Салон действительно отличается (пока) очень скромными масштабами. Единственный павильон во временной тканевой конструкции по площади мог бы быть одним из нескольких на Ле Бурже, в Жуковском, в Дубае или Сингапуре. Статическую экспозицию снаружи можно обойти за 10 минут, и никаких бесконечных рядов шале перед летным полем — собственными «дачами» с видом на полеты обзавелись считанные компании из числа участников.
Гранды — будь то российские, западные или китайские производители — ограничились небольшими экспозициями. Скажем, «Алмаз-Антей» не стал, как на более представительных площадках, разворачивать свой традиционный большой стенд с широким экраном, где демонстрируется ролик с примерами работы различных систем ПВО. Из российской техники, если не считать Ми-17 турецкой жандармерии и польского МиГ-29, «живьем» на выставке присутствовал только «Суперджет» в VIP-варианте.
Достаточно скромным был и стенд «Рособоронэкспорта», что диктовалось и новизной площадки, и не слишком тесными контактами с Турцией в области военно-технического сотрудничества. Впрочем, учитывая складывающуюся ситуацию, есть все основания предполагать, что контрактом на С-400 это сотрудничество не ограничится: Турция проявляет интерес в том числе к российской авиационной технике и другим средствам ПВО. На выставке присутствовала и ОАК - одним из ключевых событий салона для самолётостроительной корпорации стало подписание соглашения о намерениях на поставку 100 самолётов SSJ в 75-местной версии между авиакомпанией S7 и ГСС. Решение о заключении твёрдого контракта должно быть принято до конца года.
Впрочем, требовать от только что возникшего форума масштабов лидеров было бы несправедливо. Какими они окажутся в дальнейшем — зависит как от организаторов, так и от заинтересованности участников в местном и региональном рынке.
Заинтересованность определенно есть — во всяком случае немало производителей представляли на стендах изделия и агрегаты с прицелом на турецкую специфику — будь то проект переоборудования многоцелевых вертолетов в машины огневой поддержки или самолеты для местных авиалиний. Россия вошла на рынок с соглашением о поставке Турции трех пожарных вертолетов Ка-32А11ВС, отлично зарекомендовавших себя в борьбе с огнем от Канады до Южной Кореи, при этом, как отметил глава департамента международного сотрудничества «Ростеха» Виктор Кладов, это лишь стартовая сделка. Поставленные вертолеты будут эксплуатироваться коммерческой структурой, задачей которой станет тушение лесных пожаров в Турции в летний сезон и работа зимой в южном полушарии, когда лето наступает там.
По имеющейся информации обсуждается покупка еще пяти машин данного типа, кроме того, Турция проявляет интерес к медицинским вертолетам «Ансат».
Салон в Турции совпал по времени с очередным информационным скандалом: ряд СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщил об отказе Индии от совместной разработки истребителя пятого поколения FGFA, который создается на основе российской машины Су-57, разработанной в рамках проекта ПАК ФА (перспективного авиакомплекса фронтовой авиации). Официальных подтверждений этой информации пока нет, и российские представители на салоне в Анталье были осторожны в оценках.
«Пока здесь нечего обсуждать. Кому-то что-то не понравилось, об этом написали в СМИ. И что? Мы относимся к происходящему с пониманием, процесс выбора перспективного самолета проходит в рамках индийского политического процесса, и никаких определенных решений пока нет», — отметил собеседник iz.ru.
Параллельно сообщениям об отказе Индии от разработки FGFA в прессу начали просачиваться слухи о заключении масштабного контракта на поставку истребителей Су-35 в Пакистан. Эта тема не комментировалась в принципе, но с политической точки зрения возможное решение Исламабада о закупке российских боевых самолетов вполне укладывается в их политическую ориентацию на Китай.
Впрочем, если эти слухи окажутся правдой, это может подстегнуть Индию к решению по Су-35, подобно тому, как в свое время начавшиеся поставки истребителей Су-27 в КНР резко повысили интерес Индии к предложению КБ Сухого сделать Су-30МКИ. Альтернативой Су-35 может быть либо другой Су-35, либо машина пятого поколения, и здесь, конечно, Индии могут помочь США, однако организация производства в Индии истребителей F-35 выглядит пока ненаучной фантастикой — а для Индии полученные от поставщиков технологии сегодня не менее важны, чем боевые возможности самолетов (особенно учитывая, что в возможной «дуэли» F-35 против Су-35 первый никак не выглядит безусловным фаворитом).
От размышлений о геополитике зрителей салона, впрочем, отвлекало шоу: полеты турецкой пилотажной группы на истребителях F-5 стали украшением салона. Интерес привлекла также демонстрация в воздухе вертолета Т-129 ATAK — турецкой версии итальянского А-129 «Мангуста», и полеты ряда спортивных и легких машин. Основное шоу, впрочем, всё равно приходится на выходные — когда салон открыт для всех, а не только для бизнесменов и журналистов.
Активными участниками шоу стали и легкие спортивные и пилотажные машины разных типов, кроме того, на выставку прислали МиГ-29 ВВС Польши и шведский «Грипен». Истребителей ВВС России не было, однако силуэт МиГ-29 — причем с красными звездами, а не польской «шаховницей» — использовался как один из символов салона.
С точки зрения повышения привлекательности площадки для зрителей и рекламодателей, шоу, безусловно, необходимый элемент, и чем больше знаменитых (или наоборот, экзотических) пилотажных коллективов турецким устроителям удастся привлечь, тем большее внимание они привлекут к своему форуму. С привлечением бизнеса будет посложнее, но политическая ситуация дает шансы и здесь.
Одним из заметных участников выставки стала компания Qatar Airways, приславшая свой Airbus-350-1000, и не удивительно: на крупнейшую ближневосточную площадку в ОАЭ Катару вход пока что запретили. Если ситуация не изменится и в следующем году, то Анталия имеет шанс стать еще одной постоянной презентационной площадкой для этой крупной авиакомпании, одного из лидеров хабовой модели перевозок.
Политика во многом определяет и поведение российского бизнеса, но в меньшей степени, чем многим хотелось бы.
«Бизнес не настолько зависим от политической конъюнктуры. Он мыслит долгосрочными планами и не терпит пустоты. Там, откуда уходят американцы, — появятся их конкуренты, и мы будем работать с ними. Соответствующие предложения уже есть», — отметил Виктор Кладов, отвечая на вопрос корреспондента iz.ru о влиянии санкций на российскую промышленность.