Около года назад москвич Александр оказался в крайне неприятной ситуации: молодой человек приобрел авиабилеты на Сардинию с пересадкой в Милане. Однако ни до одного из этих мест вовремя Александру добраться не удалось — перевозчик просто не пустил его на борт. По словам пассажира, представитель авиакомпании в подробности вдаваться не стал, сухо объявив, что на всех пассажиров мест не хватило.
«Когда я стоял в очереди к стойке регистрации, появился сотрудник аэропорта и попросил подойти тех, кто летит в Милан. Кроме меня, таким пассажиром оказался еще один мужчина. Мы очень долго ждали сотрудника авиакомпании "Победа", который появился лишь спустя минут 20-30. Он сказал, что они не могут нас сегодня посадить на рейс, потому что все места оказались распроданы. Стало понятно, что у меня сгорает билет из Милана в Ольбию, плюс смещаются все планы. Все это я сообщил сотруднику авиакомпании. А в ответ услышал, что это риски, на которые я сам пошел», — рассказал Александр.
Теоретически Александр мог рассчитывать на компенсацию. Правда, для этого ему пришлось бы написать заявление в авиакомпанию, собрать чеки, предоставить документы, подтверждающие ущерб. В худшем случае к этому могли бы добавиться оплата услуг юриста и судебные издержки. Одно лишь перечисление всех этих мер способно убить всякую жажду справедливости.
Вот на защиту таких пассажиров рассчитан законопроект, который предложили в ОНФ. Там считают, что усиление ответственности заставит авиакомпании отказаться от овербукинга. По мнению автора документа, депутата Госдумы Александра Васильева, зачастую перевозчики прикрывают сверхнормативную продажу билетов ссылками на технические сбои, например, экстренную необходимость подать судно меньшей вместимости. Такая формулировка позволяет авиакомпаниям избежать возможных претензий.
Если же законопроект примут, перевозчикам придется доказывать, что пассажира не пустили на рейс на законных основаниях. Все это сделает овербукинг нерентабельным, считает господин Васильев: «Для того чтобы наши граждане были лучше защищены в этой ситуации, мы увеличим степень ответственности. Это сделает нерентабельным введение овербукинга на своих рейсах, потому что стоимость перевозки изменяется, и экономика уже нарушается. То есть если граждане будут добиваться каждый раз возмещения хотя бы штрафа со стороны авиакомпаний, то для последних продажа таких мест станет менее привлекательной».
Российское законодательство запрещает овербукинг, однако прямой меры ответственности за это не предусмотрено. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь общая норма о нарушении условий оказания услуг с возможным штрафом в 30 тыс. руб. Но она не учитывает реальный размер убытков и издержек пассажира, не попавшего на рейс.
При этом в Европе и США сверхнормативная продажа билетов законодательно разрешена, что позволяет избегать возможных конфликтных ситуаций, пояснил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Такая практика во всем мире не просто не наказывается, наоборот, существуют специальные законы об овербукинге. Он разрешен, там четко регламентировано его использование. В том же случае, если возникают "лишние" пассажиры, то тогда четко прописаны те обязательства авиакомпании, которые она должна выполнить перед ними, в частности, речь идет о выплате определенных компенсаций. Если мы хотим защитить интересы авиапассажиров, то, в первую очередь, надо вывести такое явление, как овербукинг, из "серой" зоны».
Авиакомпании пока неохотно комментируют предложение ОНФ — например, воздержались от оценок в «Аэрофлоте» и S7. Участники рынка уже давно пытаются закрепить понятие овербукинга.
Основной аргумент — это позволит, хоть и немного, повысить рентабельность авиаперевозок, рассказал гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключерев: «Это способ повышения доходности. У нас крайне низкодоходный рынок, всем авиакомпаниям очень тяжело рентабельно работать и заниматься оперированием. Во всем мире существует статистика, сколько людей не приходит на рейсы. И почему бы не отвезти других пассажиров на этих пустых местах?».
Аналитики считают, что в нелегких для бизнеса условиях любое ужесточение ответственности негативно отразится и на авиаперевозчиках, и на пассажирах. Первые будут искать возможности избежать санкций, в том числе и страховать свои риски за счет увеличения тарифов, что неминуемо отразится на стоимости билетов.
Пока же авиакомпании вынуждены самостоятельно выстраивать диалог с непопавшими на рейс пассажирами. Как правило, перевозчики заинтересованы в сохранении лояльности клиентов и стараются минимизировать неудобства. Но бывает и иначе. Весной этого года суд обязал авиакомпанию «Уральские авиалинии» выплатить пассажиру компенсацию более 200 тыс. руб. за овербукинг. В такую цену заявитель оценил стоимость первоначальных билетов, покупку новых, расходы на проживание в гостинице, неустойку, услуги юриста и моральную компенсацию.
Ранее в Госдуме предлагали в десятикратном размере компенсировать пассажиру стоимость билета, если ему не хватило места в самолете из-за овербукинга.
«Когда я стоял в очереди к стойке регистрации, появился сотрудник аэропорта и попросил подойти тех, кто летит в Милан. Кроме меня, таким пассажиром оказался еще один мужчина. Мы очень долго ждали сотрудника авиакомпании "Победа", который появился лишь спустя минут 20-30. Он сказал, что они не могут нас сегодня посадить на рейс, потому что все места оказались распроданы. Стало понятно, что у меня сгорает билет из Милана в Ольбию, плюс смещаются все планы. Все это я сообщил сотруднику авиакомпании. А в ответ услышал, что это риски, на которые я сам пошел», — рассказал Александр.
Теоретически Александр мог рассчитывать на компенсацию. Правда, для этого ему пришлось бы написать заявление в авиакомпанию, собрать чеки, предоставить документы, подтверждающие ущерб. В худшем случае к этому могли бы добавиться оплата услуг юриста и судебные издержки. Одно лишь перечисление всех этих мер способно убить всякую жажду справедливости.
Вот на защиту таких пассажиров рассчитан законопроект, который предложили в ОНФ. Там считают, что усиление ответственности заставит авиакомпании отказаться от овербукинга. По мнению автора документа, депутата Госдумы Александра Васильева, зачастую перевозчики прикрывают сверхнормативную продажу билетов ссылками на технические сбои, например, экстренную необходимость подать судно меньшей вместимости. Такая формулировка позволяет авиакомпаниям избежать возможных претензий.
Если же законопроект примут, перевозчикам придется доказывать, что пассажира не пустили на рейс на законных основаниях. Все это сделает овербукинг нерентабельным, считает господин Васильев: «Для того чтобы наши граждане были лучше защищены в этой ситуации, мы увеличим степень ответственности. Это сделает нерентабельным введение овербукинга на своих рейсах, потому что стоимость перевозки изменяется, и экономика уже нарушается. То есть если граждане будут добиваться каждый раз возмещения хотя бы штрафа со стороны авиакомпаний, то для последних продажа таких мест станет менее привлекательной».
Российское законодательство запрещает овербукинг, однако прямой меры ответственности за это не предусмотрено. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь общая норма о нарушении условий оказания услуг с возможным штрафом в 30 тыс. руб. Но она не учитывает реальный размер убытков и издержек пассажира, не попавшего на рейс.
При этом в Европе и США сверхнормативная продажа билетов законодательно разрешена, что позволяет избегать возможных конфликтных ситуаций, пояснил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Такая практика во всем мире не просто не наказывается, наоборот, существуют специальные законы об овербукинге. Он разрешен, там четко регламентировано его использование. В том же случае, если возникают "лишние" пассажиры, то тогда четко прописаны те обязательства авиакомпании, которые она должна выполнить перед ними, в частности, речь идет о выплате определенных компенсаций. Если мы хотим защитить интересы авиапассажиров, то, в первую очередь, надо вывести такое явление, как овербукинг, из "серой" зоны».
Авиакомпании пока неохотно комментируют предложение ОНФ — например, воздержались от оценок в «Аэрофлоте» и S7. Участники рынка уже давно пытаются закрепить понятие овербукинга.
Основной аргумент — это позволит, хоть и немного, повысить рентабельность авиаперевозок, рассказал гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключерев: «Это способ повышения доходности. У нас крайне низкодоходный рынок, всем авиакомпаниям очень тяжело рентабельно работать и заниматься оперированием. Во всем мире существует статистика, сколько людей не приходит на рейсы. И почему бы не отвезти других пассажиров на этих пустых местах?».
Аналитики считают, что в нелегких для бизнеса условиях любое ужесточение ответственности негативно отразится и на авиаперевозчиках, и на пассажирах. Первые будут искать возможности избежать санкций, в том числе и страховать свои риски за счет увеличения тарифов, что неминуемо отразится на стоимости билетов.
Пока же авиакомпании вынуждены самостоятельно выстраивать диалог с непопавшими на рейс пассажирами. Как правило, перевозчики заинтересованы в сохранении лояльности клиентов и стараются минимизировать неудобства. Но бывает и иначе. Весной этого года суд обязал авиакомпанию «Уральские авиалинии» выплатить пассажиру компенсацию более 200 тыс. руб. за овербукинг. В такую цену заявитель оценил стоимость первоначальных билетов, покупку новых, расходы на проживание в гостинице, неустойку, услуги юриста и моральную компенсацию.
Ранее в Госдуме предлагали в десятикратном размере компенсировать пассажиру стоимость билета, если ему не хватило места в самолете из-за овербукинга.