Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС


10 июля 2018 года Дмитрий Дрозденко, Телеканал "Звезда"


«Звезда» рассказывает о российском боевом вертолете Ми-24ВМ (Ми-35М), возможности которого были значительно расширены в ходе модернизации.

Вертолет Ми-35М, или Ми-24ВМ - это глубокий апгрейд проверенной временем и огнем «двадцатьчетверки». Старый добрый «Крокодил» оказался настолько удачной и популярной машиной, что в 90-х годах прошлого века было решено не списывать его в утиль, а дать машине новую жизнь.

Решение оказалось правильным, и теперь мы имеем самый востребованный за рубежом российский вертолет огневой поддержки. Эта машина состоит на вооружении 11 стран, включая Россию, и интерес к ней со стороны иностранных заказчиков не ослабевает. Выпускается вертолет с 2005 года на предприятии «Роствертол».

Мощная «прокачка» Ми-24В позволила обновленному вертолету смело шагнуть в XXI век. Модернизация коснулась многих систем и агрегатов боевой машины, при этом была сохранена общая преемственность вертолета.

Новая жизнь легенды

По мнению военного летчика, кандидата технических наук подполковника Вячеслава Полуяхтова, последнее особенно важно, потому что существенно облегчается переподготовка летно-технического персонала и обслуживание вертолета. Можно сохранить большую часть оснастки и наземного оборудования, а это позволяет существенно сэкономить на стоимости жизненного цикла. Вместе с невысокой стоимостью эксплуатации заказчик получает боевой вертолет, полностью соответствующий современным требованиям боя.

«Несущая система на Ми-35М полностью перешла от более современного Ми-28Н “Ночной охотник”. Это не только повысило эффективность винтов, но и снизило общую звуковую заметность вертолета до 20 %», - отметил Вячеслав Полуяхтов.

Стреловидные законцовки новых, композитных лопастей отодвигают волновой кризис на наступающих лопастях при максимальных скоростях полета, что уменьшает аэродинамическое сопротивление, увеличивает скорость полета и снижает шум. Х-образный рулевой винт обладает более высокой эффективностью по сравнению с обычным трехлопастным винтом на Ми-24. Это дает больший запас по путевому управлению, особенно при сильном боковом ветре, и поднимает общую энерговооруженность вертолета.

Композитная лопасть имеет не один лонжерон (силовой элемент), как классическая, а несколько, что существенно усиливает жесткость конструкции. При попадании пули композит ведет себя по-другому, нежели алюминий на старых лопастях. В композите остается аккуратное отверстие, которое практически не мешает работе, а вот в обычной алюминиевой лопасти вокруг отверстия образуются трещины, которые быстро развиваются, приводя к выходу лопасти и всего несущего винта из строя. Да и эксплуатация композитов в условиях сильной запыленности - в Сирии - показала их преимущество перед алюминием.

«Кроме винтов, Ми-35М получил от Ми-28Н более совершенный автомат перекоса и прогрессивную титановую втулку с эластомерными шарнирами. Все эти изменения позволили повысить устойчивость несущей системы Ми-35М к боевым повреждениям, снизить эксплуатационные издержки и повысить ресурс», - сказал подполковник Полуяхтов.

Сердце рептилии

На Ми-35М устанавливают новые мощные двигатели ВК-2500 с улучшенными высотными характеристиками. Высокие параметры двигателя достигаются за счет использования современных жаропрочных материалов, что позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной. Все это вкупе с новым, усиленным диском первой ступени компрессора и электронной системой управления топливной автоматики позволило повысить частоту вращения турбокомпрессора. В результате выросла мощность и «высотность» двигателя.

По данным АО «Климов», статический потолок вертолета увеличился на 25 %, а скороподъемность - до 50 %. С такими двигателями Ми-35М приобретают дополнительные возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. Вспомним, что Ми-24 с высотными двигателями ТВ3-117В достаточно чувствителен к большой температуре воздуха и высоте площадки.

Насчет укороченных крыльев вертолета мнения расходятся. Хотя положительных факторов озвучивается больше. К однозначным плюсам можно отнести меньшее лобовое сопротивление и более удобную подвеску вооружения. Пилоны новых крыльев оборудованы системой крепления и подъема груза. Это сильно облегчает подвеску вооружения, особенно в полевых условиях, и, конечно, сокращает время на подготовку машины к боевому вылету. Также более короткие крылья снижают вес машины.

Скорость  атаки

Существует мнение, что короткие крылья хуже разгружают несущий винт в полете и тем самым снижают летные характеристики вертолета. Это правда, но частичная. На Ми-24 крылья разгружают несущий винт до 23%, а на Ми-35 - до 15%, но эти цифры справедливы для максимальных скоростей полета. А часто в реальной жизни вертолет летит на скорости 300 километров в час? Поэтому из соотношения факторов преимущественным было выбрано снижения веса и лобового сопротивления.

К недостаткам коротких крыльев можно отнести изменение центровки и некоторое ухудшение устойчивости вертолета в полете. Хотя такое мнение летчиков не носит массовго характера и его вполне можно отнести к субъективному.

Шасси вертолета сделали неубирающимся, и связано это с уменьшением веса, а не с повышением безопасности полета на малых высотах. Часто упоминается, что неубирающиеся шасси могут серьезно смягчить аварийную посадку при полете на предельно малой высоте. Но поверьте, при посадке с ходу, с пробегом, по неровному полю, на режиме авторотации и при скорости за полторы сотни километров в час, шасси не особо помогут, ведь такая экстренная посадка может понадобиться только в случае отказа двух двигателей или полного отказа гидросистемы.

На вертолете сохранили дублирование управления, что позволяет гораздо легче переучивать летный состав. Например, для переучивания пилотов на Ми-28Н с одним управлением летчиков вначале переучивают на Ми-24 и только после этого они вылетают на Ми-28Н.  Существенно изменилось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета. Естественно, оно стало цифровым и адаптированным для полетов с применением систем ночного видения.

Глаза «Крокодила»

Кабина командира экипажа практически сохранила свой привычный вид. В общем, добавились два МФИ, один из которых заменил абсолютно бесполезный картографический планшет, в который летчики вместо карты вставляли листки с более важной информацией, например, фотографию или памятку по особым случаям.

Изменился цвет подсветки приборной диски и арматуры кабины с красного на зеленый. Это необходимо для использования приборов ночного видения. Летчику, который до этого летал на Ми-24, потребуются считанные минуты, чтобы освоиться в обновленной кабине.

Кабина оператора претерпела более серьезные изменения - она стала «чище». Это связано с тем, что серьезно изменилось оборудование наблюдения и целеуказания. Вместо привычной на Ми-24 «бороды» с оптической аппаратурой «Радуга-Ш» установлена гиростабилизированная, оптико-электронная станция ГОЭС-324, которая работает в тепло- и телевизионном режимах, имеет лазерный дальномер и пеленгатор.  Станция входит в обзорно-прицельную систему ОПС-24Н и позволяет не только осуществлять наведение оружия, но и осуществлять пилотирование в сложных условиях днем и ночью с посадкой на необорудованные площадки.

МФИ оператора, расположенный на месте предназначенной для управления пулеметом прицельной станции КПС-53АВ,  передает полный спектр необходимой прицельной и пилотажной информации. Рядом с ним, по центру, находится джойстик системы управляемого ракетного оружия. Теперь для работы с ПТУР оператору не надо нагибаться и поворачиваться вправо, что затрудняло работу с ПТУР при маневрировании вертолета.

Зубы нибесного хищника

Ми-35М может применять противотанковые ракеты с радиокомандной системой управления «Штурм-В» или «Атака-М», которые подвешиваются на крайние пилоны крыльев пакетом по четыре ракеты. В итоге Ми-35М может взять на борт до восьми ПТУР против четырех на Ми-24, а при применении съемной пусковой установки АПУ-8/4У количество ПТУР удваивается.

Двухствольная поворотная пушка ГШ-23 калибра 23 миллиметра представляет собой более эффективное оружие, чем четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 установленный на Ми-24В, и более точное, нежели неподвижная пушка ГШ-30К на Ми-24П.


В результате модернизации мы имеем вертолет, по боевым возможностям полностью соответствующий современным требованиям боя, высокой степенью унификации систем узлов и агрегатов как с предыдущими, так и новейшими российскими вертолетами. Но зачем нам вертолет с в принципе устаревшей конструкцией? Ведь в строю уже есть более современные Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».

Цена имеет значение

Стоимость. Вот главный козырь этой машины. Гораздо дешевле провести глубокую модернизацию, нежели создать новый вертолет, тем более, когда модернизированная машина практически не уступает своему более современному собрату. К этому факту стоит добавить более низкую стоимость жизненного цикла, легкость переучивания летно-технического персонала и высокую унификацию узлов и агрегатов с Ми-24 и Ми-28. В полевых условиях это очень важно. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBenye
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer