Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС


10 июля 2018 года Дмитрий Дрозденко, Телеканал "Звезда"


«Звезда» рассказывает о российском боевом вертолете Ми-24ВМ (Ми-35М), возможности которого были значительно расширены в ходе модернизации.

Вертолет Ми-35М, или Ми-24ВМ - это глубокий апгрейд проверенной временем и огнем «двадцатьчетверки». Старый добрый «Крокодил» оказался настолько удачной и популярной машиной, что в 90-х годах прошлого века было решено не списывать его в утиль, а дать машине новую жизнь.

Решение оказалось правильным, и теперь мы имеем самый востребованный за рубежом российский вертолет огневой поддержки. Эта машина состоит на вооружении 11 стран, включая Россию, и интерес к ней со стороны иностранных заказчиков не ослабевает. Выпускается вертолет с 2005 года на предприятии «Роствертол».

Мощная «прокачка» Ми-24В позволила обновленному вертолету смело шагнуть в XXI век. Модернизация коснулась многих систем и агрегатов боевой машины, при этом была сохранена общая преемственность вертолета.

Новая жизнь легенды

По мнению военного летчика, кандидата технических наук подполковника Вячеслава Полуяхтова, последнее особенно важно, потому что существенно облегчается переподготовка летно-технического персонала и обслуживание вертолета. Можно сохранить большую часть оснастки и наземного оборудования, а это позволяет существенно сэкономить на стоимости жизненного цикла. Вместе с невысокой стоимостью эксплуатации заказчик получает боевой вертолет, полностью соответствующий современным требованиям боя.

«Несущая система на Ми-35М полностью перешла от более современного Ми-28Н “Ночной охотник”. Это не только повысило эффективность винтов, но и снизило общую звуковую заметность вертолета до 20 %», - отметил Вячеслав Полуяхтов.

Стреловидные законцовки новых, композитных лопастей отодвигают волновой кризис на наступающих лопастях при максимальных скоростях полета, что уменьшает аэродинамическое сопротивление, увеличивает скорость полета и снижает шум. Х-образный рулевой винт обладает более высокой эффективностью по сравнению с обычным трехлопастным винтом на Ми-24. Это дает больший запас по путевому управлению, особенно при сильном боковом ветре, и поднимает общую энерговооруженность вертолета.

Композитная лопасть имеет не один лонжерон (силовой элемент), как классическая, а несколько, что существенно усиливает жесткость конструкции. При попадании пули композит ведет себя по-другому, нежели алюминий на старых лопастях. В композите остается аккуратное отверстие, которое практически не мешает работе, а вот в обычной алюминиевой лопасти вокруг отверстия образуются трещины, которые быстро развиваются, приводя к выходу лопасти и всего несущего винта из строя. Да и эксплуатация композитов в условиях сильной запыленности - в Сирии - показала их преимущество перед алюминием.

«Кроме винтов, Ми-35М получил от Ми-28Н более совершенный автомат перекоса и прогрессивную титановую втулку с эластомерными шарнирами. Все эти изменения позволили повысить устойчивость несущей системы Ми-35М к боевым повреждениям, снизить эксплуатационные издержки и повысить ресурс», - сказал подполковник Полуяхтов.

Сердце рептилии

На Ми-35М устанавливают новые мощные двигатели ВК-2500 с улучшенными высотными характеристиками. Высокие параметры двигателя достигаются за счет использования современных жаропрочных материалов, что позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной. Все это вкупе с новым, усиленным диском первой ступени компрессора и электронной системой управления топливной автоматики позволило повысить частоту вращения турбокомпрессора. В результате выросла мощность и «высотность» двигателя.

По данным АО «Климов», статический потолок вертолета увеличился на 25 %, а скороподъемность - до 50 %. С такими двигателями Ми-35М приобретают дополнительные возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. Вспомним, что Ми-24 с высотными двигателями ТВ3-117В достаточно чувствителен к большой температуре воздуха и высоте площадки.

Насчет укороченных крыльев вертолета мнения расходятся. Хотя положительных факторов озвучивается больше. К однозначным плюсам можно отнести меньшее лобовое сопротивление и более удобную подвеску вооружения. Пилоны новых крыльев оборудованы системой крепления и подъема груза. Это сильно облегчает подвеску вооружения, особенно в полевых условиях, и, конечно, сокращает время на подготовку машины к боевому вылету. Также более короткие крылья снижают вес машины.

Скорость  атаки

Существует мнение, что короткие крылья хуже разгружают несущий винт в полете и тем самым снижают летные характеристики вертолета. Это правда, но частичная. На Ми-24 крылья разгружают несущий винт до 23%, а на Ми-35 - до 15%, но эти цифры справедливы для максимальных скоростей полета. А часто в реальной жизни вертолет летит на скорости 300 километров в час? Поэтому из соотношения факторов преимущественным было выбрано снижения веса и лобового сопротивления.

К недостаткам коротких крыльев можно отнести изменение центровки и некоторое ухудшение устойчивости вертолета в полете. Хотя такое мнение летчиков не носит массовго характера и его вполне можно отнести к субъективному.

Шасси вертолета сделали неубирающимся, и связано это с уменьшением веса, а не с повышением безопасности полета на малых высотах. Часто упоминается, что неубирающиеся шасси могут серьезно смягчить аварийную посадку при полете на предельно малой высоте. Но поверьте, при посадке с ходу, с пробегом, по неровному полю, на режиме авторотации и при скорости за полторы сотни километров в час, шасси не особо помогут, ведь такая экстренная посадка может понадобиться только в случае отказа двух двигателей или полного отказа гидросистемы.

На вертолете сохранили дублирование управления, что позволяет гораздо легче переучивать летный состав. Например, для переучивания пилотов на Ми-28Н с одним управлением летчиков вначале переучивают на Ми-24 и только после этого они вылетают на Ми-28Н.  Существенно изменилось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета. Естественно, оно стало цифровым и адаптированным для полетов с применением систем ночного видения.

Глаза «Крокодила»

Кабина командира экипажа практически сохранила свой привычный вид. В общем, добавились два МФИ, один из которых заменил абсолютно бесполезный картографический планшет, в который летчики вместо карты вставляли листки с более важной информацией, например, фотографию или памятку по особым случаям.

Изменился цвет подсветки приборной диски и арматуры кабины с красного на зеленый. Это необходимо для использования приборов ночного видения. Летчику, который до этого летал на Ми-24, потребуются считанные минуты, чтобы освоиться в обновленной кабине.

Кабина оператора претерпела более серьезные изменения - она стала «чище». Это связано с тем, что серьезно изменилось оборудование наблюдения и целеуказания. Вместо привычной на Ми-24 «бороды» с оптической аппаратурой «Радуга-Ш» установлена гиростабилизированная, оптико-электронная станция ГОЭС-324, которая работает в тепло- и телевизионном режимах, имеет лазерный дальномер и пеленгатор.  Станция входит в обзорно-прицельную систему ОПС-24Н и позволяет не только осуществлять наведение оружия, но и осуществлять пилотирование в сложных условиях днем и ночью с посадкой на необорудованные площадки.

МФИ оператора, расположенный на месте предназначенной для управления пулеметом прицельной станции КПС-53АВ,  передает полный спектр необходимой прицельной и пилотажной информации. Рядом с ним, по центру, находится джойстик системы управляемого ракетного оружия. Теперь для работы с ПТУР оператору не надо нагибаться и поворачиваться вправо, что затрудняло работу с ПТУР при маневрировании вертолета.

Зубы нибесного хищника

Ми-35М может применять противотанковые ракеты с радиокомандной системой управления «Штурм-В» или «Атака-М», которые подвешиваются на крайние пилоны крыльев пакетом по четыре ракеты. В итоге Ми-35М может взять на борт до восьми ПТУР против четырех на Ми-24, а при применении съемной пусковой установки АПУ-8/4У количество ПТУР удваивается.

Двухствольная поворотная пушка ГШ-23 калибра 23 миллиметра представляет собой более эффективное оружие, чем четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 установленный на Ми-24В, и более точное, нежели неподвижная пушка ГШ-30К на Ми-24П.


В результате модернизации мы имеем вертолет, по боевым возможностям полностью соответствующий современным требованиям боя, высокой степенью унификации систем узлов и агрегатов как с предыдущими, так и новейшими российскими вертолетами. Но зачем нам вертолет с в принципе устаревшей конструкцией? Ведь в строю уже есть более современные Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».

Цена имеет значение

Стоимость. Вот главный козырь этой машины. Гораздо дешевле провести глубокую модернизацию, нежели создать новый вертолет, тем более, когда модернизированная машина практически не уступает своему более современному собрату. К этому факту стоит добавить более низкую стоимость жизненного цикла, легкость переучивания летно-технического персонала и высокую унификацию узлов и агрегатов с Ми-24 и Ми-28. В полевых условиях это очень важно. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBenye
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer