UTair начала выполнять часть полетов из Внуково на трех самолетах SSJ 100, входящих в парк иркутской авиакомпании «ИрАэро». Партнерство строится на базе найма дополнительных провозных емкостей: UTair продает авиабилеты на свои рейсы, а ежедневные полеты в Казань, Архангельск, Нальчик и Ульяновск выполнит «ИрАэро». Президент «UTair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков пояснил “Ъ”, что это «взаимная инициатива» авиакомпаний: UTair начала искать партнера, переговоры с «ИрАэро» стартовали в 2018 году. «Бизнес "ИрАэро" состоит из регулярных рейсов и сдачи самолетов во фрахт»,— говорит господин Пермяков, отмечая, что SSJ 100, о которых идет речь, «предназначались изначально не для полетов по маршрутной сети иркутского перевозчика, а для работы под заказчика». UTair предложила хорошие условия и цены, на которые согласилась «ИрАэро». В «ИрАэро» комментариев не дали.
С начала года пассажиропоток UTair вырос на 16%, прогнозируется дальнейший рост, «в том числе за счет интеграции партнеров в сетевое расписание». При этом в конце 2017 года господин Пермяков говорил, что программа обновления флота перевозчика начнется не ранее 2019 года. Сейчас в нем 74 самолета, более половины — Boeing 737. Проанализировав маршруты, UTair решила, что на ряде направлений «выгодны именно ближнемагистральные самолеты на 100 кресел с загрузкой SSJ 100», что «позволит сохранить низкие цены на билеты и качество сервиса», говорит Павел Пермяков.
«ИрАэро» начала эксплуатировать SSJ 100 в 2016–2017 годах. Сейчас в ее парк входят девять самолетов такого типа, семь из которых передала в лизинг ГТЛК (в том числе два, бывших в эксплуатации у Red Wings). Источник “Ъ”, близкий к «ИрАэро», говорит, что в 2017 году компания взяла в лизинг «дополнительно пять новых SSJ 100 в максимальной версии специально для полетов по маршрутам стороннего заказчика». Он отметил, что за счет полетов на SSJ 100 в 2017 году показатели компании значительно улучшились (по данным Росавиации, рост перевозок составил почти 60%, до 374 тыс. человек, а занятость кресел выросла на 3%, до 65,4%).
Но два SSJ 100 в базовой версии сейчас не летают из-за проблем с двигателем. У перевозчика есть задолженность перед ГТЛК в 283 млн руб.— 123 млн руб. за аренду самолета, около 20 млн руб.— неустойка за просроченную аренду, $489 тыc.— за неоплату техресурсов. Пока перевозчик возместил 20 млн руб. ГТЛК подала в суд, «ИрАэро» заявила встречный иск о взыскании убытков, возникших из-за недостатков самолетов, препятствующих их эксплуатации, следует из картотеки арбитражных дел. «ИрАэро» также ходатайствовала о привлечении к участию в деле производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и двигателей PowerJet (пока его суд не удовлетворил). В ГТЛК не стали комментировать иск, отметив, что знают о заключенном партнерстве. В ГСС отметили, что если эксплуатация SSJ 100 окажется эффективной, то UTair может рассмотреть возможность их приобретения.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, что схема аренды может быть экономически оправданна для обеих компаний и, по сути, является скрытой формой «мокрого лизинга», когда самолеты вместе с экипажем полностью передаются третьей стороне в операционное управление. Применение такой схемы более эффективно и удобно для авиакомпаний, но в РФ она не реализуется из-за отсутствия законодательной базы и негативной позиции Росавиации.
С начала года пассажиропоток UTair вырос на 16%, прогнозируется дальнейший рост, «в том числе за счет интеграции партнеров в сетевое расписание». При этом в конце 2017 года господин Пермяков говорил, что программа обновления флота перевозчика начнется не ранее 2019 года. Сейчас в нем 74 самолета, более половины — Boeing 737. Проанализировав маршруты, UTair решила, что на ряде направлений «выгодны именно ближнемагистральные самолеты на 100 кресел с загрузкой SSJ 100», что «позволит сохранить низкие цены на билеты и качество сервиса», говорит Павел Пермяков.
«ИрАэро» начала эксплуатировать SSJ 100 в 2016–2017 годах. Сейчас в ее парк входят девять самолетов такого типа, семь из которых передала в лизинг ГТЛК (в том числе два, бывших в эксплуатации у Red Wings). Источник “Ъ”, близкий к «ИрАэро», говорит, что в 2017 году компания взяла в лизинг «дополнительно пять новых SSJ 100 в максимальной версии специально для полетов по маршрутам стороннего заказчика». Он отметил, что за счет полетов на SSJ 100 в 2017 году показатели компании значительно улучшились (по данным Росавиации, рост перевозок составил почти 60%, до 374 тыс. человек, а занятость кресел выросла на 3%, до 65,4%).
Но два SSJ 100 в базовой версии сейчас не летают из-за проблем с двигателем. У перевозчика есть задолженность перед ГТЛК в 283 млн руб.— 123 млн руб. за аренду самолета, около 20 млн руб.— неустойка за просроченную аренду, $489 тыc.— за неоплату техресурсов. Пока перевозчик возместил 20 млн руб. ГТЛК подала в суд, «ИрАэро» заявила встречный иск о взыскании убытков, возникших из-за недостатков самолетов, препятствующих их эксплуатации, следует из картотеки арбитражных дел. «ИрАэро» также ходатайствовала о привлечении к участию в деле производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и двигателей PowerJet (пока его суд не удовлетворил). В ГТЛК не стали комментировать иск, отметив, что знают о заключенном партнерстве. В ГСС отметили, что если эксплуатация SSJ 100 окажется эффективной, то UTair может рассмотреть возможность их приобретения.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, что схема аренды может быть экономически оправданна для обеих компаний и, по сути, является скрытой формой «мокрого лизинга», когда самолеты вместе с экипажем полностью передаются третьей стороне в операционное управление. Применение такой схемы более эффективно и удобно для авиакомпаний, но в РФ она не реализуется из-за отсутствия законодательной базы и негативной позиции Росавиации.