Недавно на 89 году ушел из жизни выдающийся авиатор, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР Юрий Владимирович Курлин.
Будущий летчик-испытатель в 1949 г. окончил Ростовский индустриальный техникум, в 1952 г. – Краснокутское летное училище ГВФ. Работал пилотом в Киеве, летчиком транспортного отряда Воронежского авиазавода. В 1956 г. окончил Киевский институт инженеров ГВФ, а в 1958 г. – школу летчиков-испытателей в Жуковском.
С 1958 г. профессиональная деятельность Юрия Курлина связана со знаменитым ОКБ Олега Константиновича Антонова, где он в течение 36 лет был ведущим летчиком-испытателем и летчиком-инструкторм-методистом.
Эпохальным событием в советской и мировой авиации стало создание, по сути, первого широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей», который впервые поднял в воздух Юрий Курлин 27 февраля 1965 г. Еще больше впечатляет прилет гиганта на авиасалон в Ле Бурже 15 июня 1965 г., имея за плечами всего 6 испытательных полетов. Можно смело утверждать, что парижский авиасалон прошел под крики «Ура!» детищу Олега Константиновича Антонова. Как писала британская «Таймс», «благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года».
На Ан-22 Юрий Курлин провел весь комплекс испытаний, параллельно перевозя на нем нефтегазовое оборудование на стройки Сибири и Дальнего Востока. Его железная воля, высочайшая техника пилотирования, умение быстро и правильно принимать неординарные решения позволили ускорить развитие нефтегазовой отрасли Союза, а «Антею» завоевать звание тяжелого воздушного грузовика, способного безотказно работать в суровых климатических условиях.
Ю.В. Курлиным разработаны методики выполнения посадок со всеми остановленными двигателями на самолетах Ан-24, Ан-26, Ан-2, проверена управляемость самолетов Ан-22 и Ан-124 в «спутном» следе, летно-технические и взлетно-посадочные характеристики на высокогорных аэродромах Индии. С его непосредственным участием Ан-32 в условиях жесткого конкурса был выбран Индией как транспортный самолет для своих ВВС.
Сертификация по категории I ИКАО самолетов Ан-30, Ан-74, по категории II ИКАО самолета Ан-124; разработка методики и выполнение посадок при имитации отказа основного управления самолетов Ан-24, Ан-12 – все это выполнено Юрием Курлиным. Он неоднократно участвовал в авиасалонах в Ле Бурже, Ганновере, Турине, в Австралии с выполнением демонстрационных полетов.
За десятилетия летной работы Ю.В. Курлин освоил полеты, в том числе испытательные, на самолетах: ПО-2, Як-18, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил- 28, Ил-76, МиГ-15, МиГ-17, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-114, Як-25, Як-12, Ан-2, Ан-2М, Ан-6, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-14М, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-225. Общий налет – 16 716 часов (14 012 полетов), из них 6685 – на испытаниях. На Ан-32 он установил четыре мировых авиационных рекорда (1985 г.).
За выдающиеся достижения в развитии авиационной техники Юрий Владимирович Курлин удостоен званий Героя Советского Союза и Заслуженного летчика-испытателя СССР, награжден орденами Ленина, «Знак почета», орденом Богдана Хмельницкого III степени, «За заслуги перед Отечеством», медалями, почетным знаком «Ветеран ГП «АНТОНОВ».
Юрий Владимирович ушел из жизни 27 февраля 2018 г., находясь в Национальном авиационном университете Украины, почетным доктором которого он являлся, согласовывая вопросы подготовки совместной с ГП «АНТОНОВ» конференции по проблеме безопасности полетов.
В памяти коллег и товарищей Юрий Владимирович Курлин останется исключительно скромным, тактичным, эрудированным и грамотным Летчиком с большой буквы, до конца преданным авиации, коммуникабельным и трудолюбивым человеком.
Будущий летчик-испытатель в 1949 г. окончил Ростовский индустриальный техникум, в 1952 г. – Краснокутское летное училище ГВФ. Работал пилотом в Киеве, летчиком транспортного отряда Воронежского авиазавода. В 1956 г. окончил Киевский институт инженеров ГВФ, а в 1958 г. – школу летчиков-испытателей в Жуковском.
С 1958 г. профессиональная деятельность Юрия Курлина связана со знаменитым ОКБ Олега Константиновича Антонова, где он в течение 36 лет был ведущим летчиком-испытателем и летчиком-инструкторм-методистом.
Эпохальным событием в советской и мировой авиации стало создание, по сути, первого широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей», который впервые поднял в воздух Юрий Курлин 27 февраля 1965 г. Еще больше впечатляет прилет гиганта на авиасалон в Ле Бурже 15 июня 1965 г., имея за плечами всего 6 испытательных полетов. Можно смело утверждать, что парижский авиасалон прошел под крики «Ура!» детищу Олега Константиновича Антонова. Как писала британская «Таймс», «благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года».
На Ан-22 Юрий Курлин провел весь комплекс испытаний, параллельно перевозя на нем нефтегазовое оборудование на стройки Сибири и Дальнего Востока. Его железная воля, высочайшая техника пилотирования, умение быстро и правильно принимать неординарные решения позволили ускорить развитие нефтегазовой отрасли Союза, а «Антею» завоевать звание тяжелого воздушного грузовика, способного безотказно работать в суровых климатических условиях.
Ю.В. Курлиным разработаны методики выполнения посадок со всеми остановленными двигателями на самолетах Ан-24, Ан-26, Ан-2, проверена управляемость самолетов Ан-22 и Ан-124 в «спутном» следе, летно-технические и взлетно-посадочные характеристики на высокогорных аэродромах Индии. С его непосредственным участием Ан-32 в условиях жесткого конкурса был выбран Индией как транспортный самолет для своих ВВС.
Сертификация по категории I ИКАО самолетов Ан-30, Ан-74, по категории II ИКАО самолета Ан-124; разработка методики и выполнение посадок при имитации отказа основного управления самолетов Ан-24, Ан-12 – все это выполнено Юрием Курлиным. Он неоднократно участвовал в авиасалонах в Ле Бурже, Ганновере, Турине, в Австралии с выполнением демонстрационных полетов.
За десятилетия летной работы Ю.В. Курлин освоил полеты, в том числе испытательные, на самолетах: ПО-2, Як-18, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил- 28, Ил-76, МиГ-15, МиГ-17, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-114, Як-25, Як-12, Ан-2, Ан-2М, Ан-6, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-14М, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-225. Общий налет – 16 716 часов (14 012 полетов), из них 6685 – на испытаниях. На Ан-32 он установил четыре мировых авиационных рекорда (1985 г.).
За выдающиеся достижения в развитии авиационной техники Юрий Владимирович Курлин удостоен званий Героя Советского Союза и Заслуженного летчика-испытателя СССР, награжден орденами Ленина, «Знак почета», орденом Богдана Хмельницкого III степени, «За заслуги перед Отечеством», медалями, почетным знаком «Ветеран ГП «АНТОНОВ».
Юрий Владимирович ушел из жизни 27 февраля 2018 г., находясь в Национальном авиационном университете Украины, почетным доктором которого он являлся, согласовывая вопросы подготовки совместной с ГП «АНТОНОВ» конференции по проблеме безопасности полетов.
В памяти коллег и товарищей Юрий Владимирович Курлин останется исключительно скромным, тактичным, эрудированным и грамотным Летчиком с большой буквы, до конца преданным авиации, коммуникабельным и трудолюбивым человеком.