Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минуло 30 лет. Что дальше?


06.04.18 15:58 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Во второй половине 80-х гг. прошлого столетия, наряду с другими работами, коллектив ОКБ А.Н. Туполева совместно с рядом творческих предприятий, включая, в первую очередь, ОКБ Н.Д. Кузнецова и Газпром, завершил первый этап программы освоения криогенного энергоносителя в авиастроении.

В первые в мире 15 апреля 1988 г. взлетел экспериментальный самолет Ту-155, использовавший в качестве топлива жидкий водород (LH2), а после завершения этой программы – сжиженный природный газ (СПГ). И эта программа была также успешно завершена.

Разумеется, этому предшествовала поистине огромная научная и исследовательская работа.

Достаточно вспомнить создание уникального топливозаправочного стенда, исследования в области управления потоком криогенного топлива на земле и в полете, обеспечение его заправки и перекачки, пожаровзрывобезопасность и многое другое.

В результате была составлена рассчитанная на обозримую перспективу криогенная программа, имея в виду постройку ряда криогенных самолетов – Ту-156 и Ту-136. Позже к ним должны были присоединиться криогенные Ту-204 и Ту-334.

Хотел бы напомнить, что в нашем ОКБ фактически был сконструирован самолет Ту-136, который изначально создавался специально с условием использования сжиженного природного газа в качестве энергоносителя. Поскольку для СПГ топливные емкости требуются заметно большего объема, чем для керосина, была предложена «дупланная» схема компоновки самолета, обеспечивающая большие объемы баков СПГ, к тому же отнесенных от кабин и находящихся вне зоны воздействия элементов двигателя в случае его разрушения. 

Аэродинамическая модель Ту-136 была исследована в ЦАГИ, который дал положительное заключение, а затем скрупулезно, «до мелочи» – в СибНИА, где в результате получена дополнительно единица аэродинамического качества. Была также построена летающая модель, начаты ее испытания, но…

Уместно сегодня сказать добрые слова в адрес пионеров этого начинания. К великому сожалению, многих уже нет с нами. Вот имена некоторых: Владимир Андреев, Валерий Федутинов, Владимир Петрашов, Виль Киракосов, Александр Правдивый. Продолжают трудиться у нас в ОКБ или выбрали другое поприще: Валентин Малышев, Вячеслав Борисов, Валентина Кутепова, Валерий Солозобов, Андрей Пухов, Александр Вахтин, Алексей Игнатов, Михаил Казаков, Александр Тырнов, Евгений Подопросветов, Юрий Рогожин.

Заранее приношу извинения перед теми, которых я не упомянул. Но ведь трудился большущий коллектив туполевцев со всеми нашими коллегами, товарищами и друзьями. И все они в равной мере достойны благодарности и уважения.

Но близился 1991 г., и постепенно накал в области применения альтернативного топлива стал заметно снижаться. Причин тому много, но не стоит забывать, что некоторые участники этой общей работы оказались вне России, и определенные политические настроения стали ей препятствовать. Ну как тут, учитывая сегодняшнюю обстановку, не вспомнить слова нашего выдающегося отечественного  классика Федора Михайловича Достоев-ского, направленные тем, кто стал, по их мнению, «свободными». Но это – к слову.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, все же в конце прошлого столетия проявился интерес в отношении применения газа в авиастроении (Распоряжение РАО «Газпром» от 12 сентября 1997 г. № 113; Решение участников «круглого стола» в Государственной Думе от 17 октября 1997 г.; письмо председателей комитетов Государственной думы по обороне и по промышленности, строительству, транспорту и энергетике от 03 ноября 1997 г. № 3.15-2050 председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину). 

И опять – тишина.

Однако не следует думать, что конструкторы, энтузиасты нового ничего не делали. И вот, в декабре 2017 г. Российский Союз промышленников и предпринимателей обращается к министру промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурову с рядом предложений, в том числе, по авиационной промышленности, имея в виду внедрение газомоторной техники. Большую активность в этом вопросе проявляет Министерство транспорта РФ и ряд серьезных творческих фирм. 

Но позволю себе заметить, что за последние два-три десятилетия в мире произошли некоторые изменения. Попытка наших «оппонентов» низвести Россию до второстепенного уровня не удалась. Мы по-прежнему поистине Великая Держава, причем, в первую очередь, по нравственному уровню. Санкции, препятствия в освоении новейших технологий и прочие потуги только еще больше раззадорят нас. Больше нам может грозить самоизоляция.

Попытаюсь объяснить. Перевод нашего транспорта, причем всех видов, как это предлагается, на газомоторное топливо сможет вызвать непреодолимые трудности транспортного сообщения с зарубежьем. Особенно с Западной Европой. Поэтому следовало бы «газифицировать» транспорт, прежде всего, воздушный, в большом регионе (на эту тему – статьи в журнале «АвиаСоюз» № 2 2015 г. «Хватит догонять!» и № 5 2016 г. «Не опоздать бы…» – прим. ред.). 

Страны Юго-восточной Азии и Ближнего Востока, охватывающие чуть ли не две трети населения земного шара, богаты природным газом. Ряд государств в этом регионе очень быстро развиваются. Растут объемы выпуска продукции промышленности, сельского хозяйства и, как следствие, внешней торговли. Так, может быть, стоит России предложить им объединить наши усилия в области газификации транспорта? Имею в виду совместную разработку и производство транспортных средств. С этого начать. А дальше…

Понимаю, вопрос весьма не простой. Министерству промышленности и торговли РФ и Министерству транспорта РФ его одним не решить. Нужен опытный, умный союзник. Кто? Ответ один – Министерство иностранных дел Российской Федерации. 

Кто за?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer