Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая конфликтология


3 апреля 2018 года Александра Джорджевич, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, конфликт компании Dauria Aerospace и госкорпорации «Роскосмос», вызванный разногласиями относительно успешности пуска «Союза-2.1а» в июле 2017 года, вышел на уровень правительства. В Dauria Aerospace считают, что созданные ими малые аппараты МКА-Н могли быть потеряны из-за аномалии в работе разгонного блока, и настаивают на создании специальной аварийной комиссии. В «Роскосмосе» уверены: версия об отказе бортовой аппаратуры спутников вследствие утечки топлива в одном из двигателей «разгонника» несостоятельна. По данным “Ъ”, разбираться в ситуации будет глава совета по космосу коллегии ВПК Олег Фролов.

Частный производитель спутников компания Dauria Aerospace попросила Дмитрия Рогозина создать «аварийную комиссию для выяснения причин нештатной ситуации», которая произошла 14 июля 2017 года при пуске ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Байконур. В тот день носитель вывел на орбиту рекордное число спутников (73 единицы), в числе которых оказались два спутника дистанционного зондирования земли МКА-Н, принадлежащих Dauria Aerospace. Ни один из них на связь не вышел, в октябре 2017 года оба были признаны потерянными. Компания выдвинула версию «внешнего воздействия» на аппараты из-за неисправности двигателя разгонного блока «Фрегат» (разработан в НПО имени Лавочкина).

В письме гендиректора компании Сергея Иванова (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что у компании нет однозначного ответа, в чем причина потери спутников, поскольку все обстоятельства ЧП должна была выяснить аварийная комиссия, но «Роскосмос» отказался ее создавать. По данным Dauria, после вывода на орбиту «в течение непродолжительного времени до 14 космических аппаратов перестали выходить на связь», а некоторые (Flock-2k-42 и Lemur-2-43) и вовсе оказались на нерасчетной орбите. «Наша компания пока безуспешно пытается всесторонне разобраться в причинах аномалий. Нам отказывают даже в ознакомлении с телеметрической информацией о функционировании разгонного блока "Фрегат"»,— говорится в письме. В заключении Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) вероятной причиной нештатной работы МКА-Н называется «внешнее воздействие», эта же версия, как говорится в документе, подтверждается отчетом НПО имени Лавочкина, представленным госкорпорации на госкомиссии (там речь идет о выходе из строя малого двигателя разгонного блока). Однако, как пишет Сергей Иванов, несмотря на это, аварийная комиссия создана так и не была.

На это накладываются и финансовые споры: в начале марта Dauria сообщила, что не получит страховку, а также вынуждена готовить ответ «Роскосмосу» на их предысковое заявление с требованием вернуть 290 млн руб. (получены по контракту от 2012 года). В случае отказа в выплате госкорпорация рассчитывает вернуть деньги через суд. По данным “Ъ”, Dauria предложила «Роскосмосу» за собственный счет изготовить два аналогичных аппарата, но госкорпорацию это не заинтересовало. Она направила в Dauria претензию по поводу исполнения госконтракта. А 21 марта НПО имени Лавочкина подало иск в Арбитражный суд Москвы на компанию за неоплату услуг запуска. Сумма исковых требований составляет более 24 млн руб., а в общем госкорпорация и ее предприятия предъявили исков к компании на сумму более 300 млн руб., выплатить которые, по данным “Ъ”, Dauria не сможет. В письме вице-премьеру утверждается, что госкорпорация «действует фактически против интересов РФ в развитии высокотехнологичного производства, расширения экспортного потенциала экономики, налаживания государственно-частного партнерства». В компании “Ъ” подлинность письма подтвердили, отказавшись от дальнейших комментариев.

В «Роскосмосе» доводы компании не признают, считая, что пуск был успешным. Как заявили “Ъ” в госкорпорации, в отчете технической комиссии НПО имени Лавочкина (с участием представителей промышленности и военной приемки) говорится, что отделение двух МКА-Н и некоторых других спутников (например, Corvus-BC) в соответствии с циклограммой проходило с 9180-й по 9590-ю секунду полета, «до момента выявления аномалии в работе одного из двигателей разгонного блока» (на 11440-й секунде). «При заявленной Dauria скорости отделения МКА-Н расстояние до "Фрегата" за это время составляло более 1,5 км,— утверждают в "Роскосмосе".— Версия компании о том, что причиной внешнего воздействия, повлекшего отказ бортовой аппаратуры аппарата, стала аномалия работы одного из двигателей "Фрегата", не соответствует действительности».

В госкорпорации также считают, что Dauria не установила причину неисправности своих аппаратов, а также не предоставила корректную документацию в ЦНИИмаш. Тем не менее, как сообщили “Ъ” в «Роскосмосе», госкорпорация запросила дополнительную информацию в НПО имени Лавочкина о работе «разгонника» во время пуска. «Там подтвердили, что общий расход топлива двигательной установки стабилизации ориентации и обеспечения запуска за весь полет совпадает и не превышает величины, указанной в расчете заправки,— добавили в "Роскосмосе".— Это подтверждает отсутствие утечки гидразина через двигатель ориентации». Однако версию с утечкой гидразина кроме Dauria выдвигал руководитель проекта «Маяк» Александр Шаенко, также потерявший спутник. «Проект "Маяк" завершен, я могу выразить свои личные надежды на аварийную комиссию»,— сказал “Ъ” господин Шаенко, подчеркнув, что ее костяк должны составить лица, «в беспристрастности которых нет сомнений».

По всей видимости, одним из таких лиц может стать глава совета по космосу коллегии ВПК Олег Фролов. Как сообщил вчера источник “Ъ” в аппарате господина Рогозина, вице-премьер поручил ему проверить поступившую информацию: «На основе полученных данных будут приняты все последующие решения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcko2
Юду: http://remont.youdo.com/carpentry/prices/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer