Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дали прикурить


28 апреля 2018 года Евгения Аронова, Известия


Во вторник, 24 апреля, думский комитет по транспорту одобрил идею о возвращении курилок в аэропорты, несмотря на все протесты Минздрава. С инициативой выступил депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Боярский — сам, между прочим, не подвержен этой вредной привычке в отличие от отца актера, который является сопредседателем Общероссийского движения за права курильщиков. Парламентарий хочет своим законопроектом защитить некурящих авиапассажиров, потому что зависимые от никотина нарушают запрет и дымят в туалетах и даже в пеленальных комнатах. Как парировали критики и что думают по этому поводу россияне — в материале портала iz.ru.

В тупике

Боярский внес в нижнюю палату законопроект, возвращающий в аэропорты курительные комнаты, в ноябре 2017 года. Депутат исключил аэровокзалы из списка объектов, где нельзя курить, и предложил это делать в изолированных помещениях с вентиляцией. Курилки, согласно документу, должны располагаться в зонах, которые предназначены для зарегистрированных  пассажиров, работников аэропортов и авиакомпаний.

Комитет Госдумы по охране здоровья вернул законопроект на доработку, и в феврале Боярский представил новую редакцию. В тексте депутат уточнил, что курить можно только там, где могут находиться только следующие транзитом пассажиры или же те, кто прошел предполетный досмотр.

Законодатель полагает, что его инициатива направлена на защиту людей от табачного дыма, поскольку запрет на курение в аэропортах нарушается и в итоге страдают те, у кого нет этой вредной привычки.

«Есть зоны, где зависимые граждане, по сути, оказываются в тупике и поэтому вынуждены идти на правонарушения. Речь идет о так называемых стерильных зонах аэропортов, где человек оказывается, уже пройдя паспортный контроль и получив посадочный талон, и покинуть помещение не может», — пояснил Боярский.

С его точки зрения, курилки надо устанавливать в наименее проходимых местах и оборудовать таким образом, чтобы некурящий человек не обратил на них внимание, пишет «Газета.Ru». 

Фракция поддержала инициативу парламентария. Производители табака, естественно, тоже были за. Минздрав, конечно же, против, а Минтранс занял нейтральную позицию, призвав взвешенно подойти к решению вопроса.

В то же время аэровокзалы выступили за возвращение курительных комнат. Международная ассоциация аэропортов даже направила вице-премьеру Ольге Голодец письмо с просьбой поддержать законопроект, передает RNS.

В ассоциацию входят аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Пулково, Сочи, Симферополь. Причем в некоторых уже есть правильно подготовленные помещения для курения, а другие готовы их создать.

Замгендиректора Шереметьево Дмитрий Кайгородов ранее предлагал обратить внимание на опыт Франции. «Взять Париж — у них действует аналогичный, зеркальный закон, который запрещает курить в общественных местах. Но они сделали шаг вперед: они признали зону курения в аэропорту не общественным местом», — заявлял он.

В ожидании лавины

Комитет Госдумы по транспорту и строительству 24 апреля рекомендовал принять законопроект Боярского в первом чтении. Депутаты отметили, что в рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака нет запрета на курение в аэропортах. К этой конвенции Россия присоединилась в 2008 году, и в соответствии с ней в стране приняли антитабачный закон.

«Я считаю, курилки надо в аэропортах сделать. Люди курят, зависимость большая. Одно дело — в самолете, там связано с безопасностью, а что в аэропорту? Сделать специальные комнаты, пусть курят», — сказал «РИА Новости» первый зампредседателя комитета Виталий Ефимов.

В свою очередь в комитете по охране здоровья, который вынесет итоговую рекомендацию к первому чтению, информировали, что отрицательно относятся к инициативе. 

«Брось маленький камешек — и он вызовет лавину. За аэропортами могут потянуться вокзалы и так далее. А ведь курение у нас является причиной смертности номер один — только потом идет алкоголь», — пояснил «Коммерсанту» депутат Николай Герасименко.

В Министерстве здравоохранения, в свою очередь, напомнили о правах граждан на благоприятную среду и заявили, что законопроект противоречит статье 55 конституции.

Одно из ее положений гласит, что в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Но далее указано, что эти права и свободы могут быть ограничены на законодательном уровне, если это необходимо для защиты здоровья.

Как подчеркнули в Минздраве, было доказано, что в аэропортах, в помещениях рядом с курилками, уровень загрязнения воздуха опасными микрочастицами в 14 раз выше, чем в местах, где дымить запрещено.

В ведомстве также уповают на то, что доля взрослых курильщиков по итогам 2017 года сократилась до 29% (с 30,9% годом ранее). Число подверженных этой вредной привычке уменьшилось только среди мужчин, зато сразу на 6%. Тем не менее всё равно довольно много представителей сильного пола курили в 2017-м — 45%. Доля женщин, которые по-прежнему дымят, даже немного увеличилась (на 0,7%) и составила 15%.

Результаты опроса ВЦИОМа показывают схожий результат. В 2017-м курильщиками себя называли 32% россиян, в 2018-м — 29% (показатель  колеблется в рамках статистической погрешности). При этом 18% респондентов в текущем году заявили, что бросили смолить, а 52% сказали, что никогда не курили.

Социологи констатировали, что с 2013 года, когда приняли антитабачный закон, сильно возросло число людей, которые захотели отказаться от сигарет. И в принципе число курильщиков тоже заметно сократилось — в 2013-м их количество достигало 41%.

Тем не менее эксперты обращают внимание, что, несмотря на достигнутый прогресс, показатели табакокурения все еще высокие.

Человек-бутерброд

Исполнительный директор Движения за права курильщиков, президент Российского сигарного союза Андрей Лоскутов в разговоре с корреспондентом портала iz.ru отметил, что принимаемые Минздравом меры неправильны.

По его мнению, курение — это социально-экономическая проблема и «чем лучше будет жизнь, тем меньше будут курить». 

Лоскутов добавил, что властям также нужно бороться с нелегальным рынком сигарет. Потому что, если люди будут «курить дрянь», то появятся новые проблемы, которые потребуют дополнительных расходов, в частности на медицину, полагает он. 

«Что же это за закон («Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». — iz.ru), который под флагом «давайте решим проблему», создает новую, а по старой проблеме отчитывается, что всё тип-топ», — подчеркнул специалист.

Кроме того, продолжил он, необходимо увеличивать барьер между табакокурением и молодежью. Для этого следует создать  общественно-государственную программу, направленную на работу с потенциальными курильщиками. 

Также, с точки зрения Лоскутова, надо сделать так, чтобы зависимый от никотина человек, где бы он ни находился, мог выкурить сигарету, но не публично. 

«Потому что один курильщик является очень эффективным, хоть и невольным, пропагандистом табакокурения для десятков людей. Нынешний закон говорит, что на транспорте курить нельзя, в ресторане нельзя, на работе нельзя. Ты должен выйти куда-то, встать на улице, на виду у всех, и ты как человек-бутерброд», — иронизирует эксперт.

Он обратил внимание, что это сыграло на руку табачным компаниям, которые стали меньше тратить на рекламу.

Лоскутов указал и на положительный эффект от действий Минздрава, поскольку курение из обычного явления превратилось во что-то, что требует усилий. Хотя некоторых людей, которые не хотят быть в мейнстриме, это и привлекает.

Собеседник портала, естественно, поддержал инициативу Сергея Боярского, назвав его «необыкновенно смелым человеком», который пошел решать хоть и не глобальную, но сильно раздражающую проблему. 

«Судьба у законопроекта будет сложная, но он будет принят», — уверен Лоскутов. 

Еще жестче 

Курить на территории аэропортов в России запретили 1 июня 2013 года. Через два года ВЦИОМ спросил, что думают авиапассажиры по этому поводу. И около половины респондентов заявили, что действующий закон нарушается. Кроме того, подавляющее большинство (84%) выступили за создание в аэропортах курительных комнат.

В целом больше половины участников исследования (61%) считают антитабачную политику страны достаточной. Каждый четвертый охарактеризовал ее как чрезмерную, и лишь 12% выступают за ужесточение запретов и ограничений. 

Но в правительстве не собираются ограничиваться уже существующими нормами. Минпромторг и Минздрав хотят ввести регулирование рынка электронных сигарет с никотином и вейпов. Министерство здравоохранения высказывается за ограничение их розничной продажи, использования в общественных местах, а также за увеличение цен и запрет рекламы.

Однако Министерство промышленности и торговли не столько категорично. «У нас были разногласия с Минздравом, потому что Минздрав считает, что это надо регулировать так же, как и обычные сигареты. Мы говорим о том, что нет, этот процесс дает возможность человеку перейти от активного курения к той жизненной ситуации, когда можно отказаться от курения вообще», — указал замглавы ведомства Виктор Евтухов.

Он подчеркнул, что послабления, скорее всего, будут в рекламе, поскольку нужно информировать людей о существовании новой продукции. Однако ряд запретов всё же распространится на устройства для альтернативного курения, например, это касается их продажи несовершеннолетним.

Список мест, где можно курить вейпы, также планируется ограничить: нельзя будет дымить в образовательных и медицинских учреждениях, спортивных и культурных объектах, зданиях органов власти. Экспертный совет при правительстве предложил запретить это делать еще в подъездах многоквартирных домов и кафе.

Россия в лидерах антирейтингов

Ситуация с курением в России довольно непростая. По состоянию на 2015 год страна входила в первую пятерку государств по распространенности табакокурения. Впереди, по данным медицинского еженедельника The Lancet, только США, Индонезия, Индия и Китай.

Всего же в мире в 2015-м ежедневно курили около 933 млн человек: зависим от никотина каждый 4-й мужчина и каждая 20-я женщина.

Россия также занимает четвертое место по количеству смертей от заболеваний, связанных с этой вредной привычкой. 

В целом из-за употребления табака ежегодно умирает более 7 млн человек. 

Во Всемирной организации здравоохранения заявляют, что табакокурение увеличивает расходы на здравоохранение, снижает производительность труда и негативно воздействует на окружающую среду.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer