Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Когда расправит крылья региональная авиация


16 июля 2018 года Алексей Никишин, Парламентская газета


Сегодня состояние региональной авиации вызывает тревогу. Устаревший парк воздушных судов, скромное бюджетное финансирование, нерентабельные маршруты. Впрочем, таким положение дел было не всегда. Люди, заставшие советские годы, помнят совсем иные времена, когда из одного райцентра в другой самолеты отправлялись с регулярностью автобусов. Можно ли вдохнуть жизнь в региональные перевозки и какие шаги для этого потребуются?

ТИШИНА НАД АЭРОПОРТОМ

В советской комедии «Афоня» главный герой улетает со своей малой родины и, стоя перед расписанием, никак не может определиться с выбором: в какой город лететь? Аэропорт этот явно находится в глубокой провинции. Сейчас подобная сцена выглядит невозможной. Например, из аэропорта города Воронежа (крупный промышленный центр с миллионным населением) в советские годы можно было напрямую улететь в 62 города союзного значения: от Калининграда на западе до Новосибирска на востоке. Плюс можно было попасть в 31 населенный пункт местного значения. Сегодня в расписании воронежского аэропорта значится четыре города. «Реальность такова, что и аэропорты, и авиационный парк в подавляющем большинстве регионов, кроме столиц, находятся в неудовлетворительном состоянии», — констатирует сенатор Вячеслав Штыров. Кроме того, добавляет он, сократилось и количество самих аэропортов: с 1450 в советское время до 287 сейчас. «Сокращение аэропортов означает, что каждый год часть населенных пунктов, особенно в отдаленных районах Севера и Дальнего Востока, остается вне всякой транспортной доступности», — замечает сенатор. Депутат Андрей Андрейченко представляет один из самых дальних регионов в нашей стране — Дальний Восток. «Для нас региональное сообщение означает живые связи. Дальний Восток, помимо материковых пространств, — это еще и сто островов, добраться туда иным способом, как по воздуху, невозможно», — рассказал депутат. Над большинством региональных аэропортов сегодня висит гнетущая тишина. Самолеты взлетают отсюда редко, а если и взлетают, то направляются в основном в столицу. Причины известны: аэропорт сложное и очень дорогое хозяйство и содержать его региональным бюджетам просто не под силу. Чем меньше рейсов выполняет аэропорт и местная авиакомпания, тем дороже они обходятся региональному бюджету.

СПРОС ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ

«Региональное сообщение убивает его высокая себестоимость», — отмечает Вячеслав Штыров. Сегодня себестоимость перевозки одного пассажира на федеральных авиалиниях составляет 2,5 рубля за километр, в полетах между регионами этот показатель составляет уже 5 рублей, а на внутрирегиональных перевозках себестоимость и вовсе приближается к 35 рублям за километр. Проблема в том, что такую стоимость билета люди, проживающие в региональных городах, а тем более в сельской местности, заплатить, конечно, не могут.

Вместе с тем, как отмечает Вячеслав Штыров, с количеством пассажиров, которые готовы лететь по более низким ценам, проблем в регионах нет. «Учеба, бизнес, отпуск, болезнь, экстренные случаи с родственниками, оформить в райцентре пенсию, в конце концов… Но нет средств на покупку билета из-за его астрономической дороговизны для простых людей. Вот почему должен быть разработан комплекс мер по снижению стоимости перевозок до уровня платежеспособного спроса населения», — считает сенатор. Депутат Андрей Андрейченко видит выход в строительстве в разных концах страны больших пересадочных узлов — хабов. «Сегодня пассажир, которому надо добраться из Самары в Волгоград, которые разделяют 650 километров, летит через Москву, затрачивая 6-7 часов и наматывая почти 2000 воздушных километров. Новые транспортные хабы с большим количеством межрегиональных рейсов помогут сэкономить время на дорогу и сделают межрегиональные перелеты рентабельнее. Строительство таких транспортных узлов должно стать частью государственной транспортной стратегии», — считает депутат. Кстати, такой проект действительно разрабатывался одной из групп экспертов. Согласно ему, на территории страны должно возникнуть более 12 хабов. Однако проблема в том, что для осуществления столь масштабного проекта требуются и немалые финансовые вливания. Андрей Андрейченко напоминает, что проблема транспортной доступности отдаленных районов имеет политическое значение: из-за невозможности свободно перемещаться под угрозу может быть поставлена целостность страны. Депутат призывает Правительство к решительным мерам. «Цена нефти, первоначально заложенная в бюджет, сегодня намного превышает ту цену, которую мы имеем по факту. Благодаря этому наш бюджет уже перестал быть дефицитным», — констатирует он и предлагает направить нефтяные излишки бюджета на развитие регионального авиационного транспортного сообщения. «Здесь нужна политическая воля Правительства», — констатирует Андрей Андрейченко.

НУЖНА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Правительству, скорее всего, будет трудно решиться на столь радикальные меры, считает Вячеслав Штыров. По его мнению, следует сосредоточиться на пошаговом выполнении пунктов рекомендаций, которые направлены в Правительство рабочей группой в Совете Федерации. Например, снижение аэропортовских сборов в цене авиабилета. В начале двухтысячных решение вроде бы было найдено: на базе региональных аэропортов стали создавать федеральные казенные предприятия. Смета затрат таких аэропортов утверждается на федеральном уровне. Часть их включается в цену билета, другая — компенсируется из федерального бюджета. Таким образом, в цене билета значительно уменьшаются аэропортовские сборы. «Такая система софинансирования начала работать в Якутии, ей последовали еще шесть регионов. Но в 2008 году из-за непростой ситуации в экономике федеральный Центр раз за разом снижал свою долю финансирования, что поставило аэропорты на грань банкротства. Такая картина сохраняется и сейчас», — отмечает сенатор. Исправить ситуацию можно путем более гибкого использования налоговых механизмов. Это касается, прежде всего, налога на добавленную стоимость. Его следует обнулить в тех областях, которые касаются авиаперевозок, — билеты, топливо, запчасти. Неподъемен для региональных аэропортов и налог на землю. «По классификации эти земли относятся к землям промышленности. Соответственно, и налог с них рассчитывается как с земли предприятия, которое зарабатывает миллионы. Но у региональных аэропортов-то такой выручки просто не может быть», — говорит Вячеслав Штыров.

Другая проблема касается государственного субсидирования непосредственно самих авиаперевозок. Сегодня практика государственного субсидирования перевозок с Дальнего Востока уже существует. Но ее не менее важно распространить и на ряд местных авиалиний, особенно там, где из-за за трудной доступности нет альтернативы воздушному сообщению. «Для этого должен быть определен перечень социально значимых авиалиний и порядок их финансирования из федерального и регионального бюджетов. Проблем много, и для их решения нужно единое государственное целеполагание, которого пока в отношении региональной авиации мы не видим», — считает сенатор. Сейчас финансирование региональной авиации и оснащение ее новой техникой раскидано по многим подпрограммам и программам, занимаются ими разные министерства. Так мы проблему не решим, считает Вячеслав Штыров. По его мнению, необходима государственная программа поддержки региональной авиации, которая финансируется отдельной строкой в бюджете. В ней должно быть отражено и финансирование аэропортов, и поддержка региональных авиакомпаний, и, конечно, обновление парка их воздушных судов.

ГДЕ ЛЕТАЕТ «СУПЕРДЖЕТ»?

Парк региональных авиакомпаний сегодня стремительно стареет. Возраст воздушных судов колеблется в диапазоне от 36 до 44 лет. Одним из самых популярных самолетов до недавнего времени был Ан-26. Сегодня эти незаменимые на дистанциях малой дальности самолеты массово встают на прикол. Запчастей с Украины для них не поступает. «Ан-26 сегодня устарел морально. Его двигатели рассчитаны на авиационный бензин (современные воздушные суда летают только на авиационном керосине), такое топливо производит всего один завод в стране и цена его в десять раз дороже. Некоторые компании устанавливают на Ан американские двигатели, но это тоже дорого, да и проблемы возникают с ремонтом», — рассказывает Вячеслав Штыров.

В федеральной программе авиапрома сделана ставка на самолет «Сухой Суперджет 100», который должен занять нишу регионального. По мнению сенатора, выбор этот ничем не обоснован. Не подходят «Суперджеты» для региональных аэропортов. Посадка на лед или грунт — это не про «Суперджет», да и двигатели у него расположены слишком низко для посадок на полосы, где проросла трава. Получилось так, что этот самолет выгоден только для конкретной авиастроительной фирмы, поскольку он может быть ориентирован на международный рынок, но ни одной проблемы региональной авиации он не решил. По мнению Вячеслава Штырова, это еще один аргумент в пользу того, что программа региональной авиации должна быть единой, включающей и авиастроение, и аэропортовое хозяйство, и механизмы финансирования. Такая программа будет в полной мере отвечать политическим задачам государства, которые, помимо всего прочего, выполняет региональное авиасообщение.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjqH2
Отдаем на аутсорс — http://freelance.youdo.com/polygraphy/printing/reklamnaya/bannery/: ТОП исполнителей в категории.
Малярные работы: http://remont.youdo.com/decorator/facades/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer