Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


После долгой и продолжительной болезни


25 апреля 2018 года Александр Ермаков, Известия


Неутешительные новости о состоянии масштабнейшей отечественной программы военно-технического сотрудничества — истребителя FGFA. Проект создания совместного, на базе российского ПАК ФА/Су-57, истребителя для индийских ВВС и мирового экспорта закрыт по инициативе Индии. Портал iz.ru попробовал разобраться, что это значит для двух стран.

Новость о печальном конце пребывавшей годы в подвешенном состоянии программы была озвучена 20 апреля. Такие авторитетные издания, как специализирующийся на оборонке Jane's или индийская Business Standard, сообщили, что советник по национальной безопасности премьер-министра Аджит Довал сообщил об этом решении делегации Совета безопасности России в ходе визита последней в Индию в феврале этого года.  Официальных комментариев индийской стороны не поступало, однако вброс подобной информации необходимо воспринимать серьезно. Примечательно, что за неделю до публикации заместитель главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов разоблачал на проходившей в Индии выставке Defexpo-2018 как не соответствующие действительности слухи об отказе партнеров от участия в совместной программе и заявлял, что российская сторона ожидает политического решения по подписанию полностью готового контракта на опытно-конструкторскую разработку FGFA. Проблема в том, что ожидает она этого уже очень давно.

Индия внимательно наблюдала за будущим Су-57 с самого его рождения. Более того, существуют мнения, что тесные контакты с индийской стороной поспособствовали победе ОКБ Сухого в 2002 году в конкурсе на создание российского истребителя пятого поколения И-21. В 2007 году заключается межправительственное соглашение о совместной разработке силами «Сухого» и HAL (Hindustan Aeronautics Limited, индийский госмонополист в аэрокосмической области) на базе создаваемого в рамках программы ПАК ФА российского истребителя, тогда известного только под индексом Т-50, машины для индийских ВВС и экспорта за рубеж. Программа получила достаточно заурядный индекс FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, «истребитель пятого поколения»). Через год HAL подписывает регламентирующий общие принципы сотрудничества контракт с «Рособоронэкспортом», а в декабре 2010 года — контракт объемом $295 млн на эскизное проектирование будущего FGFA. После его выполнения в 2012–2013 годах (по различным данным) пришел черед контракта на уже детальные НИОКР. Того самого, подписания которого отечественные чиновники ожидают до сих пор.

…Но забыли про овраги

В течение всего этого срока индийские планы дрейфовали от совершенно наполеоновских до довольно умеренных. Первоначально озвучивалось желание приобрести до 250 истребителей пятого поколения.  В дальнейшем появилась цифра в 214 машин, в том числе 48 двухместных. Для сравнения — F-22 «Раптор» США позволили себе только 195.

 Создание двухместной модификации для учебных и особо сложных задач, связанных с высокой нагрузкой на летчика, было особенностью совместного проекта, оригинальный российский ПАК ФА создавался чисто одноместным. Впрочем, в 2012 году индийцы отложили двухместную модификацию на неопределенный срок и сократили планируемые объемы закупки до 144 одноместных машин. К 2017 году дрейф попадавшей в СМИ цифры объема закупок достиг 108 машин.

Сопровождалось это регулярными вбросами в СМИ, как анонимными, так и от индийских официальных лиц, резкой критикой в российский адрес. Представители военно-воздушных сил метались от заявлений о потребности в истребителе пятого поколения (которая особо обострилась, когда стали заметны китайские успехи в этой области) и критической важности FGFA до выносимых на публику, что крайне необычно для отрасли военно-технического сотрудничества, сомнений в качестве товара. Неоднократно выражались сомнения, что российские инженеры смогут удовлетворить особо высокие требования индийских ВВС. В частности, регулярно указывалось, что у Индии более высокие, чем у России, требования к силовой установке истребителя и малозаметности. Слышать это от страны, до сих пор массово эксплуатирующей МиГ-21бис ввиду неспособности создать уже несколько десятилетий ему замену в виде легкого истребителя «Теджас», по меньшей мере странно.

Реальные причины затруднений, что традиционно для военно-технического сотрудничества с Индией, лежали в области вопросов финансов и передачи технологий. Во многом программа FGFA рассматривалась Нью-Дели как источник получения знаний и инженерного опыта, которые потребовались бы в создании национального истребителя нового поколения в рамках программы AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft, «Продвинутый средний боевой самолет»).  Индийская сторона постоянно сетовала на недостаточную готовность российской делиться технологиями. Справедливость этих претензий оценить, конечно, постороннему наблюдателю невозможно. Разумеется, в российских интересах было бы минимизировать передачу знаний, дабы увеличить свой вес в проекте, поучаствовать в дальнейшем в том же AMCA. С другой стороны, Россия на деле неоднократно показала, например с Су-30МКИ, что готова делиться с Индией как никто другой.

С финансовым вопросом сложнее — очевидно, что за привилегированный партнерский статус, с приобретением машины первыми и дальнейшей значительной долей прибыли при продаже в третьи страны, Россия хотела бы получить от Индии серьезные финансовые вливания, которые оказались бы очень кстати во время испытаний и доводки Т-50. Первоначально затраты на НИОКР FGFA Россия оценила в $5–6 млрд с каждой стороны. К 2016 году суммы уменьшились до $3,7–4 млрд с участника (ввиду отказа от двухместной версии и достигнутого ПАК ФА прогресса). Нельзя исключать, что эта сумма в индийском оборонном бюджете на фоне целого ряда сверхдорогостоящих программ закупок вооружений просто не нашлась, особенно учитывая, что это затраты еще только на создание, а не на производство самолета. Которое началось бы к тому же значительно позже, а острая потребность в современных истребителях для ВВС Индии вопрос перезревший.

Если в начале совместной работы планировалась постановка на вооружение FGFA в Индии с небольшим временным интервалом после ПАК ФА в России, то после пяти с лишним лет топтания на месте этот срок сдвинулся вправо. Ведь по первоначальным планам в испытаниях в Индии к текущему моменту должны были уже принимать участие два прототипа истребителя, а еще один должен был быть поставлен в 2019 году. Вместо этого «испытывающие срочную нужду в истребителе пятого поколения» индийцы тратили годы на переговоры. 

Взаимоневыгодное решение

Разумеется, любая критика индийских действий в российских СМИ будет воспринята как детская обида на проявившего принципиальную позицию с точки зрения оценки качества, затрат или чего угодно другого партнера. Но дело в том, что весьма специфический подход к оборонным закупкам Индии проявляется далеко не только в сотрудничестве с Россией.

Наиболее ярким примером служит конкурс MMRCA. В специализированной прессе его называли не иначе как «праматерь всех тендеров». Шутка ли — на закупку 126 истребителей для покрытия дефицита матчасти ВВС планировалось потратить $10,4 млрд. Приняли участие практически все производители истребителей четвертого поколения — от американцев с F-16 и F-18 до россиян с МиГ-35, включая европейцев с «Тайфунами», «Рафалями» и «Грипенами». Планировалось развернуть производство в Индии и добиться масштабной передачи технологий. MMRCA занял 15 лет (!!!), с начала подготовки в 2001 году до подписания контракта в 2016 году, и закончился… покупкой всего 36 «Рафалей» за $8,8 млрд с производством во Франции. Обескураживающие результаты привели к еще более срочному конкурсу, в этот раз на однодвигательный истребитель, по которому в начале 2018 года определились, в общем, очевидные финалисты (американский F-16 и шведский «Грипен»), однако перед последней схваткой требования еще раз изменились и MMRCA был фактически перезапущен. Нельзя исключать, что перезапуск вызван желанием включить в тендер F-18 Боинга.

Вообще, текущая индийская администрация премьера Моди отходит от традиционного нейтралитета в пользу более тесных связей с США. Отказ от FGFA вновь обострит разговоры о перспективах F-35 на индийском рынке. Однако очевидно, что индийцы не получат значительной передачи технологий истребителя пятого поколения от США — этого в желаемом объеме не получают и такие близкие союзники, как южнокорейцы. Сегодня полноценно делиться с индийцами американцы готовы, похоже, только четвертым поколением.

В целом позиция индийских властей поражает. Непрерывно говоря о серьезнейшей нехватке боевых самолетов в ВВС, вместо реальных закупок они предпочитают десятилетиями вести торги, заходящие в итоге в тупик из-за несоразмерных запросов или изменения политических предпочтений руководства. Вместо того чтобы начать получать в 2020-х годах в части истребитель пятого поколения мирового уровня, они будут наслаждаться небольшой партией «Рафалей», «Теджасами», с трудом тянущими на замену МиГ-21, и ждать результатов MMRCA 2.0, по которому они будут получать истребитель четвертого поколения, в то время как даже у Пакистана нельзя исключать появления «пятерок» в виде китайских FC-31.  

Что означает закрытие FGFA для России? В общем, ничего страшного не случилось, так как проект и так давно находился «в коме». Понесен определенный имиджевый ущерб, однако совершенно не исключены закупки готового Су-57 в дальнейшем. Достаточно взглянуть на то, как, несмотря на свои великие достижения в танкостроении и производстве стрелкового оружия, Индия продолжает закупки Т-90 и приобретает лицензию на выпуск АК-103.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer