Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром с китайским клеймом


3 апреля 2018 года Казанин Максим, Военно-промышленный курьер


С-919 – самый большой пассажирский самолет китайской разработки. Это узкофюзеляжный среднемагистральный лайнер. Обозначение модели расшифровывается так: 9 – срок разработки и достижения летной годности, 19 указывает на максимальное количество пассажиров, а именно 190 при моноклассной компоновке.

Новейшие «Боинг-737 МАХ8» и «Эрбас А-320NEO» позволяют перевозить более 200 пассажиров, а значит, обладают конкурентным преимуществом перед китайским лайнером. К тому же максимальная дальность полета американского и европейского аналогов достигает 6500 километров, что позволяет выполнять рейсы Торонто – Манчестер (5500 км) и даже Нью-Йорк – Франкфурт (6220 км).

Заказов больше, чем возможностей

Следует отметить, что уже к моменту первой выкатки С-919 компания-производитель Commercial Aircrfat Corporation of China (COMAC) подписала контракты на поставку 570 самолетов, из которых более 50 процентов выкуплено 28 китайскими лизинговыми компаниями, а также национальными и зарубежными авиаперевозчиками. После успешного первого испытательного полета количество твердых заказов выросло до 850 (по другим данным – до 815). Китайские специалисты отмечают, что заводы страны не смогут даже в течение 15 лет выполнить все заказы в силу загруженности производством авиатехники для НОАК и гражданских эксплуатантов. В этой связи вполне вероятно строительство еще одного сборочного предприятия. По расчетам, в ближайшие 20 лет авиакомпаниям КНР понадобится около четырех тысяч самолетов вместимостью 50 человек и более. Стоимость такого авиапарка оценивается в 300 миллиардов долларов.

Согласно требованиям Управления гражданской авиации КНР для прохождения программы госиспытаний необходимо предоставить минимум пять самолетов, два из которых выполнят этап полетов в Тибете, два будут направлены в северо-восточные провинции для тестирования в холодных условиях, еще один борт предназначен для проверки всех элементов планера на птицестойкость.

Разработка и испытания

Лайнер создавался почти десять лет. Ключевые вехи:

ноябрь 2008-го – начало проектирования;

сентябрь 2009-го – первый масштабный макет представлен на Азиатской международной авиационной выставке;

май 2014-го – на авиазаводе в Наньчане изготовлен первый образец центральной части фюзеляжа;

июль 2014-го – на авиазаводе в Чэнду собран первый образец носовой части, утверждено расписание статических и динамических испытаний, начата разработка бортового оборудования;

19 сентября 2014-го начата установка оборудования на центральной производственной базе в аэропорту «Пудун» (Шанхай);

2 ноября 2015-го состоялась выкатка первого опытного образца самолета с обозначением В-001А;

10 апреля 2016-го опытный образец самолета передан на статические вибрационные испытания;

8 ноября 2016-го опытный образец прошел испытания с перегрузкой 2,5g, впервые запущены двигатели самолета;

13 февраля 2017-го выполнена первая серия пробегов по взлетно-посадочной полосе на средних скоростях;

1 марта 2017-го самолет успешно выполнил программу испытаний по разгону и торможению на полосе в аэропорту «Пудун» на средних скоростях;

20 марта 2017-го технический комитет в составе 63 академиков и специалистов принял согласованное решение о проведении испытаний на электромагнитные возмущения фюзеляжа, систем механизации и подачи топлива, бортовой электрики и электроники;

17 апреля выполнены контрольные пробеги по полосе;

18 апреля комиссия из 25 сотрудников АН КНР, Академии инженерных наук, Управления гражданской авиации, Китайской авиакосмической промышленной корпорации и COMAC пришла к выводу о необходимости проведения контрольных разбегов до максимальной взлетной скорости и торможения; получен сертификат летной годности от Федерального авиационного агентства США;

22 апреля выданы специальное летное разрешение для опытного лайнера, временный национальный сертификат типа воздушного судна, разрешение на использование радиочастот;
23 апреля в аэропорту «Пудун» успешно проведена четвертая серия разгонов до максимальной скорости и торможений;

5 мая первый летный экземпляр С-919 выполнил тестовый полет продолжительностью 79 минут, развив скорость 400 километров в час и выполнив два разворота в форме буквы S в воздушном районе севернее о. Чунмидао, максимальная высота была определена на уровне 4000 метров, однако реально С-919 поднимался до 2400 метров, лайнер сопровождали два самолета-наблюдателя – ARJ21-700 и ЕМВ-135;

17 декабря в указанном выше районе воздушных испытаний первый тестовый полет выполнил второй опытный экземпляр С-919, который затем совершил перелет в Сиань.

Там оба опытных летных образца С-919 выполняют программу ресурсных испытаний, поскольку в отличие от основной производственной базы компании, расположенной в Шанхае, в западной части КНР воздушное движение менее интенсивное, а кроме того, в провинции Шэньси расположено пять аэродромов, которые примут лайнер при нештатной ситуации. Как было доведено до сведения членов 1-й сессии 13-го созыва Всекитайского собрания народных представителей, третий опытный самолет будет собран во второй половине этого года.

Композитный ресурс

Известно, что самолет на 8,8 процента состоит из алюминиевых сплавов и на 12 процентов – из композитных материалов. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и элементы механизации делают на предприятиях в Харбине, Хунду, Чэнду, Сиане.

Ресурс планера, по заверениям китайских специалистов, составляет 90 тысяч часов, то есть на уровне «Боинга-737 МАХ», тогда как у «Эрбаса-320 НЕО» – 65 тысяч часов.

Китайские конструкторы смогли разместить два ряда по три кресла в каждом. Ширина крайних кресел в ряду составляет 18 дюймов, центральное шире – 18,5. Центральный проход – 20 дюймов, как у «Боинга-737» и А-320. Нижний грузовой отсек рассчитан на стандартные контейнеры типа LD3.

По данным китайского специализированного издания «Авиационное знание», в случае приобретения самолета в стандартной версии (условное производственное обозначение С-919ST) авиакомпании могут совершать перелеты внутри КНР по таким маршрутам, как Харбин – Гуанчжоу (2800 км), Шанхай – Урумчи (3300 км). Версия с удлиненным фюзеляжем (условное производственное обозначение C-919 ER) позволит выполнять рейсы между Пекином и Сингапуром (4400 км), Гуанчжоу и Мальдивами (4900 км), Шанхаем и Сингапуром (3800 км), Москвой и Урумчи (3750 км).

С миру по лопатке

Опытные образцы воздушных лайнеров проходят программу ресурсных испытаний с двигателями LEAP-1C. Это совместная разработка General Electric и французской Safran Aircraft Engines. Тяга – от 124,5 до 133,4 килоньютона. Двигатели LEAP-1A устанавливают на А-320NEO, а для «Боинга-737 МАХ-9» выпускается модель LEAP-1B. Следует отметить, что представители франко-американского совместного предприятия разрабатывали данный двигатель именно под требования китайских заказчиков, которым необходим простой в обслуживании турбовентиляторный двигатель с надежной системой реверса тяги для посадки в высокогорных аэропортах.

В отношении вентилятора LEAP-1C известно, что 18 лопастей изготовлены благодаря технологии 3D WRTM из углеволоконного материала с сотовым резиновым заполнителем, что позволяет повысить скорость раскрутки, снизить массу и аэродинамические потери.

Интересна двухкольцевая камера сгорания, в которую топливовоздушная смесь подается вертикально из центральной камеры предварительного смешения. Конструкция обладает лучшими характеристиками в плане охлаждения.

Гондолу двигателя и систему реверса тяги разработали специалисты французской компании Nexcelle. Снабжение двигателей топливом обеспечивают насосы от американской Parker Aerospace. Антиобледенительня система фюзеляжа создана в немецкой Liebherr-Aerospace, модули борьбы с обледенением крыльев – от Nexcelle.

По данным китайских специалистов, разработка двигателя CJ-1000A для этого лайнера была начата восемь лет назад по проекту «Коммерческий двигатель-А» (SF-A). За основу CJ-1000А был взят ТВД WS-20, который предназначен для комплектации военно-транспортного «Юнь-20». Этот самолет разработан как альтернатива российским Ил-76МД, составляющим основу подразделений тяжелой транспортной авиации ВВС НОАК. Конструкция CJ-1000A включает следующие компоненты:

одноступенчатый вентилятор с широкими трехмерными пустотелыми лопатками, изготовленными из титанового сплава ТС4, благодаря чему CJ-1000A сопоставим с ТВД третьего поколения Trent 800/900 производства британской Rolls-Royce;

трехступенчатый компрессор с активным контролем тяги;

10-ступенчатый компрессор высокого давления – степень компрессии от 21:1 до 22:1, расчет формы цельнолитых лопаток и их производство осуществляет компания MTU (Германия);

одиночная кольцевая камера сгорания с предварительной камерой смешения топливной смеси, китайские специалисты указывают, что такая конструкция была характерна для двигателей третьего поколения типа CFM56-5B;

двухступенчатая высокотемпературная турбина высокого давления по своим показателям сопоставима с аналогичными узлами двигателей V-2500 и CFM-56;

шестиступенчатая турбина низкого давления, рабочие лопатки выполнены из титанового сплава, а направляющие лопатки – из керамических композитных материалов, которые позволяют выдержать температуру 1200 градусов.

Всего для создания двигателя 24 компании изготавливают 3500 деталей.

Известно, что первый натурный образец CJ-1000AX компания China Aviation Commercial Aviation Engine Ltd. представила в декабре 2017 года на специализированной выставке в Шанхае. При диаметре вентилятора 1,95 метра длина двигателя составляет 3,29 метра.

По данным китайских источников, двигатель должен пройти 18-месячные стендовые испытания в 2018–2019-м, а динамические – в период с 2020 по 2022 год. Задача всего комплекса исследований – подтвердить возможность получения тяги в диапазоне от 113 до 134 килоньютонов. К настоящему моменту проведено 46 тестовых запусков на стенде.

Китайские двигателестроители должны передать опытную партию CJ-1000A для С-919 к 2022-му, далее три года отводится на получение сертификата. Одновременно будут идти работы над CJ-1000B, серийные поставки которого запланированы на 2026 год. При проектировании китайские специалисты рассчитывают широко использовать трехмерные технологии печати комплектующих, которые они надеются получить от компаний Concept Laser и RCAM.

Таким образом, самолет – пример тесной кооперации китайских, американских, немецких и французских компаний.

В отношении создания на базе С-919 военной модификации китайские аналитики не испытывают большого оптимизма, поскольку авиастроители КНР не обладают достаточным опытом создания подобных машин.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhTY4
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/flatbook/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer