Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гражданка" без пилота


17 мая 2018 года Алена Маркина, Российская газета


На уральском страховом рынке появился новый продукт - страхование ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что полис, работающий наподобие "автогражданки", заинтересует корпоративных клиентов, использующих дронов на производстве или в сфере услуг. Его стоимость зависит от ряда факторов, например цели и интенсивности работы дрона, опыта оператора, маршрута полетов. Полис защищает от финансовых потерь "внешнего пилота" - оператора, управляющего машиной, в случае, если она потерпит крушение. Средний лимит страхования - миллион рублей.

- Создание нового продукта для защиты ответственности оператора дрона - не только дань моде и времени, но и ответ на запрос клиента, крупной компании, использующей беспилотники для обеспечения аудиовизуального контроля своих объектов в режиме 24/7, - рассказывает ведущий специалист страховой компании Александр Кондрашов. - Несмотря на уникальность продукта, мы уверены, что он будет востребован рынком. Учитывая скорость распространения технологий, зоны применения дронов стремительно расширяются, растет нагрузка и ответственность, лежащая на операторах.

Будучи изначально аппаратами военного применения, сегодня беспилотники востребованы бизнесом и специальными службами повсеместно. В регионах Уральского федерального округа они следят за всем, что можно увидеть с воздуха: за нарушителями правил дорожного движения, "черными" лесорубами, действующими стройками, добычей углеводородов и уборкой урожая. Только МЧС Свердловской области запускает 40 беспилотников для обнаружения лесных пожаров и поиска пропавших людей. А, например, одно из горнодобывающих предприятий Южного Урала использует квадрокоптеры для проведения маркшейдерских работ. Они оборудованы специальной аппаратурой и программным обеспечением для проведения аэросъемки карьеров и передачи информации на базу для преобразования в точную модель.

Впрочем, дроны перестают быть просто наблюдателями: все чаще их начинают использовать в качестве курьеров или даже грузовых транспортных средств. Так, технически продвинутые предприятия общепита в региональных городах-миллионниках вроде Екатеринбурга и Челябинска с интересом присматриваются к зарубежному и столичному опыту доставки пиццы и роллов: с поправкой на пробки по воздуху курьер прибудет к клиенту в 3-4 раза быстрее, чем по земле.

Крупный бизнес берет выше: еще в конце прошлого года беспилотный летательный аппарат доставил первый груз весом 4,5 килограмма на ямальское Пограничное месторождение, принадлежащее одной из нефтегазодобывающих компаний. Расстояние в 40 километров "птичка" преодолела за 42 минуты, доказав саму возможность использования беспилотников для доставки грузов на отдаленные производственные площадки, с которыми в распутицу нет наземного сообщения. Сейчас компания планирует опробовать беспилотные суда весом до полутонны и грузоподъемностью 200 килограммов для доставки на удаленные промыслы запчастей и мелкого оборудования. Их использовать дешевле, чем вертолет.

Разумеется, столь массовое коммерческое применение дронов ведет к росту рисков. По словам директора управления страхования морских и авиационных рисков одной из профильных компаний Виталия Костюкова, интерес к страхованию начали проявлять и продавцы, и покупатели дронов. Последние озабочены сохранностью своей летающей собственности, а некоторые готовы страховать и ответственность.

Эксперты предупреждают еще об одном риске. Над нами часто летают недорогие устройства, использующие для связи с внешним пилотом так называемые протоколы общего назначения, которые не имеют надежной аутентификации.

- Учитывая уязвимость прошивки, дроны могут угонять хакеры и после взлома направлять в любое место, - говорит эксперт в сфере информационной безопасности Илья Шарапов. - Кто в этом случае будет возмещать урон владельцу аппарата или клиенту, ожидающему посылку? Однако рынок пока не готов к страхованию от киберрисков: во-первых, это лишние затраты, во-вторых, у нас в стране такие угрозы еще не воспринимают всерьез.

По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), риски ответственности перед третьими лицами стали сейчас самым актуальным и перспективным видом страхования. То есть, условно говоря, бизнес волнуется не о пропавшей пицце или разбившейся "птичке", а о своих убытках, если та вдруг спикирует на дорогую машину. А если речь идет об аппарате в полтонны весом, то ущерб третьим лицам может быть гораздо более серьезным. Из этих соображений в некоторых странах владельцы дронов страхуют их добровольно. А вот в странах Евросоюза покупка полиса для аппарата весом более 20 килограммов обязательна, причем его стоимость изрядно "кусается": при максимальном взлетном весе до 500 килограммов она составляет от 0,75 миллиона евро. Любопытно, что за рубежом помимо вреда имуществу, жизни и здоровью страхуется и причинение вреда личности (включая моральный). То есть владелец беспилотника может застраховаться от риска кого-нибудь напугать.

Российский Воздушный кодекс требует, чтобы все беспилотники, имеющие максимальный взлетный вес более 30 килограммов, имели статус воздушного судна, который обязывает их страховать ответственность перед третьими лицами, отмечают в ассоциации. Минимальный лимит ответственности должен составлять два МРОТ за каждый килограмм веса. В итоге для аппарата весом, допустим, 50 килограммов, лимит составит 10 тысяч рублей.

- Как такая сумма защитит имущественные интересы владельца, если его дрон причинит вред жизни и здоровью человека, повредит чей-то дорогой автомобиль или столкнется в полете с воздушным судном? - задает риторический вопрос руководитель РААКС Павел Шутов. - Но у нас, к сожалению, до сих пор актуальна поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Это действительно так. Например, по словам пресс-секретаря управления Росгвардии по Свердловской области Ольги Бельской, принадлежащие ведомству дроны (именно их использует МЧС) летают со всеми возможными разрешениями, однако ни сами аппараты, ни ответственность перед третьими лицами не застрахованы "по финансовым причинам".

Кстати

Зимой 2016 года квадрокоптер, принадлежащий частному лицу, запутался в грозотросе линии электропередачи, которая обеспечивает электроснабжение пяти подстанций в Екатеринбурге. Затраты сетевой компании на ликвидацию последствий нарушения составили 60 тысяч рублей. Разумеется, аппарат застрахован не был, его владелец за ним не явился.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer