Авторы документа обращают внимание на проявившиеся в последние годы факторы, поколебавшие уверенность в способности ОВВС успешно противостоять любым вероятным вызовам и угрозам как входящим в альянс государствам, так и странам, находящимся под его опекой. Это в первую очередь все более эффективные системы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, операции в киберпространстве.
Инструкция по применению
Стратегия предписывает радикально улучшить разведывательное обеспечение действий ОВВС, вскрытие целей и оценку результатов воздушных ударов за счет привлечения подразделений спецназа всех видов вооруженных сил и кибервойск.
Документ ориентирует на гибкую адаптацию ОВВС к новым условиям за счет совершенствования их способности участвовать в боевых операциях во взаимодействии с сухопутными войсками и силами ВМС, охватывающими не только наземное и морское, но и киберпространство, а также космос. Предусматриваются внедрение новых систем управления и контроля, создание современной инфраструктуры и логистики, улучшение подготовки личного состава, проведение последовательных мероприятий по внедрению инноваций. Особое внимание обращается на эффективную стратегическую связь, которая считается ключевым элементом в современной международной дипломатической и информационной среде и способна обеспечить альянсу свободу действий в воздухе и полное использование мощи ОВВС.
В стратегии подчеркивается необходимость интеграции между различными операционными сферами, координации военно-гражданских отношений, учета вероятности вооруженного противоборства с равным по возможностям неприятелем в условиях сложной обстановки, проведения асимметричных/гибридных действий, последствий распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и урбанизации. Последняя обусловливает необходимость подготовки ОВВС к операциям в густонаселенных районах при повышенных требованиях к способности разграничить комбатантов и мирное население. Важной задачей считается развитие систем опознавания «свой-чужой», дабы не допустить поражения гражданских самолетов и вертолетов.
Короче говоря, стратегия рассматривается как базовый документ для разработки основ оперативного применения боевой авиации, создания новых сил и средств, охватывает весь спектр подготовки ОВВС, включая их организацию, материальное обеспечение (инфраструктуру и логистику), кадры, совместимость образцов вооружения, штабных процедур, систем командования, контроля и стратегической связи, обеспечение быстрой переброски техники и личного состава через границы государств.
Защита себя и партнеров
В документе детально проработана увязка воздушных операций с решением трех ключевых задач альянса, предусмотренных нынешней стратегической концепцией НАТО: коллективная оборона, урегулирование кризисов и обеспечение безопасности на основе сотрудничества. Наряду с ними указано на необходимость сдерживания потенциальных противников, проецирования стабильности и борьбы с международным терроризмом.
Что касается коллективной обороны, то здесь ОВВС должны демонстрировать готовность немедленно оказать помощь члену альянса с применением при этом обычного и ядерного оружия, участвовать в проведении конвенциональных операций, их эскалации и деэскалации, а также в действиях интегрированной ПВО/ПРО в условиях мирного времени, кризиса или военного конфликта.
В операциях по урегулированию кризисов современные ОВВС предоставляют политическому руководству НАТО широкий спектр гибких военных возможностей для реагирования на конфликты различной интенсивности и размаха, а также проведения операций по их предотвращению. В случае острой необходимости вмешательства именно на ОВВС в данном случае возлагается лидирующая роль, а на этапе завершения кризиса и нормализации жизни в регионе воздушные силы используются для мониторинга обстановки и разведки.
Согласно стратегии в интересах обеспечения безопасности на основе сотрудничества большое значение придается ОВВС в работе с партнерами альянса. В частности, натовские авиационные специалисты привлекаются для содействия развитию военной инфраструктуры и стандартизации штабных процедур в вооруженных силах страны-партнера как потенциальной «принимающей нации». Без этого не обойтись при проведении совместных операций, использовании воздушного пространства для гражданских и военных целей, налаживания контактов между военнослужащими, обмена информацией и повышения совместимости подразделений ВС.
В соответствии с решениями Постоянного совета НАТО проводится согласование мер, связанных с урегулированием последствий возможного уничтожения силами ПРО баллистических ракет противника над территорией других государств.
Ключевые характеристики
Совершенствование технологий, распространение ОМУ, интеграция способов применения баллистических и крылатых ракет, развитие передовых районов эшелонированной ПРО/ПВО, действия в киберпространстве и радиоэлектронная борьба изменят динамику операций ОВВС НАТО, планы которых должны тесно увязываться с замыслами командований других видов ВС и проводиться в любых условиях как при слабом, так и при крайне интенсивном противодействии.
Перед ОВВС ставится задача быть способными независимо от обстановки атаковать хорошо защищенные цели в насыщенном другими средствами вооруженной борьбы воздушном пространстве. Однако ключевые характеристики мощи не изменились и по-прежнему включают:
скорость, что подразумевает способность использовать в своих интересах фактор времени и контролировать интенсивность применения авиации;
дальность полета, которая увязывается со способностью глубоко проникать на территорию противника и действовать над далеко расположенными регионами;
высота, позволяющая применять ОВВС с наиболее выгодных позиций.
Названные базовые требования дополняют вездесущность, быстрота перемещения и сосредоточения. Их сочетание призвано превратить ОВВС в гибкий и легко адаптирующийся инструмент политики альянса. Предполагается ограничить в процессе развития военно-воздушных сил негативное влияние на эффективность и боеготовность авиации НАТО факторов, связанных с недостатками наземного обслуживания, проблемами перевооружения и обучения кадров.
Всерьез и надолго
Серьезное внимание в стратегии отведено анализу источников вызовов и угроз альянсу. В качестве потенциальных и реальных противников рассматриваются как государства, так и другие акторы (в том числе террористы). Учитывается, что отныне опасность исходит от гибридных атак, преступлений в киберпространстве.
Утверждается, что будущие вызовы и угрозы будут транснациональными, многоформатными и долговременными. Авторы стратегии исходят из того, что при противостоянии с равным соперником преимущество в воздухе не может быть достигнуто в сжатые сроки да и сохранять его затем в течение продолжительного периода не удастся. Для навязывания своей воли противнику потребуется настойчивая и упорная борьба.
Таким образом стратегия нацеливает на совершенствование способов эффективного использования ОВВС НАТО, чтобы не отступить перед лицом грозных недругов. Авиаторы альянса должны быть готовы к действиям в сложной обстановке, и поможет в этом современная, подвижная, способная к быстрому восстановлению организационная структура. Она призвана обеспечить плавный переход от мирного к военному времени и немедленно приступить к выполнению боевых задач в случае внезапного изменения обстановки в подконтрольных блоку регионах.
Объединенная стратегия воздушной мощи НАТО наряду с принятой в 2011 году военно-морской доктриной блока содержит конкретные указания по адаптации вооруженных сил Организации Североатлантического договора к царящей на планете турбулентности. В принятом документе не содержится прямого указания, против кого в первую очередь планируются операции ОВВС альянса, однако нет сомнений, что равной им по всем военным параметрам в Брюсселе считают Россию.
Инструкция по применению
Стратегия предписывает радикально улучшить разведывательное обеспечение действий ОВВС, вскрытие целей и оценку результатов воздушных ударов за счет привлечения подразделений спецназа всех видов вооруженных сил и кибервойск.
Документ ориентирует на гибкую адаптацию ОВВС к новым условиям за счет совершенствования их способности участвовать в боевых операциях во взаимодействии с сухопутными войсками и силами ВМС, охватывающими не только наземное и морское, но и киберпространство, а также космос. Предусматриваются внедрение новых систем управления и контроля, создание современной инфраструктуры и логистики, улучшение подготовки личного состава, проведение последовательных мероприятий по внедрению инноваций. Особое внимание обращается на эффективную стратегическую связь, которая считается ключевым элементом в современной международной дипломатической и информационной среде и способна обеспечить альянсу свободу действий в воздухе и полное использование мощи ОВВС.
В стратегии подчеркивается необходимость интеграции между различными операционными сферами, координации военно-гражданских отношений, учета вероятности вооруженного противоборства с равным по возможностям неприятелем в условиях сложной обстановки, проведения асимметричных/гибридных действий, последствий распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и урбанизации. Последняя обусловливает необходимость подготовки ОВВС к операциям в густонаселенных районах при повышенных требованиях к способности разграничить комбатантов и мирное население. Важной задачей считается развитие систем опознавания «свой-чужой», дабы не допустить поражения гражданских самолетов и вертолетов.
Короче говоря, стратегия рассматривается как базовый документ для разработки основ оперативного применения боевой авиации, создания новых сил и средств, охватывает весь спектр подготовки ОВВС, включая их организацию, материальное обеспечение (инфраструктуру и логистику), кадры, совместимость образцов вооружения, штабных процедур, систем командования, контроля и стратегической связи, обеспечение быстрой переброски техники и личного состава через границы государств.
Защита себя и партнеров
В документе детально проработана увязка воздушных операций с решением трех ключевых задач альянса, предусмотренных нынешней стратегической концепцией НАТО: коллективная оборона, урегулирование кризисов и обеспечение безопасности на основе сотрудничества. Наряду с ними указано на необходимость сдерживания потенциальных противников, проецирования стабильности и борьбы с международным терроризмом.
Что касается коллективной обороны, то здесь ОВВС должны демонстрировать готовность немедленно оказать помощь члену альянса с применением при этом обычного и ядерного оружия, участвовать в проведении конвенциональных операций, их эскалации и деэскалации, а также в действиях интегрированной ПВО/ПРО в условиях мирного времени, кризиса или военного конфликта.
В операциях по урегулированию кризисов современные ОВВС предоставляют политическому руководству НАТО широкий спектр гибких военных возможностей для реагирования на конфликты различной интенсивности и размаха, а также проведения операций по их предотвращению. В случае острой необходимости вмешательства именно на ОВВС в данном случае возлагается лидирующая роль, а на этапе завершения кризиса и нормализации жизни в регионе воздушные силы используются для мониторинга обстановки и разведки.
Согласно стратегии в интересах обеспечения безопасности на основе сотрудничества большое значение придается ОВВС в работе с партнерами альянса. В частности, натовские авиационные специалисты привлекаются для содействия развитию военной инфраструктуры и стандартизации штабных процедур в вооруженных силах страны-партнера как потенциальной «принимающей нации». Без этого не обойтись при проведении совместных операций, использовании воздушного пространства для гражданских и военных целей, налаживания контактов между военнослужащими, обмена информацией и повышения совместимости подразделений ВС.
В соответствии с решениями Постоянного совета НАТО проводится согласование мер, связанных с урегулированием последствий возможного уничтожения силами ПРО баллистических ракет противника над территорией других государств.
Ключевые характеристики
Совершенствование технологий, распространение ОМУ, интеграция способов применения баллистических и крылатых ракет, развитие передовых районов эшелонированной ПРО/ПВО, действия в киберпространстве и радиоэлектронная борьба изменят динамику операций ОВВС НАТО, планы которых должны тесно увязываться с замыслами командований других видов ВС и проводиться в любых условиях как при слабом, так и при крайне интенсивном противодействии.
Перед ОВВС ставится задача быть способными независимо от обстановки атаковать хорошо защищенные цели в насыщенном другими средствами вооруженной борьбы воздушном пространстве. Однако ключевые характеристики мощи не изменились и по-прежнему включают:
скорость, что подразумевает способность использовать в своих интересах фактор времени и контролировать интенсивность применения авиации;
дальность полета, которая увязывается со способностью глубоко проникать на территорию противника и действовать над далеко расположенными регионами;
высота, позволяющая применять ОВВС с наиболее выгодных позиций.
Названные базовые требования дополняют вездесущность, быстрота перемещения и сосредоточения. Их сочетание призвано превратить ОВВС в гибкий и легко адаптирующийся инструмент политики альянса. Предполагается ограничить в процессе развития военно-воздушных сил негативное влияние на эффективность и боеготовность авиации НАТО факторов, связанных с недостатками наземного обслуживания, проблемами перевооружения и обучения кадров.
Всерьез и надолго
Серьезное внимание в стратегии отведено анализу источников вызовов и угроз альянсу. В качестве потенциальных и реальных противников рассматриваются как государства, так и другие акторы (в том числе террористы). Учитывается, что отныне опасность исходит от гибридных атак, преступлений в киберпространстве.
Утверждается, что будущие вызовы и угрозы будут транснациональными, многоформатными и долговременными. Авторы стратегии исходят из того, что при противостоянии с равным соперником преимущество в воздухе не может быть достигнуто в сжатые сроки да и сохранять его затем в течение продолжительного периода не удастся. Для навязывания своей воли противнику потребуется настойчивая и упорная борьба.
Таким образом стратегия нацеливает на совершенствование способов эффективного использования ОВВС НАТО, чтобы не отступить перед лицом грозных недругов. Авиаторы альянса должны быть готовы к действиям в сложной обстановке, и поможет в этом современная, подвижная, способная к быстрому восстановлению организационная структура. Она призвана обеспечить плавный переход от мирного к военному времени и немедленно приступить к выполнению боевых задач в случае внезапного изменения обстановки в подконтрольных блоку регионах.
Объединенная стратегия воздушной мощи НАТО наряду с принятой в 2011 году военно-морской доктриной блока содержит конкретные указания по адаптации вооруженных сил Организации Североатлантического договора к царящей на планете турбулентности. В принятом документе не содержится прямого указания, против кого в первую очередь планируются операции ОВВС альянса, однако нет сомнений, что равной им по всем военным параметрам в Брюсселе считают Россию.