Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Лисья гончая" с "Кинжалом": как МиГ-31 стал носителем гиперзвукового оружия


11 мая 2018 года Роман Азанов, ТАСС


Американское издание The National Interest опубликовала статью, в которой назвало гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс "Кинжал" уникальным российским оружием. При этом ракета "способна маневрировать в полете и имеет непредсказуемую траекторию, которая затрудняет перехват". "Ни у кого в мире нет баллистической ракеты воздушного пуска, поэтому Москва справедливо говорит о том, что у "Кинжала" нет аналогов за рубежом", — пишет издание.

О наличии у России этого оружия мир узнал в марте 2018 года. 9 мая два истребителя МиГ-31К с комплексами "Кинжал" впервые приняли участие в авиационной части парада Победы в Москве. "Кинжал" предназначен для уничтожения наземных и морских целей. Носителем был выбран сверхзвуковой всепогодный истребитель дальнего радиуса действия МиГ-31, созданный РСК "МиГ" еще в Советском Союзе и принятый на вооружение в 1981 году. Foxhound (в переводе "Лисья гончая"), как называют его на Западе, — ветеран Воздушно-космических сил РФ, однако по своим скоростным и высотным характеристикам он уникален до сих пор.

МиГ-31 с легкостью может подняться на высоту до 25 км, разогнаться до 3000 км/ч, и дальше ракета, достигнув точки сброса за считаные минуты, начинает уже свое автономное движение. Ядерные и обычные боезаряды доставляются к цели на расстояние до 2 тыс. км. При этом нанести серьезный удар по противнику она может, не заходя в его зону, серьезно защищенную системой ПВО-ПРО. Благодаря таким высоким летно-техническим характеристикам МиГ-31, гиперзвуковая ракета с малой радиолокационной заметностью и высокой маневренностью комплекса "Кинжал" не имеет аналогов в мире.

В 1977 году советский летчик-испытатель Александр Федотов поднялся на МиГ-31 в ближний космос — на высоту 37 650 метров. И до сих пор этот самолет перекрывает практически весь диапазон высот, доступных для современных летательных аппаратов. А два года назад на МиГ-31БМ был установлен новейший рекорд по длительности беспосадочного перелета — 7 часов 4 минуты (с двумя дозаправками в воздухе). Уникальные материалы (качество металла, из которого создан корпус) вместе с просчитанной конструкцией делают "Лисью гончую" самолетом-рекордсменом по многим показателям.

Неуязвимость "Кинжала"

На видео, показанном 1 марта президентом РФ, МиГ-31БМ доставил ракету в точку сброса, при этом она летела с гиперзвуковой скоростью (превышающей скорость звука в 10 раз) и осуществляла маневрирование на всех участках траектории полета. По мнению заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, основная первая особенность и сложность — нужно было достичь скоростей гиперзвуковых, то есть около 10 Махов. "Это позволяет довольно быстро подойти к объекту в отличие, скажем, от крылатых ракет, которые летят со средними крейсерскими скоростями около 850–900 км/ч, то есть первая особенность — это в первую очередь скорость", — говорит он.

Вторая особенность системы, считает Борисов, — с помощью аэродинамических рулей она может осуществлять маневры во время своего полета и обходить зоны противовоздушной или противоракетной обороны.

Противоракетный зонтик в этой ситуации становится дырявым. Именно возможность маневрирования в гиперзвуковом полете позволяет обеспечить неуязвимость этого изделия и гарантированное попадание в цельЮрий Борисовзаместитель министра обороны РФ

По мнению главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Сергея Суровикина, создание "Кинжала" стало важным прорывом в разработке гиперзвуковых систем вооружения. Самолет-носитель доставляет аэробаллистическую ракету в район сброса за считаные минуты, затем маршевый двигатель разгоняет боеприпас до гиперзвуковой скорости за секунды. "На конечном участке траектории включается головка самонаведения, она обеспечивает требуемую точность и избирательность поражения целей в любое время суток", — говорит главком. Полет к цели также занимает несколько секунд, что исключает перехват средствами ПВО. Эффективность "Кинжала" многократно подтверждена на государственных испытаниях.

На опытно-боевом дежурстве уже стоят десять МиГ-31К с "Кинжалом". С декабря 2017 года первое авиационное формирование в Южном военном округе (ЮВО), оснащенное этими комплексами, приступило к несению дежурства, в ходе которого отрабатываются основы его боевого применения. "И это далеко не фантастика, — говорит Борисов. — Более того, это класс высокоточного оружия, которое имеет многофункциональную боевую часть, позволяющую работать как по стационарным, так и по движущимся целям. В частности, авианосцы и корабли класса крейсер, эсминец, фрегат — потенциальные цели для этого оружия".

По мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, размещение МиГ-31К с "Кинжалом" в ЮВО объясняется, по всей видимости, необходимостью "держать под контролем акваторию Черного моря", куда регулярно заходят американские и натовские корабли с крылатыми ракетами большой дальности "Томагавк" на борту, угрожая позициям наших стратегических ракетных комплексов в европейской части страны. "Для острастки им и предназначен "Кинжал". Непрошеные гости Черного моря должны об этом знать", — говорит эксперт. Кстати, с начала 2018 года, по сообщениям Минобороны РФ, экипажи авиакомплекса в ЮВО уже выполнили около 250 полетов днем и ночью в различных метеоусловиях.

Кроме того, недалеко от акватории Черного моря — Сирия, где у нас есть свои интересы, восточное побережье Средиземного моря, военные базы в Хмеймим и Тартусе. Не исключено, что "Кинжал" может пригодиться и в этом регионе, тем более что расстояние от Краснодарского края до Сирии не очень большое. МиГ-31 на полчаса полетаВиктор Литовкинвоенный обозреватель ТАСС

11 марта Минобороны РФ опубликовало новое видео испытаний гиперзвуковой ракеты. На кадрах было видно, что на МиГ-31 исчезли точки подвески для ракеты класса "воздух-воздух" Р-33, входящей в стандартный состав вооружения истребителя. Специально под "Кинжал" был разработан новый узел подвески, что говорит о большой массе изделия. Истребитель получил отдельную модификацию — МиГ-31К. Отметим, что изначально самолет являлся перехватчиком, а не носителем оружия класса "воздух-поверхность".

Думаю, в перспективе под "Кинжал" будут модернизированы и стратегические самолеты дальнего радиуса действия Ту-22М3. Они тоже сверхзвуковые, тоже могут принять на борт большой груз боеприпасов — 12 тонн, то есть и "Кинжал" тоже. Единственное — необходимо будет сделать конструктивные изменения на его корпусеВиктор Литовкинвоенный обозреватель ТАСС

По данным из открытых источников, ракета "Кинжал" является дальним прототипом советской тактической ударной ракеты Х-15, принятой на вооружение в 1988 году. При этом внешний облик ракеты имеет сходство с аэробаллистической ракетой 9М723-1 (обозначение США — SS-26) оперативно-тактического комплекса "Искандер-М". Скорость полета у нее до 1800 м/с, дальность действия до 400 км. Скорее всего, первая ступень "Кинжала" создана на основе "Искандера". В показанных видео носовая часть ракеты была заретуширована.

В свою очередь, гиперзвуковая ракета с термоядерной боевой частью Х-15 считалась советским ответом на американскую ракету SRAM, которая поступила на вооружение ВВС США в 1972 году. Х-15 была предназначена для оснащения стратегических и дальних бомбардировщиков Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160. Однако до распада Советского Союза в строевых частях ракету успели освоить только несколько полков дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Массовому производству помешали как экономические проблемы, так и не удовлетворявшая требованиям военных дальность, которая не позволяла уверенно действовать за пределами зоны ПВО противника. После пуска с бомбардировщика Х-15 набирала высоту более 40 км и затем по траектории, близкой к баллистической, пикировала на цель, развивая скорость до 5 Махов.

С вооружения Х-15 начали постепенно снимать в начале 2000-х годов ввиду прекращения серийного производства и окончания гарантийного срока хранения компонентов твердого топлива. Известно, что на ее базе были разработаны версии с обычными боевыми частями — противорадиолокационная Х-15П и противокорабельная Х-15С. Носителями последней могли быть в том числе и истребители Су-27, однако данных о принятии ее на вооружение нет.

Несмотря на такое конструктивное сходство, летно-технические характеристики "Кинжала" на порядок превосходят 9М723-1 и Х-15.

Самолет, опередивший время

Модернизация МиГ-31 происходила параллельно с разработкой гиперзвуковой ракеты для комплекса "Кинжал".

В качестве носителя был выбран сверхзвуковой МиГ-31. Работа по модернизации этого уникального сверхзвукового самолета, опередившего свое время, шла параллельно с разработкой самого оружияДмитрий Рогозинвице-премьер РФ

С "Кинжалом" перехватчик МиГ-31 получил для себя новую роль — ударного самолета. Кстати, такое же развитие прошел и его предшественник — МиГ-25. Он мог поражать наземные цели с помощью свободно падающих бомб.

Первый советский боевой самолет четвертого поколения МиГ-31 разрабатывался в 1970-х годах коллективом отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — РСК "МиГ") под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

Первоначально авиация ПВО СССР хотела, чтобы новый истребитель был быстрее, чем МиГ-25. В то время он был самым быстрым истребителем в мире, его максимальная скорость составляла 3000 км/ч. В новый проект закладывалась уже скорость 3700–4000 км/ч. Для него был заказан двухконтурный Д-30Ф6 с максимальной тягой 152,0 кН, который создавался на базе гражданского Д-30, применявшегося на Ту-134. Сохраняя общую компоновку, технологию производства и размеры МиГ-25, новый проект получил экипаж из двух человек. Жесткость крыльев и воздухозаборников была увеличена для обеспечения полета на сверхзвуковых скоростях вблизи земли. По сравнению с МиГ-25 у МиГ-31 уменьшилась доля стали, зато возросла доля титана и современных алюминиевых сплавов. Так появился самый тяжелый и самый быстрый истребитель-перехватчик в мире.

Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 года, опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода имени Микояна Александр Федотов.

В 1978 году на полигоне испытательного центра в Ахтубинске был проведен эксперимент по одновременному сопровождению десяти воздушных целей с помощью РЛС "Заслон". Цели шли фронтом шириной 150 км. Истребитель находился на высоте 5000 м. Пять мишеней находились ниже перехватчика, на высотах от 1400 до 2600 м, а еще пять — выше (от 8400 до 9600 м). Тогда впервые четыре воздушные цели были одновременно уничтожены четырьмя ракетами. Примечательно, что спустя несколько месяцев американцы сообщили, что их спутник-разведчик зафиксировал поражение воздушной цели, летевшей на высоте 60 м, ракетой "воздух-воздух", запущенной с дистанции 200 км, с борта "модифицированного МиГ-25", летевшего на высоте 6000 м.

Мировой общественности МиГ-31 был впервые показан на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году. Производился в 1975–1994 годах на авиазаводе "Сокол" в Горьком (ныне Нижний Новгород), всего было построено более 500 единиц.

МиГ-31 был специально разработан для отражения групповых атак небольших крылатых ракет, идущих на малой высоте. В течение всех лет, пока этот самолет находится на службе, он проходил модернизации. Стоит отметить, что интерес к нему увеличивался каждый раз после военных операций США и НАТО, особенно после бомбардировки Ирака, Югославии и Афганистана.

Был нереализованный проект с комплексом перехвата — МиГ-31М. В 1993 году он стал первым истребителем в мире, сбившим (ракетой К-37) воздушную цель на дальности 200–228 км.

Еще одной версией 1980-х годов, не принятой на вооружение из-за развала СССР, был МиГ-31Д. Он был элементом русской противоспутниковой системы 30П6 "Контакт". Истребитель должен был иметь трехступенчатую ракету, разработанную Московским институтом теплотехники (там же проектировались стратегические ракеты "Тополь-М" и "Булава"). В отличие от стандартного МиГ-31, "истребитель спутников" не имел ненужного радара и не имел пушки. Двигатели были модернизованы с целью увеличения тяги на большой высоте. Испытания проходили на полигоне войск ПВО Сары-Шаган в Казахстане, где испытывали системы противоракетной обороны. В 1991 году программа была прекращена.

В 2001 году был представлен проект МиГ-31Сдля запуска небольших коммерческих спутников. Ракета-носитель "Микрон" могла вывести спутник массой 100 кг на орбиту высотой 200 км. Ракета должна была запускаться на скорости 2,3 Маха на высоте 20–25 км. Другой планируемой нагрузкой для МиГ-31С мог стать трехместный ракетоплан для суборбитальных полетов. С его помощью предполагали проводить подготовку космонавтов, а также выполнять туристические и рекламные полеты.

В 2005 году Россия и Казахстан объявили о планах по созданию еще одной аэрокосмической системы под названием "Ишим" для вывода на околоземную орбиту малоразмерных спутников. МиГ-31Ии трехступенчатая твердотопливная ракета, созданная Московским институтом теплотехники, подвешенная под фюзеляжем, должны были выводить спутник массой 160 кг на орбиту высотой 300 км.

Модернизированный МиГ-31БМдолжен был получить новое вооружение, в том числе проверенные на МиГ-31М ракеты "воздух-воздух" большой и средней дальности К-37М и К-77М, а также новые ракеты 9М96 от зенитной системы С-400. Дальность действия модернизированной радиолокационной станции должна быть адекватна новым ракетам. Локатор мог сопровождать 24 цели и на восемь из них наводить ракеты. В кабине появились жидкокристаллические экраны. Самолет должен был получить новые электронные боевые системы.

С 2011 года на нижегородском заводе "Сокол" началась модернизация самолетов до версии МиГ-31БМ. В 2013 году первая пара заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область). По данным открытых источников, сегодня в строю около 100 модернизированных МиГ-31БМ.

На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно. Однако он уступает большинству современных истребителей в маневренности, но дальность действия радара и ракет в сочетании с возможностью обстрела нескольких целей одновременно позволяет ему избегать сближения с противником. Боевой радиус действия в зависимости от варианта нагрузки и скорости полета составляет от 700 до 1500 км.

Группа из четырех самолетов способна перекрыть воздушное пространство протяженностью по фронту до 1000 км — к примеру, от Москвы до Краснодара. МиГ-31 способен перехватывать любые цели в воздухе, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей и уничтожать спутники, работающие на низких космических орбитах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer