Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая конфликтология


3 апреля 2018 года Александра Джорджевич, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, конфликт компании Dauria Aerospace и госкорпорации «Роскосмос», вызванный разногласиями относительно успешности пуска «Союза-2.1а» в июле 2017 года, вышел на уровень правительства. В Dauria Aerospace считают, что созданные ими малые аппараты МКА-Н могли быть потеряны из-за аномалии в работе разгонного блока, и настаивают на создании специальной аварийной комиссии. В «Роскосмосе» уверены: версия об отказе бортовой аппаратуры спутников вследствие утечки топлива в одном из двигателей «разгонника» несостоятельна. По данным “Ъ”, разбираться в ситуации будет глава совета по космосу коллегии ВПК Олег Фролов.

Частный производитель спутников компания Dauria Aerospace попросила Дмитрия Рогозина создать «аварийную комиссию для выяснения причин нештатной ситуации», которая произошла 14 июля 2017 года при пуске ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Байконур. В тот день носитель вывел на орбиту рекордное число спутников (73 единицы), в числе которых оказались два спутника дистанционного зондирования земли МКА-Н, принадлежащих Dauria Aerospace. Ни один из них на связь не вышел, в октябре 2017 года оба были признаны потерянными. Компания выдвинула версию «внешнего воздействия» на аппараты из-за неисправности двигателя разгонного блока «Фрегат» (разработан в НПО имени Лавочкина).

В письме гендиректора компании Сергея Иванова (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что у компании нет однозначного ответа, в чем причина потери спутников, поскольку все обстоятельства ЧП должна была выяснить аварийная комиссия, но «Роскосмос» отказался ее создавать. По данным Dauria, после вывода на орбиту «в течение непродолжительного времени до 14 космических аппаратов перестали выходить на связь», а некоторые (Flock-2k-42 и Lemur-2-43) и вовсе оказались на нерасчетной орбите. «Наша компания пока безуспешно пытается всесторонне разобраться в причинах аномалий. Нам отказывают даже в ознакомлении с телеметрической информацией о функционировании разгонного блока "Фрегат"»,— говорится в письме. В заключении Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) вероятной причиной нештатной работы МКА-Н называется «внешнее воздействие», эта же версия, как говорится в документе, подтверждается отчетом НПО имени Лавочкина, представленным госкорпорации на госкомиссии (там речь идет о выходе из строя малого двигателя разгонного блока). Однако, как пишет Сергей Иванов, несмотря на это, аварийная комиссия создана так и не была.

На это накладываются и финансовые споры: в начале марта Dauria сообщила, что не получит страховку, а также вынуждена готовить ответ «Роскосмосу» на их предысковое заявление с требованием вернуть 290 млн руб. (получены по контракту от 2012 года). В случае отказа в выплате госкорпорация рассчитывает вернуть деньги через суд. По данным “Ъ”, Dauria предложила «Роскосмосу» за собственный счет изготовить два аналогичных аппарата, но госкорпорацию это не заинтересовало. Она направила в Dauria претензию по поводу исполнения госконтракта. А 21 марта НПО имени Лавочкина подало иск в Арбитражный суд Москвы на компанию за неоплату услуг запуска. Сумма исковых требований составляет более 24 млн руб., а в общем госкорпорация и ее предприятия предъявили исков к компании на сумму более 300 млн руб., выплатить которые, по данным “Ъ”, Dauria не сможет. В письме вице-премьеру утверждается, что госкорпорация «действует фактически против интересов РФ в развитии высокотехнологичного производства, расширения экспортного потенциала экономики, налаживания государственно-частного партнерства». В компании “Ъ” подлинность письма подтвердили, отказавшись от дальнейших комментариев.

В «Роскосмосе» доводы компании не признают, считая, что пуск был успешным. Как заявили “Ъ” в госкорпорации, в отчете технической комиссии НПО имени Лавочкина (с участием представителей промышленности и военной приемки) говорится, что отделение двух МКА-Н и некоторых других спутников (например, Corvus-BC) в соответствии с циклограммой проходило с 9180-й по 9590-ю секунду полета, «до момента выявления аномалии в работе одного из двигателей разгонного блока» (на 11440-й секунде). «При заявленной Dauria скорости отделения МКА-Н расстояние до "Фрегата" за это время составляло более 1,5 км,— утверждают в "Роскосмосе".— Версия компании о том, что причиной внешнего воздействия, повлекшего отказ бортовой аппаратуры аппарата, стала аномалия работы одного из двигателей "Фрегата", не соответствует действительности».

В госкорпорации также считают, что Dauria не установила причину неисправности своих аппаратов, а также не предоставила корректную документацию в ЦНИИмаш. Тем не менее, как сообщили “Ъ” в «Роскосмосе», госкорпорация запросила дополнительную информацию в НПО имени Лавочкина о работе «разгонника» во время пуска. «Там подтвердили, что общий расход топлива двигательной установки стабилизации ориентации и обеспечения запуска за весь полет совпадает и не превышает величины, указанной в расчете заправки,— добавили в "Роскосмосе".— Это подтверждает отсутствие утечки гидразина через двигатель ориентации». Однако версию с утечкой гидразина кроме Dauria выдвигал руководитель проекта «Маяк» Александр Шаенко, также потерявший спутник. «Проект "Маяк" завершен, я могу выразить свои личные надежды на аварийную комиссию»,— сказал “Ъ” господин Шаенко, подчеркнув, что ее костяк должны составить лица, «в беспристрастности которых нет сомнений».

По всей видимости, одним из таких лиц может стать глава совета по космосу коллегии ВПК Олег Фролов. Как сообщил вчера источник “Ъ” в аппарате господина Рогозина, вице-премьер поручил ему проверить поступившую информацию: «На основе полученных данных будут приняты все последующие решения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcko2
Юду: http://remont.youdo.com/carpentry/prices/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer