Большие планы
Соглашение о том, что Бурятия примет участие в тестовых испытаниях первых почтовых беспилотников, было достигнуто на инвестиционном форуме в Сочи. К организации первого тестового пуска подошли со всей торжественностью. Специально, чтобы понаблюдать за стартом, на площадку в 105-м микрорайоне Улан-Удэ приехали глава Республики Бурятия Алексей Цыденов и генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов. Последний поблагодарил руководство республики за участие в пилотном проекте.
— Мы доставляем почту и корреспонденцию по всей стране, и зачастую это труднодоступные районы, которые в различных климатических условиях не позволяют использовать традиционные виды транспорта, такие как автомобили, например. Поэтому доставка почты с помощью дронов для нас актуальна. Я очень рад, что мы сегодня здесь запускаем этот проект, который должен стать успешным, — сказал Николай Подгузов, обращаясь к собравшимся.
— В скором времени в республике планируется запустить собственное производство беспилотников, — отметил он.
После этого на глазах у собравшихся журналистов и телеоператоров дрон с посылкой «Почты России» поднялся в воздух. Спустя примерно минуту после взлета — как видно из видеозаписи, вскоре после крушения появившейся в Сети, — беспилотник закачался, начал падать и на большой скорости врезался в стену жилого дома.
Бурятия была выбрана для участия в испытаниях из-за большого количества поселений, расположенных в труднодоступных местах. Разбившийся аппарат, например, должен был доставить посылку в старообрядческое село Тарбагатай — оно расположено примерно в 60 км от Улан-Удэ и считается одним из старейших старообрядческих селений в республике. Таких деревень, многие из которых еще больше удалены от цивилизации, в республике множество. Неудивительно, что на дронов-почтальонов тут возлагали большие надежды. Крушение их, правда, произошло неожиданно быстро.
Организаторы церемонии практически сразу заявили, что, по предварительным данным, виновато скопление точек Wi-Fi в районе пуска — именно они, по мнению организаторов, «сбили с толку» крылатого почтальона. В правительстве Бурятии, как пишет «РИА Новости», причины аварии прокомментировали лаконично.
— Аппарат запустили по плану, он «встал», а потом что-то пошло не так, и он упал. Пострадавших нет. Выясняются причины инцидента, — цитирует агентство слова представителя республиканского правительства.
— Поспешишь — людей насмешишь. А так, конечно, перенастраивать за полчаса то, что готовилось несколько дней, не очень хорошо. Хотя вчера взлетали, летали на точку, посадка была, всё было протестировано. Даже при боковом ветре 16 м/с летали, — рассказал он журналистам местного издания «Аригус», добавив при этом, что «отрицательный результат — это тоже результат».
Стоимость разбившегося беспилотника, по данным «Аригус», составляла около 1,2 млн рублей. Известно, что он был отечественного производства. Восстановлению этот БПЛА, вероятнее всего, не подлежит. В «Почте России» вскоре после неудачного запуска заявили, что никакого отношения к нему вообще не имеют, на церемонию пришли в качестве гостей, а фирменный логотип там был размещен «для антуража».
«Производитель беспилотного летательного аппарата — компания «Рудрон/Экспедитор 3М» организовывала тестирование, на которое «Почта России» была приглашена в качестве одного из гостей», — говорится в официальном сообщении.
Правда, о планах использовать беспилотники в «Почте России» говорят давно. Поступление квадрокоптеров на службу в компании анонсировали еще в декабре 2016-го — тогда в «Почте России» пообещали, что использовать их начнут уже в 2017 году. Летом 2017-го представители компании заявили, что планируют в ближайшее время приступить к испытаниям, при этом на тот момент речь шла о тестовых полетах в Якутии. Ожидается, что когда беспилотники наконец начнут использоваться, они смогут доставлять грузы весом от 50 до 300 кг.
Заменить почтальонов на беспилотники во всем мире пытаются уже несколько лет. В феврале 2018-го в Сингапуре авиакомпания Airbus успешно протестировала работу почтового дрона Skyways. Теперь в течение ближайших нескольких месяцев там будут в рабочем режиме использоваться 5–6 беспилотников. А в начале марта стало известно, что в Японии начались испытания беспилотных автомобилей, которые должны будут самостоятельно развозить корреспонденцию и доставлять посылки, чтобы компенсировать нехватку рабочих рук.
Пока, правда, система по-прежнему находится на стадии развития и доступна только клиентам в США, Великобритании, Австралии и Израиле. Но в марте 2018-го компания получила еще два патента на новые беспилотные летательные аппараты. Один из патентов предусматривал прямую коммуникацию между дроном и получателем посылки. Практически аналогичный проект есть у Google, своих роботов-курьеров также разработали в отечественном технополисе «Москва». В марте 2018 года к их тестированию приступили столичные власти.
Кроме того, еще в октябре 2017-го отечественные разработчики из компании ARDN представили целую беспилотную грузовую платформу SKYF, способную перевозить до 250 кг грузов. Рассматривает ли сейчас «Почта России» возможность их использования, неизвестно.
Беспилотные летательные аппараты действительно позволяют не только сократить время доставки (Amazon утверждает, что их беспилотники доставляют интернет-заказы в пределах получаса), но и облегчить доставку почты в труднодоступные регионы. Однако их активное использование также требует довольно серьезной подготовки.
Для дронов Airbus в Сингапуре потребовалось выделить специальные воздушные коридоры, чтобы они не создавали помех для самолетов. В числе возможных трудностей при внедрении системы беспилотных курьеров в США Amazon рассматривал потенциальную агрессию со стороны местных жителей, которые, как ожидалось, могли использовать против непривычных аппаратов огнестрельное оружие. В России с 2017 года действует закон, регулирующий использование беспилотных аппаратов. По нему, в частности, дроны тяжелее 30 кг должны регистрироваться как обычные воздушные суда.
Как именно в «Почте России» планируют организовывать деятельность беспилотников — в частности, обеспечивать надежность доставки грузов и безопасность для воздушных судов, — пока неизвестно. В сентябре 2017 года глава «Почты России» Николай Подгузов заявлял, что для массового использования БПЛА в любом случае необходимо будет внести соответствующие поправки в российское законодательство. То есть испытания, даже успешные, — далеко не последний этап во внедрении беспилотных почтальонов в нашей стране.