Проверенный вариант
Сообщения о возможной покупке Индией 21 истребителя МиГ-29 появились на фоне подготовки визита в Россию министра обороны Индии Нирмалы Ситхараман. Это количество позволит полностью укомплектовать еще одну эскадрилью (по штатам ВВС Индии истребительная эскадрилья включает 18 самолетов). В настоящее время Индия располагает 37 эскадрильями боевых самолетов, в том числе 12 — на истребителях Су-30МКИ, 11 — на МиГ-21, шесть на «Ягуарах», по три — на «Миражах-2000» и МиГ-29 — и две — на МиГ-27. По данным индийских источников, к 2027 году это число сократится до 31 — с учетом расформирования всех эскадрилий на МиГ-21 и МиГ-27 и сокращения боеготовых частей на «Ягуарах» до трех эскадрилий. Вместо них в состав ВВС поступят две эскадрильи, укомплектованные истребителями «Рафаль» и шесть — «национальным истребителем» Tejas, кроме того, возрастет до 14 число эскадрилий на Су-30МКИ. При этом большая часть эскадрилий на МиГ-21 должна быть расформирована уже в ближайшие пять лет.
При этом планы строительства ВВС Индии требуют наличия минимум 40, а лучше 42 эскадрилий боевых самолетов, что означает необходимость приобретения до 200 многоцелевых истребителей сверх уже законтрактованных. Потребность Индии в таком составе ВВС определена исходя из численности военной авиации основных соперников: Пакистан и Китай располагают примерно 20 и более чем 80 истребительными эскадрильями соответственно.
История последних 20 лет, однако, показала, что считающаяся основной «тендерная» процедура выбора самолетов практически лишилась смысла. Тендер MMRCA, призванный дать Индии 126 истребителей, что позволило бы укомплектовать до семи эскадрилий, фактически провалился — обернувшись контрактом на закупку 36 истребителей «Рафаль», поставки которых так до сих пор и не начались. После этого Индия вновь попыталась объявить тендер на поставку одномоторных истребителей, но в итоге вернулась к поискам двухмоторной машины в средней и тяжелой весовой категории. Всё это сопровождается мучительным процессом выбора истребителя пятого поколения, в котором участвуют российско-индийский проект FGFA, очередной «национальный проект» AMCA, и с некоторых пор — американский F-35, однако решения в пользу какого-либо из вариантов пока нет.
В целом стандартная политическая процедура приводит фактически к параличу закупок, то заставляет прибегать ко «внетендерным» вариантам обновления парка боевой техники. Таким образом, например, было принято решение о закупке в России ЗРС С-400, прошедшее вне стандартной тендерной процедуры.
Покупка 21 МиГ-29 на этом фоне выглядит логичным решением: эти машины уже есть в строю ВВС Индии, ставшей в 1987 году их первым покупателем. 62 истребителя из числа полученных в 1988–1991 годах в настоящее время проходят модернизацию в вариант МиГ-29UPG, и прибавление к ним новых бортов со схожим уровнем оборудования позволит увеличить парк однотипных современных истребителей среднего класса.
Более продвинутый по своим ТТХ Су-30МКИ одновременно и более дорог — покупка 21 истребителя этого типа сегодня обойдется более чем в $2 млрд, в то время как МиГ-29М/М2 будут примерно вдвое дешевле. При этом Су-30МКИ уже является самым многочисленным самолетом ВВС Индии, число укомплектованных им частей будет расти, и дополнительное расширение парка этих довольно сложных и дорогих в эксплуатации машин, по мнению некоторых специалистов, нецелесообразно с точки зрения потребностей индийских военных.
В этих условиях альтернативы МиГ-29 в качестве «экстренной закупки» не остается: его ровесник и конкурент Мираж-2000 уже более 10 лет как снят с производства компанией Dassault в пользу намного более дорогостоящего и сложного «Рафаля».
Что дальше?
Возможный контракт на 21 МиГ-29М/М2 не сделает погоды: возможность Индии поддерживать боеготовность своих ВВС на заданном уровне зависит от того, насколько быстро будет принято решение о закупках истребителя пятого поколения и, видимо, выбора нового «среднего истребителя». Здесь Индии предстоит сделать нелегкий выбор между «Рафалем», который она вроде как уже решила закупать, «Супер Хорнетом», который интенсивно лоббируют США, и, видимо, всё же истребителем на платформе МиГ-29 — будь то очередной МиГ-29М или всё же МиГ-35. Возможны и нестандартные варианты, включая закупку Су-35, особенно на фоне приобретения этих самолетов Китаем и Индонезией.
Комментируя возможное возвращение Нью-Дели к закупкам МиГа, можно отметить, что за последние 10 лет «Микояновская» платформа очень серьезно изменилась, получив новое оборудование, вооружение, двигатели и ряд других улучшений. С учетом завершающейся разработки для этой машины радара с активной фазированной антенной решеткой, МиГ становится вполне разумным выбором, что подтверждается ростом его поставок на экспорт в последние годы. Не в пользу крупного (на 100 и более машин) контракта на МиГ в индийских условиях может говорить разве что традиционное для Индии стремление к диверсификации поставщиков. За вычетом этого фактора МиГ-29М/МиГ-35 будет, очевидно, более сбалансированным по цене и качеству решением, чем «Супер Хорнет» и тем более «Рафаль».
Make in India и беды от разнообразия
Программа с этим названием, предусматривающая стремление к максимально возможной локализации в Индии производства импортируемой высокотехнологичной продукции, становится в последние годы одной из причин противоречий в индийской системе военных закупок. Промышленность, добившаяся определенных успехов в локализации техники российского производства, нервно относится к попыткам навязать ей западные машины, учитывая как сложность освоения изделий иной инженерной школы, так и в принципе меньший уровень локализации (а следовательно и долю в цене), который готовы предоставить западные производители. В свою очередь, военные, в рамках упомянутой выше политики диверсификации поставщиков, стремятся не допустить монополии одного производителя.
Однако это стремление может в итоге оказаться не под силу индийскому военному бюджету, в результате чего руководство страны и вооруженных сил окажется перед нелегким выбором между сохранением разнообразия поставщиков и поддержанием боеготовности ВВС. У основных соперников Индии такой проблемы нет: Пакистан вынужденно ориентируется в закупках военной техники на Китай, а тот, в свою очередь, развивает собственную разработку и производство боевых самолетов с опорой в основном на российскую техническую школу. Заметно меньший, чем у КНР, объем военных расходов в итоге, скорее всего, подтолкнет Индию к уменьшению разнообразия. Вопрос, кто будет выбран основным техническим донором, остается открытым.
Сообщения о возможной покупке Индией 21 истребителя МиГ-29 появились на фоне подготовки визита в Россию министра обороны Индии Нирмалы Ситхараман. Это количество позволит полностью укомплектовать еще одну эскадрилью (по штатам ВВС Индии истребительная эскадрилья включает 18 самолетов). В настоящее время Индия располагает 37 эскадрильями боевых самолетов, в том числе 12 — на истребителях Су-30МКИ, 11 — на МиГ-21, шесть на «Ягуарах», по три — на «Миражах-2000» и МиГ-29 — и две — на МиГ-27. По данным индийских источников, к 2027 году это число сократится до 31 — с учетом расформирования всех эскадрилий на МиГ-21 и МиГ-27 и сокращения боеготовых частей на «Ягуарах» до трех эскадрилий. Вместо них в состав ВВС поступят две эскадрильи, укомплектованные истребителями «Рафаль» и шесть — «национальным истребителем» Tejas, кроме того, возрастет до 14 число эскадрилий на Су-30МКИ. При этом большая часть эскадрилий на МиГ-21 должна быть расформирована уже в ближайшие пять лет.
При этом планы строительства ВВС Индии требуют наличия минимум 40, а лучше 42 эскадрилий боевых самолетов, что означает необходимость приобретения до 200 многоцелевых истребителей сверх уже законтрактованных. Потребность Индии в таком составе ВВС определена исходя из численности военной авиации основных соперников: Пакистан и Китай располагают примерно 20 и более чем 80 истребительными эскадрильями соответственно.
История последних 20 лет, однако, показала, что считающаяся основной «тендерная» процедура выбора самолетов практически лишилась смысла. Тендер MMRCA, призванный дать Индии 126 истребителей, что позволило бы укомплектовать до семи эскадрилий, фактически провалился — обернувшись контрактом на закупку 36 истребителей «Рафаль», поставки которых так до сих пор и не начались. После этого Индия вновь попыталась объявить тендер на поставку одномоторных истребителей, но в итоге вернулась к поискам двухмоторной машины в средней и тяжелой весовой категории. Всё это сопровождается мучительным процессом выбора истребителя пятого поколения, в котором участвуют российско-индийский проект FGFA, очередной «национальный проект» AMCA, и с некоторых пор — американский F-35, однако решения в пользу какого-либо из вариантов пока нет.
В целом стандартная политическая процедура приводит фактически к параличу закупок, то заставляет прибегать ко «внетендерным» вариантам обновления парка боевой техники. Таким образом, например, было принято решение о закупке в России ЗРС С-400, прошедшее вне стандартной тендерной процедуры.
Покупка 21 МиГ-29 на этом фоне выглядит логичным решением: эти машины уже есть в строю ВВС Индии, ставшей в 1987 году их первым покупателем. 62 истребителя из числа полученных в 1988–1991 годах в настоящее время проходят модернизацию в вариант МиГ-29UPG, и прибавление к ним новых бортов со схожим уровнем оборудования позволит увеличить парк однотипных современных истребителей среднего класса.
Более продвинутый по своим ТТХ Су-30МКИ одновременно и более дорог — покупка 21 истребителя этого типа сегодня обойдется более чем в $2 млрд, в то время как МиГ-29М/М2 будут примерно вдвое дешевле. При этом Су-30МКИ уже является самым многочисленным самолетом ВВС Индии, число укомплектованных им частей будет расти, и дополнительное расширение парка этих довольно сложных и дорогих в эксплуатации машин, по мнению некоторых специалистов, нецелесообразно с точки зрения потребностей индийских военных.
В этих условиях альтернативы МиГ-29 в качестве «экстренной закупки» не остается: его ровесник и конкурент Мираж-2000 уже более 10 лет как снят с производства компанией Dassault в пользу намного более дорогостоящего и сложного «Рафаля».
Что дальше?
Возможный контракт на 21 МиГ-29М/М2 не сделает погоды: возможность Индии поддерживать боеготовность своих ВВС на заданном уровне зависит от того, насколько быстро будет принято решение о закупках истребителя пятого поколения и, видимо, выбора нового «среднего истребителя». Здесь Индии предстоит сделать нелегкий выбор между «Рафалем», который она вроде как уже решила закупать, «Супер Хорнетом», который интенсивно лоббируют США, и, видимо, всё же истребителем на платформе МиГ-29 — будь то очередной МиГ-29М или всё же МиГ-35. Возможны и нестандартные варианты, включая закупку Су-35, особенно на фоне приобретения этих самолетов Китаем и Индонезией.
Комментируя возможное возвращение Нью-Дели к закупкам МиГа, можно отметить, что за последние 10 лет «Микояновская» платформа очень серьезно изменилась, получив новое оборудование, вооружение, двигатели и ряд других улучшений. С учетом завершающейся разработки для этой машины радара с активной фазированной антенной решеткой, МиГ становится вполне разумным выбором, что подтверждается ростом его поставок на экспорт в последние годы. Не в пользу крупного (на 100 и более машин) контракта на МиГ в индийских условиях может говорить разве что традиционное для Индии стремление к диверсификации поставщиков. За вычетом этого фактора МиГ-29М/МиГ-35 будет, очевидно, более сбалансированным по цене и качеству решением, чем «Супер Хорнет» и тем более «Рафаль».
Make in India и беды от разнообразия
Программа с этим названием, предусматривающая стремление к максимально возможной локализации в Индии производства импортируемой высокотехнологичной продукции, становится в последние годы одной из причин противоречий в индийской системе военных закупок. Промышленность, добившаяся определенных успехов в локализации техники российского производства, нервно относится к попыткам навязать ей западные машины, учитывая как сложность освоения изделий иной инженерной школы, так и в принципе меньший уровень локализации (а следовательно и долю в цене), который готовы предоставить западные производители. В свою очередь, военные, в рамках упомянутой выше политики диверсификации поставщиков, стремятся не допустить монополии одного производителя.
Однако это стремление может в итоге оказаться не под силу индийскому военному бюджету, в результате чего руководство страны и вооруженных сил окажется перед нелегким выбором между сохранением разнообразия поставщиков и поддержанием боеготовности ВВС. У основных соперников Индии такой проблемы нет: Пакистан вынужденно ориентируется в закупках военной техники на Китай, а тот, в свою очередь, развивает собственную разработку и производство боевых самолетов с опорой в основном на российскую техническую школу. Заметно меньший, чем у КНР, объем военных расходов в итоге, скорее всего, подтолкнет Индию к уменьшению разнообразия. Вопрос, кто будет выбран основным техническим донором, остается открытым.