Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти выделят новые частоты для скоростного интернета в самолетах


16 апреля 2018 года А. Посыпкина, А. Балашова, В. Маринин, П. Канаев, РБК


Власти России намерены разрешить использование новых частот для спутниковой связи на борту самолетов, морском, железнодорожном и другом транспорте. Это будет выгодно авиакомпаниям, которые смогут увеличить доходы, говорят эксперты.

​В ближайшее время в России станет возможно использование новых частот для организации спутниковой связи на воздушном, железнодорожном, морском и автотранспорте. Речь идет о так называемом Ka-диапазоне.

В понедельник, 16 апреля, Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ, основной орган, который распределяет частоты в России) планирует разрешить использовать неопределенному кругу лиц полосы частот 29,5–30 ГГц (в направлении космоса) и 19,7–20,2 ГГц (в направлении Земли) для организации спутниковой связи на транспорте. Об этом говорится в проекте решения ГКРЧ. Копия документа есть в распоряжении РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка спутниковой связи.

Как организован спутниковый интернет на транспорте

Чтобы обеспечить спутниковую связь на борту самолета или морского судна, на него необходимо установить специальную абонентскую станцию, которая будет принимать сигнал со спутника. Она сможет раздавать интернет на устройства пассажиров через Wi-Fi. При этом услугу пассажирам оказывает сервис-провайдер, с ним заключает контракт владелец транспортного средства. Провайдер, в свою очередь, покупает емкость у оператора спутника.

В проекте решения ГКРЧ отмечается, что использовать выделенные частоты можно будет без оформления радиочастотных присвоений (разрешений на выделение конкретных номиналов частот) при соблюдении ряда условий. В частности, весь трафик, который будет формироваться абонентскими станциями, находящимися в движении и подключаемыми к геостационарным спутникам, должен проходить через станцию сопряжения российского оператора связи. Кроме того, подобные станции не могут использоваться для построения сетей, предназначенных для обеспечения безопасности человеческой жизни. В самолетах станции смогут раздавать интернет только во время полета и не должны использоваться при взлете, заходе на посадку и самой посадке.

Если абонентская станция будет работать через иностранные спутники, российский оператор связи должен предоставить в Роскомнадзор соглашение с владельцем этого аппарата, согласованное с Минкомсвязью, Минобороны и ФСО, в котором оговаривается, что система не «носит разведывательного характера и не может нанести ущерб интересам личности, обществу и Российской Федерации».

Представитель пресс-службы Минкомсвязи (глава ведомства является председателем ГКРЧ) отказался комментировать проект решения комиссии, но подтвердил, что ее очередное заседание состоится 16 апреля.

Быстрый диапазон

Сейчас использование абонентских станций, находящихся в движении и работающих через геостационарные спутники, разрешено в так называемом Ku-диапазоне (10,7–18,0 ГГц). «Проблема в том, что его пропускная способность ограничена его широким использованием в многочисленных сетях спутниковой связи», — пояснил представитель пресс-службы российского оператора спутников ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Иными словами, этот диапазон уже перегружен, так что спутниковые операторы активно осваивают новые частоты.

«Ka-диапазон — это относительно новый для спутниковой связи диапазон (в коммерческих проектах он появился лет десять назад), который позволяет на порядок увеличить пропускную способность спутника, существенно снизить себестоимость передачи единицы информации и, как следствие, цену услуги для конечного потребителя», — пояснил заместитель гендиректора по маркетингу и международному бизнесу российского оператора спутников «Газпром космические системы» Игорь Кот.

По словам руководителя спутникового оператора AltegroSky Сергея Пехтерева, скорость передачи данных в Ka-диапазоне в три-четыре раза выше, чем в Ku-диапазоне: в последнем в направлении к абоненту она составляет 8–10 Мбит/с, а от абонента — 1 Мбит/с; в Ka-диапазоне это 20–30 и 3–6 Мбит/с соответственно.​

Wi-Fi в воздухе

Представители двух игроков в космической отрасли отметили, что в первую очередь решение ГКРЧ предназначено для воздушного транспорта, где спрос на услуги связи может оправдать высокие затраты на организацию соединения. В первую очередь от решения выиграют пассажиры зарубежных авиакомпаний, чьи самолеты пролетают над территорией России транзитом, но и отечественные компании будут внедрять эту услугу, говорит один из собеседников РБК.

По словам источника, в краткосрочной перспективе от решения выиграют зарубежные операторы спутниковой связи, в частности предоставляющий соответствующую услугу британский Inmarsat's Global Xpress. Однако российские ГПКС и «Газпром космические системы» также планируют в будущем развивать Ka-диапазон.

Представитель ГПКС отметил, что сейчас владельцы воздушных судов не считают целесообразным организацию беспроводного интернета на борту. «Цена высокая, а зоны охвата спутников Ku-диапазона не обеспечивают непрерывного глобального покрытия, поэтому повсеместное оказание услуг спутниковой связи для самолетов не представляется возможным», — говорит он.

Игорь Кот считает, что после выделения нового диапазона частот российские авиакомпании станут активнее предлагать услугу доступа в интернет для пассажиров. «Организовать такую услугу на борту самолета до некоторого времени могли позволить себе только крупные перевозчики из-за довольно высокой стоимости передачи данных через спутник. И делали они это, как правило, на дальнемагистральных самолетах», — отметил он. По словам эксперта, новый диапазон и высокая энергетика сигнала (то есть более высокие скорости передачи данных и более компактное абонентское оборудование) сделают услуги связи и доступа в интернет в движении доступными для широкого круга небольших региональных транспортных компаний.

Дешевле станут и сами абонентские станции, говорит представитель ГПКС. «Одной из отличительных особенностей систем спутниковой связи в Ка-диапазоне является сравнительно более низкая стоимость оборудования и, соответственно, доступность услуг спутникового широкополосного доступа в интернет для массового пользователя», — рассказал он.

Из российских перевозчиков доступ в интернет предлагает только «Аэрофлот». До недавнего времени на дальнемагистральных судах компания брала от $5 за 10 Мбайт интернет-трафика. В середине 2018 года «Аэрофлот» должен запустить безлимитный доступ в интернет на узкофюзеляжных самолетах Airbus 320 и 321. Для пассажиров услуга будет стоить 800 руб. на один час и 1 тыс. руб. на весь полет, писали «Ведомости».

Как пояснил РБК источник, близкий к «Аэрофлоту», стоимость организации спутникового интернета на воздушном судне состоит из цены оборудования (установка, сертификация и обслуживание) и оплаты услуг связи провайдера. На организацию интернета на 81 воздушном судне в ближайшие три с половиной года компания потратит более $50 млн, из которых на установку и сертификацию оборудования придется свыше $45 млн, на оказание услуг связи — более $6 млн.

По оценке генерального директора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, оборудование одного самолета обходится компании в $150–200 тыс. «По крайней мере такую цену называли три-четыре года назад, когда авиаперевозчики начинали оборудовать свои суда», — отметил он.

По оценке Сергея Пехтерева, стоимость оборудования одного самолета может доходить до $500 тыс.

Эксперт отметил, что в 2017 году к интернету было подключено через спутник 2,9 тыс. пассажирских самолетов, 72 авиакомпании в мире использовали или планировали использовать спутниковый интернет. По оценке Лондонской школы экономики, оказание услуг доступа в интернет в полете может принести авиакомпаниям по всему миру дополнительную выручку в размере $0,9 млрд в 2018 году совокупно, а к 2035-му этот показатель возрастет до $30 млрд. Более половины этой суммы придется непосредственно на услугу доступа в интернет, еще $6,8 млрд авиакомпании смогут заработать на услугах электронной коммерции на борту, $6 млрд — на рекламе и $1,4 млрд — на продаже премиального контента.

Борис Рыбак уверен, что, если стоимость этой услуги станет ниже, она будет крайне востребована у перевозчиков, так как спрос со стороны пассажиров есть.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer