Экс-министр транспорта Максим Соколов (в 2012–2018 годах), не вошедший в новый состав правительства, может получить места в советах директоров госкомпаний — «Аэрофлота» и «Транснефти», рассказали несколько источников “Ъ”. Один из них уточняет, что вопрос выдвижения господина Соколова в совет директоров «Аэрофлота» «в высокой степени готовности». Он утверждает, что теперь РФ будет претендовать на девять мест в совете, сейчас там восемь госпредставителей (у Росимущества в компании — 51,2%). Другой собеседник “Ъ” отмечает, что внесение кандидатуры экс-министра в совет директоров «Транснефти» еще согласовывается. Источник “Ъ” в отрасли не исключил, что господин Соколов может занять в совете монополии место Дарьи Василевской — помощницы бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, ставшего сопредседателем фонда «Сколково».
Советник президента «Транснефти» Николая Токарева Игорь Демин переадресовал вопрос о назначении Максима Соколова в правительство: «Мы пока не получали распоряжение о кандидатах в совет директоров, поэтому не располагаем информацией». Представители Росимущества, «Аэрофлота», вице-премьера Дмитрия Козака (курирует промышленность) и сам Максим Соколов отказались от комментариев.
Слухи о возможном трудоустройстве господина Соколова возникали еще во время его карьеры в Минтрансе. Еще в 2017 году источники “Ъ” прочили министра в губернаторы одного из регионов, в частности, Санкт-Петербурга, но тогда обсуждение кадровых перемен ни к чему не привело. Осенью 2017 года заговорили уже не о новом назначении, а об отставке Максима Соколова: в сентябре министр получил от Владимира Путина дисциплинарное взыскание в связи с коллапсом авиакомпании «ВИМ-Авиа» (снято этой весной).
Назначение отставных чиновников в советы директоров практикуется достаточно часто. Это может использоваться и как своего рода «почетная пенсия», за которой не следует новое назначение, и как место, где менеджер ожидает подходящего поста. Так, совет «Транснефти» был расширен в 2017 году для Валерия Шанцева, ушедшего с поста главы Нижегородской области. За 2017 год члены совета получили 50,5 млн руб., то есть в среднем по 5,6 млн руб. (директора, не являющиеся менеджерами или чиновниками, получают относительно больше). В «Аэрофлоте» члены совета директоров получают базовое вознаграждение в 1,8 млн руб. в год, а также могут заработать гораздо больше по долгосрочной программе мотивации. Так, в июне 2016—июле 2017 года, по данным “Ъ”, ряд членов совета, например, получили более 10 млн руб.
Переход чиновника после отставки в бизнес, особенно в профильный,— это «золотое дно» как для него, так и для компании, замечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Административный ресурс действует еще какое-то время и позволяет лоббировать интересы компании, говорит он. С ролью экс-министра транспорта в нефтяном бизнесе все сложнее, это скорее просто почетная и денежная должность, замечает господин Жарский. Он отмечает, что такие назначения для уволенных министров — традиция, которой много лет, если министр не позволял себе критику власти, то его не бросают.
Советник президента «Транснефти» Николая Токарева Игорь Демин переадресовал вопрос о назначении Максима Соколова в правительство: «Мы пока не получали распоряжение о кандидатах в совет директоров, поэтому не располагаем информацией». Представители Росимущества, «Аэрофлота», вице-премьера Дмитрия Козака (курирует промышленность) и сам Максим Соколов отказались от комментариев.
Слухи о возможном трудоустройстве господина Соколова возникали еще во время его карьеры в Минтрансе. Еще в 2017 году источники “Ъ” прочили министра в губернаторы одного из регионов, в частности, Санкт-Петербурга, но тогда обсуждение кадровых перемен ни к чему не привело. Осенью 2017 года заговорили уже не о новом назначении, а об отставке Максима Соколова: в сентябре министр получил от Владимира Путина дисциплинарное взыскание в связи с коллапсом авиакомпании «ВИМ-Авиа» (снято этой весной).
Назначение отставных чиновников в советы директоров практикуется достаточно часто. Это может использоваться и как своего рода «почетная пенсия», за которой не следует новое назначение, и как место, где менеджер ожидает подходящего поста. Так, совет «Транснефти» был расширен в 2017 году для Валерия Шанцева, ушедшего с поста главы Нижегородской области. За 2017 год члены совета получили 50,5 млн руб., то есть в среднем по 5,6 млн руб. (директора, не являющиеся менеджерами или чиновниками, получают относительно больше). В «Аэрофлоте» члены совета директоров получают базовое вознаграждение в 1,8 млн руб. в год, а также могут заработать гораздо больше по долгосрочной программе мотивации. Так, в июне 2016—июле 2017 года, по данным “Ъ”, ряд членов совета, например, получили более 10 млн руб.
Переход чиновника после отставки в бизнес, особенно в профильный,— это «золотое дно» как для него, так и для компании, замечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Административный ресурс действует еще какое-то время и позволяет лоббировать интересы компании, говорит он. С ролью экс-министра транспорта в нефтяном бизнесе все сложнее, это скорее просто почетная и денежная должность, замечает господин Жарский. Он отмечает, что такие назначения для уволенных министров — традиция, которой много лет, если министр не позволял себе критику власти, то его не бросают.