Мы разделяем ту обеспокоенность, которая уже была высказана МИДом. Очевидно, что объективных причин для затруднений с визовой деятельностью у американцев здесь нет, ибо все сокращения никоим образом не касались консульской секции. Поэтому, очевидно, что это преднамеренное создание трудностей, которые целиком и полностью лежит на совести наших американских коллег. Конечно, мы обеспокоены, мы не хотели бы такого развития событий.
В Кремле считают, что американская сторона специально чинит препятствия российским пилотам — об этом, отвечая на вопрос «Коммерсантъ FM» заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Мы разделяем ту обеспокоенность, которая уже была высказана МИДом. Очевидно, что объективных причин для затруднений с визовой деятельностью у американцев здесь нет, ибо все сокращения никоим образом не касались консульской секции. Поэтому, очевидно, что это преднамеренное создание трудностей, которые целиком и полностью лежит на совести наших американских коллег. Конечно, мы обеспокоены, мы не хотели бы такого развития событий.
Посольство США в России опровергло сообщения о том, что члены экипажей «Аэрофлота» не могут записаться на собеседования. В американском диппредставительстве заявили, что во всех генеральных консульствах регулярно резервируют время для сотрудников авиакомпаний и добавили, что часто это время остается неиспользованным.
«Получение виз пилотами особо не отличается от привычной процедуры для обычных граждан. Это та же виза B2, которая дает возможность находиться в США от одного-трех месяцев или до полугода. Выдается она сроком от одного до трех лет. Пилоты также получают визу в рамках записи на собеседование. Единственное, что это организовывалось, скажем так, более удобным способом, то есть в массовом порядке для летного состава, — пояснила Анастасия Мирошниченко. — Для того чтобы не ограничиваться в планировании рейсов и полетов, в штате авиакомпании должно быть достаточно большое количество пилотов и бортпроводников, уже имеющих эти визы.
На сегодняшний день, чтобы обслуживать такие рейсы, необходимо более 200 членов летного экипажа и более 700 бортпроводников еженедельно.
Все они должны быть с постоянно действующими визами и, действительно, это вызывает сегодня сложности. Кроме того, авиаперсоналу неудобно обращаться за визами в посольство США в других странах. Так как экипаж не имеет права использовать время в другой стране, куда он прилетел в рамках должностных обязанностей, для решения каких-то других задач. Это запрещено, потому что время отдыха оберегается законом, и это очень важно для безопасности полетов».
По мнению главного редактора портала Avia.ru и члена общественного совета «Аэрофлота» Романа Гусарова, полностью прервать воздушное сообщение между Россией и США невозможно, однако гражданам придется летать через европейские страны: «В том случае, если из-за неполучения виз авиакомпании просто технически не смогут выполнять полеты в США, то, конечно же, России придется пойти на ответные шаги.
В этом случае, несомненно, прямые перелеты между странами могут быть прекращены.
Но это не означает, что не будет никакой возможности долететь до США или из США в Россию. Такой перелет можно будет совершить через любую транзитную страну, через множество европейских крупных аэропортов, воспользовавшись стыковочными рейсами. Так что в этом случае выиграют только европейские перевозчики, соответственно, российские — проиграют».
Отмена прямого авиасообщения ударит по большому количеству пассажиров, заявил «Коммерсантъ FM» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. Однако это вряд ли скажется на стоимости поездки в США, считает эксперт.
«Это одно из достаточно серьезных направлений на дальнемагистральных маршрутах, одно из ключевых, по крайней мере, для бизнеса "Аэрофлота". В высокие сезоны ежедневно выполнялись по три рейса, что для дальнемагистрального сообщения достаточно много. То есть речь идет о емкости порядка в 1000 мест в каждую сторону ежедневно. Речь идет о серьезном пассажирском потоке, который сейчас находится под определенным риском, — подчеркнул эксперт. — Отсутствие прямого сообщения имеет альтернативу в виде трансферного сообщения через третьи страны. Пассажиры "Аэрофлота" смогут в рамках своего альянса пользоваться, например, Air France-KLM. Что касается удорожания перелетов, то далеко не всегда трансферное авиасообщение дороже. Но с точки зрения удобства и длительности полета, да, это станет определенной проблемой. В любом случае, уход с рынка достаточно серьезных емкостей может привести к тому, что в краткосрочной позиции цены вырастут. Что касается среднесрочной и долгосрочной позиций, если кризис в отношениях продлится достаточно долго, то думаю, этот фактор нивелируется, и цены, наверное, войдут примерно в то же соотношение, что и сегодня».
Проблемы с американскими визами могут нарушить процесс переподготовки летчиков, заявил бывший пилот гражданской авиации Олег Башмаков. Из-за этого «Аэрофлот» не сможет обновлять свой парк самолетов, подчеркивает эксперт.
«В России есть слабо развитая инфраструктура по переподготовке экипажа — учебно-тренировочные центры и тренажерные комплексы. Однако в массовом порядке первоначально пилотов отправляют в США. Переподготовка экипажа осуществляется авиакомпанией по мере необходимости или по мере списания летного состава. В среднем получается, что одно воздушное судно "потянет" за собой четыре-пять экипажей. Но летный состав не так быстро "изнашивается", как техника, поэтому один раз переучили его, а дальше уже можно использовать и учебно-тренировочные центры, и курсы повышения квалификации внутри страны».
В российском МИДе уточнили, что проводят консультации с американским посольством, чтобы решить проблему с визами пилотов.