Этот налоговый маневр необходим, чтобы поддержать и развивать региональные авиаперевозки, но при этом не навредить экономике Московского авиационного узла. Сегодня через него идут три четверти всех внутрироссийских перевозок. Доходит до того, что приходится лететь через Москву из одного сибирского города в другой. Почему это происходит? Региональные маршруты для авиакомпаний не очень выгодны, поскольку там небольшой пассажиропоток. А в Москву и из Москвы летают значительно чаще. Сложившуюся тенденцию и хочет изменить минтранс, предлагая обнулить НДС "для регионалов". И оставить его прежним для Москвы, а не увеличивать до 18 процентов (это максимальная ставка НДС в России).
Предложения решить проблему региональных маршрутов за счет Москвы звучали не раз. Такой сценарий просчитали эксперты НИУ "Высшая школа экономики" (есть в распоряжении "РГ"). "Фактически возврат ставки НДС к уровню 18 процентов, - говорится в аналитическом исследовании, - означает катастрофический сценарий для отрасли, сопровождаемый существенным увеличением стоимости билетов (уже с полным НДС), сокращением пассажиропотока, ощутимыми убытками большинства авиакомпаний и уходом с рынка нескольких игроков".
На этот негатив накладывается обнуление ставки НДС до 2029 года на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования. "Это ставит авиацию в неконкурентное положение по сравнению с железной дорогой", - делают вывод аналитики.
По их расчетам, предложение минтранса - разумный компромисс. "Конечно, при такой пропорции (10/0) не избежать выпадения доходов бюджета. По нашим расчетам - до 12 миллиардов рублей в год. Но положительный эффект от этой меры будет больше, - отметил в разговоре с "РГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Федор Борисов.
По выкладкам аналитиков Высшей школы экономики, при сценарии 10/0 ожидается рост спроса на семь процентов на перевозки в целом внутри России, а на региональных линиях рост составит 18,7 процента, и как следствие произойдет увеличение налогооблагаемой базы. Также это повлечет за собой рост спроса на российские региональные суда (поддержка проекта "Сухой Суперджет") и тоже увеличение по этому направлению налогооблагаемой базы.
Повысится авиационная мобильность населения, добавляет Федор Борисов, в том числе в прямом межрегиональном сообщении. Он также прогнозирует снижение стоимости авиабилетов для пассажиров. Таким образом количество региональных пассажиров увеличится примерно на 2,37 миллиона человек в год.
Теперь рассмотрим другой сценарий: 18/0. Надо учесть, напоминает Борисов, что три четверти всего авиатрафика идет через Москву, и если вернуть 18-процентную ставку налога на добавленную стоимость на этом направлении, то под удар будут поставлены практически все перевозчики. Это, уточняет эксперт, станет бременем для отрасли в размере шести миллиардов рублей (налоговая нагрузка), что для систематических убытков в отрасли критично. И мера по поддержке региональных перевозок (обнуление налога на добавленную стоимость) будет нивелирована тем негативным эффектом, который отрасль получит.
У налогового маневра 10/0 есть еще один плюс, говорится в исследовании. Увеличение спроса на пассажирские перевозки приведет к созданию около 4,7 тысячи новых рабочих мест в региональных авиакомпаниях (из расчета одна штатная единица на 500 перевезенных пассажиров).
Соответствующий рост занятости произойдет в отраслях экономики, связанных с приемом туристов (в том числе деловых): в гостиницах, общественном питании, городском транспорте и так далее.
Совокупный рост занятости аналитики оценили примерно в 24 тысячи новых рабочих мест в авиакомпаниях, аэропортах и туристической индустрии в целом. Это даст новые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) около 1,84 миллиарда рублей в год.
Однако есть еще одно предложение, которое рассматривали первым и за которое "проголосовали" аналитики Высшей школы экономики. Это вариант 0/0. То есть обнулить ставку налога на добавленную стоимость на все авиаперевозки, ведь рейсы за рубеж по международным правилам вообще не облагаются этим налогом.
Но инициатива не нашла поддержки у минфина. И тогда минтранс предложил свой компромиссный вариант: 10/0. Если бы нулевой вариант прошел, аналитики Высшей школы экономики обещали, что рост спроса на все внутрироссийские перевозки составит 12 процентов. По сценарию 10/0 - почти в два раза меньше, 6,8 процента.
Какой сценарий в конце концов выберут, покажет время. Многое будет зависеть от позиции министерства финансов.