Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Овербукинг подводят под санкции


20 июня 2018 года КоммерсантЪ FM


Авиакомпаниям грозят штрафы за овербукинг — продажу большего количества билетов, чем мест на борту. «Общероссийский народный фронт» разработал законопроект, который обяжет перевозчиков выплачивать до 200 тыс. руб. за подобное нарушение. Такая мера, как считают авторы документа, защитит права пассажиров. Но аналитики рынка видят здесь и риски для клиентов авиакомпаний. Какие именно? Разбирался Сергей Соболев.

Около года назад москвич Александр оказался в крайне неприятной ситуации: молодой человек приобрел авиабилеты на Сардинию с пересадкой в Милане. Однако ни до одного из этих мест вовремя Александру добраться не удалось — перевозчик просто не пустил его на борт. По словам пассажира, представитель авиакомпании в подробности вдаваться не стал, сухо объявив, что на всех пассажиров мест не хватило.

«Когда я стоял в очереди к стойке регистрации, появился сотрудник аэропорта и попросил подойти тех, кто летит в Милан. Кроме меня, таким пассажиром оказался еще один мужчина. Мы очень долго ждали сотрудника авиакомпании "Победа", который появился лишь спустя минут 20-30. Он сказал, что они не могут нас сегодня посадить на рейс, потому что все места оказались распроданы. Стало понятно, что у меня сгорает билет из Милана в Ольбию, плюс смещаются все планы. Все это я сообщил сотруднику авиакомпании. А в ответ услышал, что это риски, на которые я сам пошел», — рассказал Александр.

Теоретически Александр мог рассчитывать на компенсацию. Правда, для этого ему пришлось бы написать заявление в авиакомпанию, собрать чеки, предоставить документы, подтверждающие ущерб. В худшем случае к этому могли бы добавиться оплата услуг юриста и судебные издержки. Одно лишь перечисление всех этих мер способно убить всякую жажду справедливости.

Вот на защиту таких пассажиров рассчитан законопроект, который предложили в ОНФ. Там считают, что усиление ответственности заставит авиакомпании отказаться от овербукинга. По мнению автора документа, депутата Госдумы Александра Васильева, зачастую перевозчики прикрывают сверхнормативную продажу билетов ссылками на технические сбои, например, экстренную необходимость подать судно меньшей вместимости. Такая формулировка позволяет авиакомпаниям избежать возможных претензий.

Если же законопроект примут, перевозчикам придется доказывать, что пассажира не пустили на рейс на законных основаниях. Все это сделает овербукинг нерентабельным, считает господин Васильев: «Для того чтобы наши граждане были лучше защищены в этой ситуации, мы увеличим степень ответственности. Это сделает нерентабельным введение овербукинга на своих рейсах, потому что стоимость перевозки изменяется, и экономика уже нарушается. То есть если граждане будут добиваться каждый раз возмещения хотя бы штрафа со стороны авиакомпаний, то для последних продажа таких мест станет менее привлекательной».

Российское законодательство запрещает овербукинг, однако прямой меры ответственности за это не предусмотрено. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь общая норма о нарушении условий оказания услуг с возможным штрафом в 30 тыс. руб. Но она не учитывает реальный размер убытков и издержек пассажира, не попавшего на рейс.

При этом в Европе и США сверхнормативная продажа билетов законодательно разрешена, что позволяет избегать возможных конфликтных ситуаций, пояснил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Такая практика во всем мире не просто не наказывается, наоборот, существуют специальные законы об овербукинге. Он разрешен, там четко регламентировано его использование. В том же случае, если возникают "лишние" пассажиры, то тогда четко прописаны те обязательства авиакомпании, которые она должна выполнить перед ними, в частности, речь идет о выплате определенных компенсаций. Если мы хотим защитить интересы авиапассажиров, то, в первую очередь, надо вывести такое явление, как овербукинг, из "серой" зоны».

Авиакомпании пока неохотно комментируют предложение ОНФ — например, воздержались от оценок в «Аэрофлоте» и S7. Участники рынка уже давно пытаются закрепить понятие овербукинга.

Основной аргумент — это позволит, хоть и немного, повысить рентабельность авиаперевозок, рассказал гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключерев: «Это способ повышения доходности. У нас крайне низкодоходный рынок, всем авиакомпаниям очень тяжело рентабельно работать и заниматься оперированием. Во всем мире существует статистика, сколько людей не приходит на рейсы. И почему бы не отвезти других пассажиров на этих пустых местах?».

Аналитики считают, что в нелегких для бизнеса условиях любое ужесточение ответственности негативно отразится и на авиаперевозчиках, и на пассажирах. Первые будут искать возможности избежать санкций, в том числе и страховать свои риски за счет увеличения тарифов, что неминуемо отразится на стоимости билетов.

Пока же авиакомпании вынуждены самостоятельно выстраивать диалог с непопавшими на рейс пассажирами. Как правило, перевозчики заинтересованы в сохранении лояльности клиентов и стараются минимизировать неудобства. Но бывает и иначе. Весной этого года суд обязал авиакомпанию «Уральские авиалинии» выплатить пассажиру компенсацию более 200 тыс. руб. за овербукинг. В такую цену заявитель оценил стоимость первоначальных билетов, покупку новых, расходы на проживание в гостинице, неустойку, услуги юриста и моральную компенсацию.

Ранее в Госдуме предлагали в десятикратном размере компенсировать пассажиру стоимость билета, если ему не хватило места в самолете из-за овербукинга.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmqrx
http://remont.youdo.com/building/villa/ - подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer