкой он может выполнять маневры безопасно для пилота. В ходе этих испытаний еще раз проверят прочность конструкций планера Су-57.
По итогам обкатки Су-57 будет подготовлено руководство по летной эксплуатации (РЛЭ). Этот набор справочных материалов и инструкций называют Библией самолета. Пилоту надо знать этот документ практически наизусть и неукоснительно его соблюдать. В руководстве, в частности, описываются схемы действий пилота при возникновении той или иной нештатной или аварийной ситуации. Знания руководства не раз спасало пилотов в критических ситуациях.
Принятие на вооружение нового самолета — это сложный многоступенчатый процесс, который имеет четкий порядок и его обязательно нужно соблюдать, рассказал «Известиям» летчик-испытатель Герой России Роман Таскаев.
— Сначала самолеты проходят этап предварительных испытаний, — рассказал эксперт. — За него отвечает разработчик. На этом этапе самолет обкатывают гражданские летчики-испытатели с привлечением военных авиационных специалистов. Затем машину отдают ВКС.
В 4-м Центре боевой подготовки фактически начнется боевая эксплуатация Су-57, рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России, генерал-лейтенант Валерий Горбенко.
— По рекомендациям летчиков-испытателей будут вноситься незначительные правки в инструкции по пилотированию и боевому применению. Также пилоты будут сообщать инструкторам свои замечания, касающиеся непосредственно конструкции и работы самого самолета. Обычно на этом этапе начинается серийный выпуск новых машин, — пояснил он.
По словам эксперта, процесс поступления Су-57 в другие части ВКС может проходить параллельно. Он уверен, что от поступления в ЦБП до начала поставок самолетов в авиационные части пройдет всего несколько месяцев.