Индийские военные на днях опубликовали так называемый «запрос сведений» (RFI) о возможной покупке новых истребителей. Документы такого рода обычно рассылаются по основным производителям профильной техники, в них содержатся самые грубые рамочные требования к будущим изделиям и оценочный объем поставок. По итогам сбора отзывов на RFI формируется более детальный документ, чаще всего это RFP («запрос предложения»), содержащий более точные параметры сделки и перечень требований к поставке.
110 самолетов за 12 лет
В документе указано, что Индия намерена за 12 лет обзавестись «приблизительно 110» новыми многоцелевыми истребителями, из которых 75% одноместных, остальные — двухместные. Предложения заинтересованных авиастроителей собираются до 6 июля 2018 года.
Последние два года индийские военные готовили техзадание на 114 однодвигательных многоцелевых истребителей. Они жаловались, что по утвержденным нормативам в ВВС должны быть 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, а в наличии всего 31, а будет еще меньше (МиГ-21 и МиГ-27 выводятся из состава), поэтому брешь надо чем-то закрывать. Однако в феврале 2018 года условие по количеству двигателей было снято, а задание сфокусировали на «боевых возможностях платформы».
Контракт должен быть вписан в программу «Делай в Индии», поэтому не более 16 машин должно быть передано в готовом виде от производителя не позднее чем через 60 месяцев после заключения контракта. Остальные соберут на индийских предприятиях в срок между пятым и двенадцатым годом с момента подписания сделки.
Дополнительно выдвигаются требования трансфера в Индию «самых передовых» технологий, связанных с машиной.
О суммах пока говорить рано, но, скажем, аналитики сборника Jane’s Defense Weekly, ссылаясь на источники среди индийских военных, оценивают весь контракт не менее чем в $15 млрд.
Вторая мама
Людей, давно следящих за индийскими оборонными закупками, трудно удивить, но довольно легко рассмешить. Как и в этом случае.
Перед нами попытка еще раз продать мировому авиапрому прославленную «матерь всех тендеров» — конкурс MMRCA («Средний многоцелевой истребитель»), по которому Индия впервые разослала RFI в 2005 году. Требовалось заменить в ВВС страны устаревшие МиГ-21.
Тогда Нью-Дели попросил 126 самолетов за $10–12 млрд: 18 в готовом виде и остальные — произведенными на индийских заводах. В очередь встали все, у кого было хоть что-то подходящее, — тендер называли крупнейшим событием «возможно, нескольких десятилетий» и упустить его было бы совсем непростительно.
Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик Boeing F/A-18E/F Super Hornet
США представляли Lockheed Martin с F-16IN Block 70/72 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Трое производителей из Евросоюза: Франция с Dassault Rafale и консорциум Eurofighter с Typhoon (эти двое функционально одно и то же, просто появились на свет в результате военно-политической хирургии), а также Швеция с Saab Gripen NG. И, на закуску, Россия с загадочным самолетом-концептом МиГ-35.
В апреле 2011 года Индия отобрала шорт-лист из двух кандидатов, которыми стали «сиамские близнецы» Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но уже к этому моменту всё пошло наперекосяк. Становилось понятно, что технологий в Индию передавать никто особо не рвется, а уложить 126 дорогущих машин со всем жизненным циклом в $12 млрд нереально.
31 января 2012 года был объявлен победитель — Rafale. Тогда же военные оценили стоимость покупки в $18 млрд, что уже было форменным скандалом. Гораздо хуже было то, что французы такую оценку подтверждать не хотели и многозначительно рассказывали через «источники» о 20 и даже 25 млрд. Переговоры о заключении контракта затягивались.
В конце концов сами индийские военные заговорили о 23 млрд, которых, впрочем, все равно не было на тот момент. Кроме того, производитель уперся и совершенно не желал делиться «передовыми технологиями», передача которых включалась в условия тендера. Сюжет тянулся три года, пока летом 2015-го тендер не был официально аннулирован. Вместо него в 2016 году была подписана прямая закупка у Dassault 36 готовых машин типа Rafale за $8,85 млрд.
Продолжение банкета
10 лет прошло, МиГ-21 продолжают летать. Теперь нас ждет вторая серия, и не факт, что последняя.
Для начала, видимо, следует осторожно указать на избыточно оптимистичный характер независимых оценок по стоимости тендера. При соблюдении требований к машинам (а опубликованное ВВС Индии почти дословно повторяет запросы по MMRCA) 110 новых единиц обойдутся, особенно с учетом долларовой инфляции, никак не меньше тех же 20 млрд.
Пока два года обсуждался однодвигательный самолет, в фаворитах ходили Lockheed Martin с F-16IN и Saab с Gripen NG. Однако теперь воспроизводится ситуация с исходным MMRCA, и итоговый состав участников конкурса, скорее всего, будет таким же.
В этот раз у РСК «МиГ» появляются определенные шансы в связи с тем, что машина, которую 10 лет назад можно было вежливо определить как «набор пожеланий для технического облика перспективного самолета поколения 4++», уже проходит испытания по заказу Минобороны России и в том или ином количестве будет закуплена для оснащения отечественных ВВС.
Другие отечественные варианты, связанные с фирмой Сухого, формально не пройдут по условиям конкурса, так как относятся к тяжелым машинам. Эту нишу в ВВС Индии занимает Су-30МКИ (заказаны 272 самолета, поставлены более 200). Это не значит, что, скажем, Су-35С не может там появиться по факту, но это потребует дополнительных обоснований со стороны индийских военных, и весьма весомых.
110 самолетов за 12 лет
В документе указано, что Индия намерена за 12 лет обзавестись «приблизительно 110» новыми многоцелевыми истребителями, из которых 75% одноместных, остальные — двухместные. Предложения заинтересованных авиастроителей собираются до 6 июля 2018 года.
Последние два года индийские военные готовили техзадание на 114 однодвигательных многоцелевых истребителей. Они жаловались, что по утвержденным нормативам в ВВС должны быть 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, а в наличии всего 31, а будет еще меньше (МиГ-21 и МиГ-27 выводятся из состава), поэтому брешь надо чем-то закрывать. Однако в феврале 2018 года условие по количеству двигателей было снято, а задание сфокусировали на «боевых возможностях платформы».
Контракт должен быть вписан в программу «Делай в Индии», поэтому не более 16 машин должно быть передано в готовом виде от производителя не позднее чем через 60 месяцев после заключения контракта. Остальные соберут на индийских предприятиях в срок между пятым и двенадцатым годом с момента подписания сделки.
Дополнительно выдвигаются требования трансфера в Индию «самых передовых» технологий, связанных с машиной.
О суммах пока говорить рано, но, скажем, аналитики сборника Jane’s Defense Weekly, ссылаясь на источники среди индийских военных, оценивают весь контракт не менее чем в $15 млрд.
Вторая мама
Людей, давно следящих за индийскими оборонными закупками, трудно удивить, но довольно легко рассмешить. Как и в этом случае.
Перед нами попытка еще раз продать мировому авиапрому прославленную «матерь всех тендеров» — конкурс MMRCA («Средний многоцелевой истребитель»), по которому Индия впервые разослала RFI в 2005 году. Требовалось заменить в ВВС страны устаревшие МиГ-21.
Тогда Нью-Дели попросил 126 самолетов за $10–12 млрд: 18 в готовом виде и остальные — произведенными на индийских заводах. В очередь встали все, у кого было хоть что-то подходящее, — тендер называли крупнейшим событием «возможно, нескольких десятилетий» и упустить его было бы совсем непростительно.
Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик Boeing F/A-18E/F Super Hornet
США представляли Lockheed Martin с F-16IN Block 70/72 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Трое производителей из Евросоюза: Франция с Dassault Rafale и консорциум Eurofighter с Typhoon (эти двое функционально одно и то же, просто появились на свет в результате военно-политической хирургии), а также Швеция с Saab Gripen NG. И, на закуску, Россия с загадочным самолетом-концептом МиГ-35.
В апреле 2011 года Индия отобрала шорт-лист из двух кандидатов, которыми стали «сиамские близнецы» Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но уже к этому моменту всё пошло наперекосяк. Становилось понятно, что технологий в Индию передавать никто особо не рвется, а уложить 126 дорогущих машин со всем жизненным циклом в $12 млрд нереально.
31 января 2012 года был объявлен победитель — Rafale. Тогда же военные оценили стоимость покупки в $18 млрд, что уже было форменным скандалом. Гораздо хуже было то, что французы такую оценку подтверждать не хотели и многозначительно рассказывали через «источники» о 20 и даже 25 млрд. Переговоры о заключении контракта затягивались.
В конце концов сами индийские военные заговорили о 23 млрд, которых, впрочем, все равно не было на тот момент. Кроме того, производитель уперся и совершенно не желал делиться «передовыми технологиями», передача которых включалась в условия тендера. Сюжет тянулся три года, пока летом 2015-го тендер не был официально аннулирован. Вместо него в 2016 году была подписана прямая закупка у Dassault 36 готовых машин типа Rafale за $8,85 млрд.
Продолжение банкета
10 лет прошло, МиГ-21 продолжают летать. Теперь нас ждет вторая серия, и не факт, что последняя.
Для начала, видимо, следует осторожно указать на избыточно оптимистичный характер независимых оценок по стоимости тендера. При соблюдении требований к машинам (а опубликованное ВВС Индии почти дословно повторяет запросы по MMRCA) 110 новых единиц обойдутся, особенно с учетом долларовой инфляции, никак не меньше тех же 20 млрд.
Пока два года обсуждался однодвигательный самолет, в фаворитах ходили Lockheed Martin с F-16IN и Saab с Gripen NG. Однако теперь воспроизводится ситуация с исходным MMRCA, и итоговый состав участников конкурса, скорее всего, будет таким же.
В этот раз у РСК «МиГ» появляются определенные шансы в связи с тем, что машина, которую 10 лет назад можно было вежливо определить как «набор пожеланий для технического облика перспективного самолета поколения 4++», уже проходит испытания по заказу Минобороны России и в том или ином количестве будет закуплена для оснащения отечественных ВВС.
Другие отечественные варианты, связанные с фирмой Сухого, формально не пройдут по условиям конкурса, так как относятся к тяжелым машинам. Эту нишу в ВВС Индии занимает Су-30МКИ (заказаны 272 самолета, поставлены более 200). Это не значит, что, скажем, Су-35С не может там появиться по факту, но это потребует дополнительных обоснований со стороны индийских военных, и весьма весомых.