Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая конфликтология


3 апреля 2018 года Александра Джорджевич, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, конфликт компании Dauria Aerospace и госкорпорации «Роскосмос», вызванный разногласиями относительно успешности пуска «Союза-2.1а» в июле 2017 года, вышел на уровень правительства. В Dauria Aerospace считают, что созданные ими малые аппараты МКА-Н могли быть потеряны из-за аномалии в работе разгонного блока, и настаивают на создании специальной аварийной комиссии. В «Роскосмосе» уверены: версия об отказе бортовой аппаратуры спутников вследствие утечки топлива в одном из двигателей «разгонника» несостоятельна. По данным “Ъ”, разбираться в ситуации будет глава совета по космосу коллегии ВПК Олег Фролов.

Частный производитель спутников компания Dauria Aerospace попросила Дмитрия Рогозина создать «аварийную комиссию для выяснения причин нештатной ситуации», которая произошла 14 июля 2017 года при пуске ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Байконур. В тот день носитель вывел на орбиту рекордное число спутников (73 единицы), в числе которых оказались два спутника дистанционного зондирования земли МКА-Н, принадлежащих Dauria Aerospace. Ни один из них на связь не вышел, в октябре 2017 года оба были признаны потерянными. Компания выдвинула версию «внешнего воздействия» на аппараты из-за неисправности двигателя разгонного блока «Фрегат» (разработан в НПО имени Лавочкина).

В письме гендиректора компании Сергея Иванова (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что у компании нет однозначного ответа, в чем причина потери спутников, поскольку все обстоятельства ЧП должна была выяснить аварийная комиссия, но «Роскосмос» отказался ее создавать. По данным Dauria, после вывода на орбиту «в течение непродолжительного времени до 14 космических аппаратов перестали выходить на связь», а некоторые (Flock-2k-42 и Lemur-2-43) и вовсе оказались на нерасчетной орбите. «Наша компания пока безуспешно пытается всесторонне разобраться в причинах аномалий. Нам отказывают даже в ознакомлении с телеметрической информацией о функционировании разгонного блока "Фрегат"»,— говорится в письме. В заключении Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) вероятной причиной нештатной работы МКА-Н называется «внешнее воздействие», эта же версия, как говорится в документе, подтверждается отчетом НПО имени Лавочкина, представленным госкорпорации на госкомиссии (там речь идет о выходе из строя малого двигателя разгонного блока). Однако, как пишет Сергей Иванов, несмотря на это, аварийная комиссия создана так и не была.

На это накладываются и финансовые споры: в начале марта Dauria сообщила, что не получит страховку, а также вынуждена готовить ответ «Роскосмосу» на их предысковое заявление с требованием вернуть 290 млн руб. (получены по контракту от 2012 года). В случае отказа в выплате госкорпорация рассчитывает вернуть деньги через суд. По данным “Ъ”, Dauria предложила «Роскосмосу» за собственный счет изготовить два аналогичных аппарата, но госкорпорацию это не заинтересовало. Она направила в Dauria претензию по поводу исполнения госконтракта. А 21 марта НПО имени Лавочкина подало иск в Арбитражный суд Москвы на компанию за неоплату услуг запуска. Сумма исковых требований составляет более 24 млн руб., а в общем госкорпорация и ее предприятия предъявили исков к компании на сумму более 300 млн руб., выплатить которые, по данным “Ъ”, Dauria не сможет. В письме вице-премьеру утверждается, что госкорпорация «действует фактически против интересов РФ в развитии высокотехнологичного производства, расширения экспортного потенциала экономики, налаживания государственно-частного партнерства». В компании “Ъ” подлинность письма подтвердили, отказавшись от дальнейших комментариев.

В «Роскосмосе» доводы компании не признают, считая, что пуск был успешным. Как заявили “Ъ” в госкорпорации, в отчете технической комиссии НПО имени Лавочкина (с участием представителей промышленности и военной приемки) говорится, что отделение двух МКА-Н и некоторых других спутников (например, Corvus-BC) в соответствии с циклограммой проходило с 9180-й по 9590-ю секунду полета, «до момента выявления аномалии в работе одного из двигателей разгонного блока» (на 11440-й секунде). «При заявленной Dauria скорости отделения МКА-Н расстояние до "Фрегата" за это время составляло более 1,5 км,— утверждают в "Роскосмосе".— Версия компании о том, что причиной внешнего воздействия, повлекшего отказ бортовой аппаратуры аппарата, стала аномалия работы одного из двигателей "Фрегата", не соответствует действительности».

В госкорпорации также считают, что Dauria не установила причину неисправности своих аппаратов, а также не предоставила корректную документацию в ЦНИИмаш. Тем не менее, как сообщили “Ъ” в «Роскосмосе», госкорпорация запросила дополнительную информацию в НПО имени Лавочкина о работе «разгонника» во время пуска. «Там подтвердили, что общий расход топлива двигательной установки стабилизации ориентации и обеспечения запуска за весь полет совпадает и не превышает величины, указанной в расчете заправки,— добавили в "Роскосмосе".— Это подтверждает отсутствие утечки гидразина через двигатель ориентации». Однако версию с утечкой гидразина кроме Dauria выдвигал руководитель проекта «Маяк» Александр Шаенко, также потерявший спутник. «Проект "Маяк" завершен, я могу выразить свои личные надежды на аварийную комиссию»,— сказал “Ъ” господин Шаенко, подчеркнув, что ее костяк должны составить лица, «в беспристрастности которых нет сомнений».

По всей видимости, одним из таких лиц может стать глава совета по космосу коллегии ВПК Олег Фролов. Как сообщил вчера источник “Ъ” в аппарате господина Рогозина, вице-премьер поручил ему проверить поступившую информацию: «На основе полученных данных будут приняты все последующие решения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcko2
Юду: http://remont.youdo.com/carpentry/prices/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer