Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Советские авианосцы на американский лад


12 июля 2018 года Константин Чуприн, Военно-промышленный курьер


Проекты, подобные советским составным пикирующим  бомбардировщикам Владимира Вахмистрова («Звенья» одной войны», «ВПК» №26, 2018) были и за рубежом.

Проекты, подобные советским составным пикирующим  бомбардировщикам Владимира Вахмистрова («Звенья» одной войны», «ВПК» №26, 2018) были и за рубежом.

Еще в 1933 году американская флотская авиация получила огромные жесткие дирижабли Acron и Macoon, каждый из которых нес по четыре-пять истребителей F9C Sparrowhawk, назначением которых было как прикрытие дирижаблей, так и разведка. При этом истребители могли после выполнения полета возвращаться на их борт, прицепляясь к специальной трапеции. Впрочем, оба воздушных авианосца прослужили недолго, потерпев катастрофы.

Английская фирма Short создала трансатлантическую составную авиационную систему гражданского назначения Mayo Composite, скомбинированную из двух гидросамолетов – тяжелого носителя S.21 Maia  и размещаемого на его фюзеляже (с которого и происходил старт в полете) почтового S.20 Mercury. В 1938-м началась эксплуатация этой «сладкой парочки» (существовавшей в единственном экземпляре) авиакомпанией Imperial Airways. В 1941-м S.21 был уничтожен во время налета немецкой авиации на английской побережье, а S.20 и вовсе сдали в металлолом – его алюминий пошел на производство новых боевых самолетов.

В люфтваффе уже в период агонии гитлеровской Германии использовали для поражения наземных целей боевые аэросцепки Mistel. То были комбинации самолета управления (истребитель Me-109 или Fw-190), взлетавшего «на горбу» ударного самолета – начиненного взрывчаткой обычного бомбардировщика Ju-88, но в беспилотном варианте. В нужный момент летчик истребителя отцеплялся от ударного самолета, а последний продолжал движение на автопилоте, атакуя цель в крутом пике. «Мистели» применялись и против наших, и против союзнических войск, даже не без некоторых боевых успехов. Однако, уже не имея господства в воздухе, авиация Третьего рейха не смогла реализовать возлагавшиеся на «Мистели» немалые надежды.

В послевоенный период воздушные авианосцы служили в опытном качестве. С борта тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress (и их модификации B-50) американцы испытывали экспериментальные реактивные самолеты. В 1953-м один из них, X-1A, забравшись на высоту 21 км, развил скорость 2655 км/ч. Аналогичное применение нашел отечественный Ту-4 – копия B-29.

В первой половине 1950-х, до замены на знаменитый B-52 Stratofortress, основу межконтинентальной мощи Стратегического авиационного командования ВВС США составляли гигантские тяжелые поршневые (с дополнительными ТРД) бомбардировщики B-36.  Внушительная дальность полета – 13000 км с боевой нагрузкой 4,5 т (ядерные и термоядерные бомбы) – сочеталась в них с не отвечавшей требованиям времени скоростью (до 700 км/ч) и, как следствие, крайней уязвимостью перед реактивными истребителями. Поэтому командование САК задумало оснастить B-36 для самообороны «карманным» реактивным истребителем XF-85 Goblin, размещаемом в бомбоотсеке. Этот неказистый самолетик появился на свет 70 лет назад. После вылета из чрева «Миротворца» (так переводится присвоенная B-36 кличка Peacemaker) и отражения атаки истребителей противника «Гоблин» должен был возвращаться обратно, но при испытаниях выяснилось, что из-за турбулентности сделать это крайне трудно. Поэтому «Гоблин», живо напоминавший эдакую крылатую бочку, так и не избавился от буквы «X» (опытный самолет) в своем обозначении, и проект был закрыт.

Впрочем, в другой программе американцам удалось оснастить B-36 подвешиваемым под фюзеляжем реактивным самолетом-фоторазведчиком RF-84F Thunderflash (модификация истребителя F-84). В этом случае преследовалась цель наблюдения в отдаленных районах планеты, куда «Тандерфлэш» доставлялся межконтинентальным носителем.  После проведения аэрофотосъемки разведчик возвращался на борт B-36, прицепляясь к консоли системы подвески. Разумеется, это требовало от летчика «Тандерфлэша» большого мастерства.

В 1948-м ОКБ Александра Яковлева занималось малогабаритным реактивным истребителем Як-40 (не путать с появившимся гораздо позже популярным пассажирским самолетом с таким же наименованием), который в количестве шести штук мог бы подвешиваться под крыльями тяжелого бомбардировщика Ту-4. Такой комплекс рассматривался как элемент системы ПВО страны, т.е. в нем могла быть реализована на новом качественном уровне идея «Звена-Авиаматки». С середины 50-х в конструкторском коллективе Павла Цыбина разрабатывался разведчик-бомбардировщик РС (РСР) со сверхзвуковой крейсерской скоростью полета, для которого предусматривался воздушный старт с тяжелого носителя – модифицированного стратегического бомбардировщика Ту-95. Однако эти проекты развития не получили.
 
Сравнительно недавно рассекречены документы, содержащие информацию о разработке в США в середине 1970-х программы Micro-fighter/Airborne Aircraft Carrier Concept («Концепция воздушного авианосца – носителя малогабаритных истребителей»). Носителями всепогодных многоцелевых истребителей нового дизайна рассматривались соответствующим образом модифицированные тяжелый военно-транспортный самолет C-5A Galaxy и широкофюзеляжный пассажирский Boeing 747F. Истребители (по 10 на носитель) должны были размещаться внутри фюзеляжа и могли использоваться как для противодействия ударной авиации противника (в т.ч. советским дальним бомбардировщикам-ракетоносцам Ту-22М), так и для уничтожения наземных и надводных целей. В концепции подробно освещались не только чисто технические вопросы, но и применение таких комплексов во взаимодействии с самолетами ДРЛО E-3 AWACS на различных театрах военных действий, в т.ч. в Европе, на Ближнем Востоке, в Индийском океане. Носитель должен был обеспечивать не только вылет и возвращение истребителей на борт, но и их дозаправку в воздухе, а также полный цикл технического обслуживания. Вот как далеко зашли идеи Владимира Вахмистрова, и кто знает, не получат ли они дальнейшего развития в обозримом будущем.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором



Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWQ1n
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/decorator/ceilings/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer