Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй из поколения шесть


19 июля 2018 года Денис Комаровский, Известия


Европейские страны запускают амбициозные проекты боевой авиации следующего — шестого — поколения. Вслед за Францией и Германией презентацию перспективной машины провела Великобритания. О том, как причудливо тасуются команды-конкуренты в европейском авиапроме, — в материале iz.ru.

На авиасалоне Фарнборо в Великобритании официально дан старт проекту разработки нового британского истребителя шестого поколения. Машину назвали Tempest в честь одноименного истребителя Второй мировой войны.
 
Британия делает сама
 
До 2025 года в научно-исследовательскую часть проекта будет вложено свыше 2 млрд фунтов (более $2,6 млрд). Всё это позволит разработать набор технологий, которые будут применены на новых машинах, вводимых в строй после 2035 года. Самолет должен будет заменить в британских ВВС истребитель Eurofighter Typhoon.
 
Tempest восходит к раннему поисковому проекту Replica, которые вела в 1994–1997 годах компания BAE Systems. Тогда Британия вырабатывала технический облик перспективного тактического истребителя и решала вопрос о том, делать ли ее самостоятельно или пока отложить разработку и закупить американские F-35. Как мы теперь знаем, выбрано было второе направление, однако научно-технический задел будет использован при проектировании самолета следующего поколения.
 
Этим объясняется и амбициозность: Лондон не собирается повторять машины пятого поколения, а сразу намерен взяться за шестое. Этому есть ряд практических объяснений и помимо выбора, уже сделанного в пользу закупок американского F-35. Тяжелая история разработки «еврофайтеров» и весь опыт европейских оборонных программ с 1980-х годов показывает: они не столько даже дороги (а они очень недешевы), сколько крайне медленно реализуются.
 
В итоге, запуская проектирование, типовая ведущая европейская держава рискует в самом лучшем случае получить готовую к серийному производству машину пятого поколения в точности тогда, когда США и, возможно, Россия с Китаем выкатят прототипы самолетов шестого поколения.
 
Британцы делают истребитель не в изоляции: в кооперацию по Tempest включены, помимо национальных чемпионов BAE Systems и Rolls-Royce, итальянский концерн Leonardo (бывшая Finmeccanica, диверсифицированная авиастроительная группа), а также консорциум MBDA (общеевропейское объединение по производству авиационных средств поражения).
 
Для самолета будут создаваться специальный многорежимный двигатель и бортовая система управления с самообучающимся искусственным интеллектом и функцией «виртуального кокпита», проецируемого внутрь пилотского шлема. Самолет будет способен управлять беспилотниками и оснащаться «оружием направленной энергии».
 
Разделенный континент
 
Однако мы видим, что в шестом поколении Европа повторяет судьбу поколения четвертого. В 1980-х годах проект единого евроистребителя развалился на национальный французский Dassault Rafale и, собственно, похудевший консорциум Eurofighter, выкативший в итоге Typhoon.
 
Буквально в течение последних месяцев Франция и Германия продвинулись в понимании того, как они будут развивать свои воздушные силы. На данный момент обе страны намерены делать свой истребитель шестого поколения — FCAS (Future Combat Air System), который заменит и «рафали» во Франции, и «еврофайтеры» в Германии (а возможно, и не только — как минимум, интерес проявлен к замене испанских F-18). Новый самолет планируется сделать к 2040 году.
 
Характерно, что ранее Франция собиралась участвовать как раз в совместном проекте с Британией. То, что сейчас показано под маркой Tempest, как раз и должно было именоваться FCAS (сейчас программа именуется FCAS TI — Future Combat Air System Technology Initiative). Но не сложилось: ковавшийся с конца 2000-х годов военно-политический союз Франции и Британии дал слабину, и Париж вернулся назад, в традиционный тандем с Берлином, который с 1970-х считается опорой Евросоюза.
 
Франция официально не отказывалась от работы с британцами, но на практике выбор Парижа был сделан в пользу «континентального истребителя».
 
Шестое только на горизонте
 
Что такое боевой летательный аппарат шестого поколения, в точности не определено до сих пор. Зануды, впрочем, укажут, что и пятое поколение единого четкого определения по-прежнему не имеет. Однако определенные характерные черты этих будущих концептов уже определены.
 
Главный из них — создание полностью беспилотных боевых авиационных комплексов. Эти машины проектируются как беспилотные и лишь после этого — как «опционально пилотируемые». Это общее место: например, российский концепт шестого поколения, прорабатываемый сейчас в самой начальной стадии, ориентирован именно на беспилотное исполнение, и лишь в качестве возможного допускается пилотируемый вариант. Беспилотные машины имеют определенные плюсы, в частности, они легче и имеют свои преимущества по перегрузкам и допустимому уровню физических полей.
 
Более того, шестое поколение предусматривает создание «стай»: групп машин, работающих в единой боевой сети обмена информацией. В России рассматривался в том числе вариант пилотируемого «командного» самолета во главе стаи беспилотников.
 
Шестое поколение, скорее всего, станет первым двухсредным. Самолеты станут воздушно-космическими и получат возможность действовать не только в верхних слоях атмосферы, но и на орбите. При этом будет внедрено новое поколение композитов и наноматериалов, которые в том числе радикально снизят радиолокационную и инфракрасную заметность самолетов.
Среди откровенно фантастических (по крайне мере, из сегодняшнего дня) предложений — метаморфизм: придание самолетам способности изменять форму в полете и не только в виде изменения стреловидности крыла.
 
Само собой, особый интерес представляют бортовые комплексы вооружения «на новых физических принципах». К ним в первую очередь относится электромагнитное оружие, способное поражать бортовую аппаратуру вражеских летательных аппаратов. Кроме того, допускается создание лазеров, что будет выгодно для применения в том числе и за пределами атмосферы.
Помимо европейцев и России, соответствующие проработки ведутся в Китае (проект «Темный меч») и в США (где программы размножаются из-за противоречий ВВС и авиации флота).



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBngws
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/room/cabinet/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer