«Подарком нашей родине» назвал вчера начавший испытания корабль глава CSIC Ху Вэньмин, который также объявил, что страна вступила в «эпоху двух авианосцев». Корабль водоизмещением примерно 60–70 тыс. тонн (в зависимости от загрузки) покинул в воскресенье стапеля верфи в Даляне и отправился на тестовые испытания, которые могут продлиться до года. Китайский военный эксперт Ли Цзэ, которого цитирует государственный таблоид «Хуаньцю Шибао» просил наблюдателей с пониманием отнестись к поломкам в ходе испытаний. «Это первый 100% китайский авианосец, он состоит из 700–800 млн деталей, и проблемы возможны»,— заметил он.
Несмотря на все трудности, для Пекина это событие можно рассматривать как качественный прорыв, полагает старший научный сотрудник ИДВ РАН Василий Кашин. «Теперь у Китая два авианосца, и один из них всегда может находиться в строю, пока другой ремонтируется в доках,— заметил он в беседе с “Ъ”.— Это позволит избежать ситуации, в которой оказались Россия и Франция, имеющие по одному авианосцу: после активного использования в борьбе с террористами в Сирии корабли вынуждены были встать на ремонт на год-полтора». Напомним, что и российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», и французский авианосец «Шарль де Голль» встали на ремонт в 2017 году.
Строительство авианосца стало для китайцев не только военным, но и организационно-техническим прорывом. Это первый корабль такого типа, построенный полностью в Китае. В состав флота страны уже входит авианосец «Ляонин», начавший свой путь как советский авианесущий крейсер «Варяг» и выкупленный у Украины в 1998 году. Во время строительства безымянного пока «Тип 001А» 412 из 532 подрядчиков были компаниями гражданского сектора, с гордостью сообщил Ху Вэньмин. «Мы сформировали команду из 5 тыс. человек, которые готовы теперь построить авианосец любого типа»,— добавил он.
«Тип 001А» серьезно уступает наиболее современным американским авианосцам вроде USS Gerald Ford, введенного в эксплуатацию в мае 2017 года. Он превосходит китайский корабль и по водоизмещению (около 100 тыс. тонн), и по типу силовой установки (атомная против жидкостной с паровыми турбинами у китайского корабля) и по количеству самолетов на борту. Китайский корабль, как полагают эксперты, вмещает от 32 до 36 самолетов J-15 и до восьми вертолетов, включая Changhe Z-18 и Harbin Z-9. Американский авианосец же способен поднять более 75 самолетов и вертолетов. USS Gerald Ford оснащен новейшей электромагнитной катапультой для разгона самолетов, тогда как китайский корабль довольствуется взлетной рампой.
Тем не менее третий китайский авианосец, который уже строится на старейшей в стране верфи компании Shanghai Jiangnan Shipyard Group, уже якобы будет иметь водоизмещение до 80 тыс. тонн и будет способен нести до 40 самолетов, не считая вертолетов и дронов. До 2050 года руководство КНР поставило задачу «превратиться в ведущую морскую державу мирового уровня», что предполагает строительство еще как минимум трех кораблей подобного класса. Стоит отметить, что КНР активно развивает и оружие для борьбы с авианосцами. В частности, на вооружении страны стоит единственная в своем роде противокорабельная баллистическая ракета DF-21D.
По словам Василия Кашина, новый авианосец после прохождения испытаний будет, скорее всего, закреплен за одним из двух флотов: Северным (штаб-квартира в Циндао) или Южным (штаб-квартира на острове Хайнань). Только там есть доки, способные принять авианосец такого размера. В первом случае его задачей будет сдерживание японо-американских сил у своего восточного побережья, во втором — утверждение власти КНР над Южно-Китайским морем, где Пекин ведет затяжной территориальный спор с соседями по региону.
Построив второй авианосец, Китай занял сразу второе место в мире по общему тоннажу кораблей этого типа. Из-за дороговизны в обслуживании только США имеют 11 авианосцев, остальные страны либо вообще отказались от этого вида кораблей, либо имеют не более одного. У Италии два действующих авианосца, но их общее водоизмещение меньше, чем у одного «Тип 001А».
Несмотря на все трудности, для Пекина это событие можно рассматривать как качественный прорыв, полагает старший научный сотрудник ИДВ РАН Василий Кашин. «Теперь у Китая два авианосца, и один из них всегда может находиться в строю, пока другой ремонтируется в доках,— заметил он в беседе с “Ъ”.— Это позволит избежать ситуации, в которой оказались Россия и Франция, имеющие по одному авианосцу: после активного использования в борьбе с террористами в Сирии корабли вынуждены были встать на ремонт на год-полтора». Напомним, что и российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», и французский авианосец «Шарль де Голль» встали на ремонт в 2017 году.
Строительство авианосца стало для китайцев не только военным, но и организационно-техническим прорывом. Это первый корабль такого типа, построенный полностью в Китае. В состав флота страны уже входит авианосец «Ляонин», начавший свой путь как советский авианесущий крейсер «Варяг» и выкупленный у Украины в 1998 году. Во время строительства безымянного пока «Тип 001А» 412 из 532 подрядчиков были компаниями гражданского сектора, с гордостью сообщил Ху Вэньмин. «Мы сформировали команду из 5 тыс. человек, которые готовы теперь построить авианосец любого типа»,— добавил он.
«Тип 001А» серьезно уступает наиболее современным американским авианосцам вроде USS Gerald Ford, введенного в эксплуатацию в мае 2017 года. Он превосходит китайский корабль и по водоизмещению (около 100 тыс. тонн), и по типу силовой установки (атомная против жидкостной с паровыми турбинами у китайского корабля) и по количеству самолетов на борту. Китайский корабль, как полагают эксперты, вмещает от 32 до 36 самолетов J-15 и до восьми вертолетов, включая Changhe Z-18 и Harbin Z-9. Американский авианосец же способен поднять более 75 самолетов и вертолетов. USS Gerald Ford оснащен новейшей электромагнитной катапультой для разгона самолетов, тогда как китайский корабль довольствуется взлетной рампой.
Тем не менее третий китайский авианосец, который уже строится на старейшей в стране верфи компании Shanghai Jiangnan Shipyard Group, уже якобы будет иметь водоизмещение до 80 тыс. тонн и будет способен нести до 40 самолетов, не считая вертолетов и дронов. До 2050 года руководство КНР поставило задачу «превратиться в ведущую морскую державу мирового уровня», что предполагает строительство еще как минимум трех кораблей подобного класса. Стоит отметить, что КНР активно развивает и оружие для борьбы с авианосцами. В частности, на вооружении страны стоит единственная в своем роде противокорабельная баллистическая ракета DF-21D.
По словам Василия Кашина, новый авианосец после прохождения испытаний будет, скорее всего, закреплен за одним из двух флотов: Северным (штаб-квартира в Циндао) или Южным (штаб-квартира на острове Хайнань). Только там есть доки, способные принять авианосец такого размера. В первом случае его задачей будет сдерживание японо-американских сил у своего восточного побережья, во втором — утверждение власти КНР над Южно-Китайским морем, где Пекин ведет затяжной территориальный спор с соседями по региону.
Построив второй авианосец, Китай занял сразу второе место в мире по общему тоннажу кораблей этого типа. Из-за дороговизны в обслуживании только США имеют 11 авианосцев, остальные страны либо вообще отказались от этого вида кораблей, либо имеют не более одного. У Италии два действующих авианосца, но их общее водоизмещение меньше, чем у одного «Тип 001А».