Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Нордавиа" нашла способ не отдавать кредит из-за стратегического статуса


10 июля 2018 года Валерия Комарова, РБК


«Нордавиа» удалось добиться беспрецедентного решения суда — оно позволит компании не возвращать кредит офшору благодаря статусу стратегического предприятия. Кредит не был согласован в ФАС, а значит сделка — ничтожная, решил суд.

Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отклонил иск сейшельской World Best Trade, которая требовала от авиакомпании «Нордавиа», подконтрольной бизнесмену Сергею Кузнецову, возврата кредита на 639,3 млн руб., говорится в постановлении суда от 3 июля. В качестве аргумента председательствующий судья Борис Стешан указал на необходимость согласования такой кредитной сделки между иностранным инвестором и стратегическим предприятием («Нордавиа») в Федеральной антимонопольной службе. Сейшельская компания не предоставила доказательства того, что получила одобрение ФАС, сделка признана «ничтожной», решил судья.

«Нордавиа», которая занимает 17-е место среди российских авиакомпаний по количеству пассажиров (в 2017 году перевезла 1,087 млн человек) — предприятие, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, говорится в материалах суда: компания осуществляет деятельность, связанную с транспортировкой радиоактивных веществ, а также имеет допуск к гостайне. В ходе рассмотрения иска было установлено, что общая сумма задолженности авиакомпании перед World Best Trade превышает ее активы (639,3 млн руб. — это лишь часть кредита «Нордавиа» на общую сумму более 13 млрд руб.), поэтому кредитной договор влечет установление контроля иностранного инвестора в случае, если долг не будет погашен. Для такой сделки требовалось предварительное согл​асование ФАС, указал судья.

«Это беспрецедентное решение российского суда, нарушающее интересы не только моего клиента, но и создающее опасный прецедент для взаимоотношений на российском рынке с участием любого иностранного инвестора», — сообщила РБК адвокат Екатерина Духина, представляющая интересы World Best Trade (WBT). По ее словам, компания собирается обжаловать это решение в следующих инстанц​​иях.

Миллиардные долги

«Норникель» приобрел «Нордавиа» в 2011 году у «Аэрофлота» за $235 млн, из которых за акции было заплачено всего $7 млн, остальные $228 млн — долг авиакомпании. В марте 2016 году «Норникель» перепродал авиакомпанию «Скай-инвесту», подконтрольному бизнесмену Сергею Кузнецову. А через месяц кипрская «дочка» «Норникеля» Norilsknickel Finance переуступила сейшельской World Best Trade (WBT) права требования к «Нордавиа» по кредитам на $182 млн и 1,2 млрд руб. (в сумме — более 13 млрд руб.)

WBT, по информации «Ведомостей», контролируется предпринимателем Дмитрием Чертком, сыном бывшего замруководителя Ространснадзора Владимира Чертка. Но Дмитрий Черток сказал РБК во вторник, 10 июля, что не имеет отношения к этой компании. «На тот момент я организовывал их заход на рынок, но не более того», — сказал он.

После смены кредитора начался корпоративный конфликт между «Нордавиа» и WBT — сейшельская компания потребовала досрочного возврата рублевой части кредитов. 28 апреля 2017 года «Нордавиа» заявила, что эти претензии необоснованны и заявила о попытке рейдерского захвата со стороны WBT и Дмитрия Чертока. Бизнесмен отвергал обвинения в рейдерстве.

В мае 2017 года WBT обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием о взыскании с «Нордавиа» 639,3 млн руб. по договору займа. 20 марта 2018 года суд отклонил этот иск, компания подала апелляцию, которую 3 июля проиграла.

Помимо необходимости согласовывать кредитную сделку в ФАС, WBT не предоставила доказательств того, что кредитные средства были зачислены на счет «Нордавиа», говорится в постановлении судьи Бориса Стешана. Адвокат WBT Екатерина Духина сказала РБК, что компания была готова предоставить документы, но для этого требовалось дополнительное время, а судья отказался откладывать слушания.

31 января 2018 года сейшельская компания подала второй иск «Нордавиа» на 528,8 млн руб. в рамках кредитного договора. Сумма требований по двум иска составляет около 1,2 млрд руб.

По закону об иностранных инвестициях, кредиты, предоставляемые стратегическим предприятиям действительно должны согласовываться в ФАС, потому что могут привести к переходу контроля к иностранному кредитору, отмечает адвокат юридической фирмы Art de Lex Кирилл Дозмаров​. Но для ФАС является редкостью согласование таких сделок, указывает он. Еще реже аргумент об отсутствии одобрения антимонопольной службы как доказательство ничтожности сделки использует не сама ФАС, а должник, добавляет он. ​

«Когда компания, имеющая стратегическое значение, привлекает значительные заемные средства, как правило, все стороны сделки очень тщательно взвешивают все возможные нюансы во избежание как раз таких случаев, какой произошел с World Best Trade и «Нордавиа», — добавляет партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. ​По ее словам, процесс переуступки долга (WBT выкупила долг у «дочки» «Норникеля», см. врез), скорее всего, сопровождался оценкой таких рисков. Это безусловный просчет, который, скорее всего, очень дорого обойдется кредитору — WBT, заключает эксперт.

Адвокат WBT Духина утверждает, что произошла подмена понятий: World Best Trade выдала заем, не выступая инвестором «Нордавиа», соответственно не могла установить контроль над ней. «Это нонсенс, что суд посчитал необходимость согласования сделки ФАС. Они, по сути, приравняли заем к контролю над деятельностью компании», — сказала она.

Мостовая уверена, что и в аналогичных случаях и другие суды будут занимать сторону должников-стратегических предприятий, если иностранные кредиторы не получили одобрения ФАС.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjAEk
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/electrician/wiring/price/, смотреть тут.
По ссылке http://courier.youdo.com/food-delivery/pitanie/: рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer