Аэропорт «Внуково» может стать частным. Долю государства, как пишут «Ведомости», намерен приобрести совладелец авиаузла Виталий Ванцев. «Внуково» — третий по пассажиропотоку аэропорт страны, в прошлом году он принял 18 миллионов пассажиров.
Виталий Ванцев намерен использовать опцион на выкуп у Росимущества блок-пакета — 25% плюс одна акция аэропорта. Возможность опциона предусмотрена соглашением акционеров.
Сейчас Ванцев возглавляет совет директоров «Внуково». До этого он занимался продажей топлива столичным аэропортам. «Внуково» задолжал его структурам и начал распродавать активы. Ванцев скупил 13,5% акций. Теперь хочет приобрести еще и государственный блок-пакет.
Как сказал «Ведомостям» представитель Росимущества, продажа пакета может состояться в течение полугода. Доля Ванцева в случае сделки увеличится до 38,5%. У другого совладельца — Владимира Скоча — 61,5%.
Если сделка состоится, «Внуково» может стать вторым полностью частным московским аэропортом после «Домодедово», и это устойчивая тенденция, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Процессы приватизации аэропортов, аэропортовой инфраструктуры уже давно идут в России. Пожалуй, чисто государственных аэропортов практически в России не осталось, если брать крупные аэропорты. Мелкие северные — понятно, там есть ФГУП и казенные предприятия, они принадлежат государству, а крупные аэропорты уже давно разобрали частные управляющие компании. Есть крупные холдинги, которые занимаются профессионально управлением аэропортовой инфраструктурой, умеют развивать аэропорты».
В конце марта катарская госкомпания Qatar Airways заявила о желании купить акции «Внуково». Компания и аэропорт подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий возможную покупку авиаперевозчиком доли в 25%.
Ванцев в интервью «Ведомостям» говорил, что рассматривает возможность продажи пакета соинвестору, не называя при этом Qatar Airways. Почему эта компания проявляет такой интерес к российским аэропортам, объясняет независимый аналитик Роман Захаров:
«Катар хочет диверсифицировать свой портфель, потому что аэропорты — это надежное получение средств, в отличие от самих авиаперевозок. Дело в том, что тучные годы следуют за слабыми годами, аэропорт может компенсировать это все за счет неавиационных доходов гораздо быстрее, чем перевозчик. На самом деле, эта тактика присуща многим крупным авиакомпаниям. Другое дело, что ближневосточные перевозчики и в некотором роде даже азиатские, но для ближневосточных это особенно характерно, располагают значительными финансовыми ресурсами, подушкой безопасности, и могут их вкладывать в долгосрочные инвестиционные проекты».
Эксперты указывают на то, что «Внуково» имеет все шансы перейти именно под контроль Qatar Airways, которая вкладывается в аэропорты и проводит их последующую модернизацию по всему миру. Да и в России компания не новичок. Ранее она купила долю в операторе аэропорта «Пулково».