На авиасалоне Фарнборо в Великобритании официально дан старт проекту разработки нового британского истребителя шестого поколения. Машину назвали Tempest в честь одноименного истребителя Второй мировой войны.
Британия делает сама
До 2025 года в научно-исследовательскую часть проекта будет вложено свыше 2 млрд фунтов (более $2,6 млрд). Всё это позволит разработать набор технологий, которые будут применены на новых машинах, вводимых в строй после 2035 года. Самолет должен будет заменить в британских ВВС истребитель Eurofighter Typhoon.
Tempest восходит к раннему поисковому проекту Replica, которые вела в 1994–1997 годах компания BAE Systems. Тогда Британия вырабатывала технический облик перспективного тактического истребителя и решала вопрос о том, делать ли ее самостоятельно или пока отложить разработку и закупить американские F-35. Как мы теперь знаем, выбрано было второе направление, однако научно-технический задел будет использован при проектировании самолета следующего поколения.
Этим объясняется и амбициозность: Лондон не собирается повторять машины пятого поколения, а сразу намерен взяться за шестое. Этому есть ряд практических объяснений и помимо выбора, уже сделанного в пользу закупок американского F-35. Тяжелая история разработки «еврофайтеров» и весь опыт европейских оборонных программ с 1980-х годов показывает: они не столько даже дороги (а они очень недешевы), сколько крайне медленно реализуются.
В итоге, запуская проектирование, типовая ведущая европейская держава рискует в самом лучшем случае получить готовую к серийному производству машину пятого поколения в точности тогда, когда США и, возможно, Россия с Китаем выкатят прототипы самолетов шестого поколения.
Британцы делают истребитель не в изоляции: в кооперацию по Tempest включены, помимо национальных чемпионов BAE Systems и Rolls-Royce, итальянский концерн Leonardo (бывшая Finmeccanica, диверсифицированная авиастроительная группа), а также консорциум MBDA (общеевропейское объединение по производству авиационных средств поражения).
Для самолета будут создаваться специальный многорежимный двигатель и бортовая система управления с самообучающимся искусственным интеллектом и функцией «виртуального кокпита», проецируемого внутрь пилотского шлема. Самолет будет способен управлять беспилотниками и оснащаться «оружием направленной энергии».
Разделенный континент
Однако мы видим, что в шестом поколении Европа повторяет судьбу поколения четвертого. В 1980-х годах проект единого евроистребителя развалился на национальный французский Dassault Rafale и, собственно, похудевший консорциум Eurofighter, выкативший в итоге Typhoon.
Буквально в течение последних месяцев Франция и Германия продвинулись в понимании того, как они будут развивать свои воздушные силы. На данный момент обе страны намерены делать свой истребитель шестого поколения — FCAS (Future Combat Air System), который заменит и «рафали» во Франции, и «еврофайтеры» в Германии (а возможно, и не только — как минимум, интерес проявлен к замене испанских F-18). Новый самолет планируется сделать к 2040 году.
Характерно, что ранее Франция собиралась участвовать как раз в совместном проекте с Британией. То, что сейчас показано под маркой Tempest, как раз и должно было именоваться FCAS (сейчас программа именуется FCAS TI — Future Combat Air System Technology Initiative). Но не сложилось: ковавшийся с конца 2000-х годов военно-политический союз Франции и Британии дал слабину, и Париж вернулся назад, в традиционный тандем с Берлином, который с 1970-х считается опорой Евросоюза.
Франция официально не отказывалась от работы с британцами, но на практике выбор Парижа был сделан в пользу «континентального истребителя».
Шестое только на горизонте
Что такое боевой летательный аппарат шестого поколения, в точности не определено до сих пор. Зануды, впрочем, укажут, что и пятое поколение единого четкого определения по-прежнему не имеет. Однако определенные характерные черты этих будущих концептов уже определены.
Главный из них — создание полностью беспилотных боевых авиационных комплексов. Эти машины проектируются как беспилотные и лишь после этого — как «опционально пилотируемые». Это общее место: например, российский концепт шестого поколения, прорабатываемый сейчас в самой начальной стадии, ориентирован именно на беспилотное исполнение, и лишь в качестве возможного допускается пилотируемый вариант. Беспилотные машины имеют определенные плюсы, в частности, они легче и имеют свои преимущества по перегрузкам и допустимому уровню физических полей.
Более того, шестое поколение предусматривает создание «стай»: групп машин, работающих в единой боевой сети обмена информацией. В России рассматривался в том числе вариант пилотируемого «командного» самолета во главе стаи беспилотников.
Шестое поколение, скорее всего, станет первым двухсредным. Самолеты станут воздушно-космическими и получат возможность действовать не только в верхних слоях атмосферы, но и на орбите. При этом будет внедрено новое поколение композитов и наноматериалов, которые в том числе радикально снизят радиолокационную и инфракрасную заметность самолетов.
Среди откровенно фантастических (по крайне мере, из сегодняшнего дня) предложений — метаморфизм: придание самолетам способности изменять форму в полете и не только в виде изменения стреловидности крыла.
Само собой, особый интерес представляют бортовые комплексы вооружения «на новых физических принципах». К ним в первую очередь относится электромагнитное оружие, способное поражать бортовую аппаратуру вражеских летательных аппаратов. Кроме того, допускается создание лазеров, что будет выгодно для применения в том числе и за пределами атмосферы.
Помимо европейцев и России, соответствующие проработки ведутся в Китае (проект «Темный меч») и в США (где программы размножаются из-за противоречий ВВС и авиации флота).