Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эта музыка будет вечной


12 апреля 2018 года Константин Богданов, Известия


В индийских сериалах о военных закупках начинается новый сезон, поразительно похожий на прежние. ВВС страны опять вернулись к идее радикально обновить парк истребителей страны. Что произошло на этот раз — в материале iz.ru (с тяжелым чувством deja vu).

Индийские военные на днях опубликовали так называемый «запрос сведений» (RFI) о возможной покупке новых истребителей. Документы такого рода обычно рассылаются по основным производителям профильной техники, в них содержатся самые грубые рамочные требования к будущим изделиям и оценочный объем поставок. По итогам сбора отзывов на RFI формируется более детальный документ, чаще всего это RFP («запрос предложения»), содержащий более точные параметры сделки и перечень требований к поставке.

110 самолетов за 12 лет

В документе указано, что Индия намерена за 12 лет обзавестись «приблизительно 110» новыми многоцелевыми истребителями, из которых 75% одноместных, остальные — двухместные. Предложения заинтересованных авиастроителей собираются до 6 июля 2018 года.

Последние два года индийские военные готовили техзадание на 114 однодвигательных многоцелевых истребителей. Они жаловались, что по утвержденным нормативам в ВВС должны быть 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, а в наличии всего 31, а будет еще меньше (МиГ-21 и МиГ-27 выводятся из состава), поэтому брешь надо чем-то закрывать. Однако в феврале 2018 года условие по количеству двигателей было снято, а задание сфокусировали на «боевых возможностях платформы».

Контракт должен быть вписан в программу «Делай в Индии», поэтому не более 16 машин должно быть передано в готовом виде от производителя не позднее чем через 60 месяцев после заключения контракта. Остальные соберут на индийских предприятиях в срок между пятым и двенадцатым годом с момента подписания сделки.

Дополнительно выдвигаются требования трансфера в Индию «самых передовых» технологий, связанных с машиной.

О суммах пока говорить рано, но, скажем, аналитики сборника Jane’s Defense Weekly, ссылаясь на источники среди индийских военных, оценивают весь контракт не менее чем в $15 млрд.

Вторая мама

Людей, давно следящих за индийскими оборонными закупками, трудно удивить, но довольно легко рассмешить. Как и в этом случае.

Перед нами попытка еще раз продать мировому авиапрому прославленную «матерь всех тендеров» — конкурс MMRCA («Средний многоцелевой истребитель»), по которому Индия впервые разослала RFI в 2005 году. Требовалось заменить в ВВС страны устаревшие МиГ-21.

Тогда Нью-Дели попросил 126 самолетов за $10–12 млрд: 18 в готовом виде и остальные — произведенными на индийских заводах. В очередь встали все, у кого было хоть что-то подходящее, — тендер называли крупнейшим событием «возможно, нескольких десятилетий» и упустить его было бы совсем непростительно.


Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик Boeing F/A-18E/F Super Hornet

США представляли Lockheed Martin с F-16IN Block 70/72 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Трое производителей из Евросоюза: Франция с Dassault Rafale и консорциум Eurofighter с Typhoon (эти двое функционально одно и то же, просто появились на свет в результате военно-политической хирургии), а также Швеция с Saab Gripen NG. И, на закуску, Россия с загадочным самолетом-концептом МиГ-35.

В апреле 2011 года Индия отобрала шорт-лист из двух кандидатов, которыми стали «сиамские близнецы» Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но уже к этому моменту всё пошло наперекосяк. Становилось понятно, что технологий в Индию передавать никто особо не рвется, а уложить 126 дорогущих машин со всем жизненным циклом в $12 млрд нереально.

31 января 2012 года был объявлен победитель — Rafale. Тогда же военные оценили стоимость покупки в $18 млрд, что уже было форменным скандалом. Гораздо хуже было то, что французы такую оценку подтверждать не хотели и многозначительно рассказывали через «источники» о 20 и даже 25 млрд. Переговоры о заключении контракта затягивались.

В конце концов сами индийские военные заговорили о 23 млрд, которых, впрочем, все равно не было на тот момент. Кроме того, производитель уперся и совершенно не желал делиться «передовыми технологиями», передача которых включалась в условия тендера. Сюжет тянулся три года, пока летом 2015-го тендер не был официально аннулирован. Вместо него в 2016 году была подписана прямая закупка у Dassault 36 готовых машин типа Rafale за $8,85 млрд.

Продолжение банкета

10 лет прошло, МиГ-21 продолжают летать. Теперь нас ждет вторая серия, и не факт, что последняя.

Для начала, видимо, следует осторожно указать на избыточно оптимистичный характер независимых оценок по стоимости тендера. При соблюдении требований к машинам (а опубликованное ВВС Индии почти дословно повторяет запросы по MMRCA) 110 новых единиц обойдутся, особенно с учетом долларовой инфляции, никак не меньше тех же 20 млрд.

Пока два года обсуждался однодвигательный самолет, в фаворитах ходили Lockheed Martin с F-16IN и Saab с Gripen NG. Однако теперь воспроизводится ситуация с исходным MMRCA, и итоговый состав участников конкурса, скорее всего, будет таким же.

В этот раз у РСК «МиГ» появляются определенные шансы в связи с тем, что машина, которую 10 лет назад можно было вежливо определить как «набор пожеланий для технического облика перспективного самолета поколения 4++», уже проходит испытания по заказу Минобороны России и в том или ином количестве будет закуплена для оснащения отечественных ВВС.

Другие отечественные варианты, связанные с фирмой Сухого, формально не пройдут по условиям конкурса, так как относятся к тяжелым машинам. Эту нишу в ВВС Индии занимает Су-30МКИ (заказаны 272 самолета, поставлены более 200). Это не значит, что, скажем, Су-35С не может там появиться по факту, но это потребует дополнительных обоснований со стороны индийских военных, и весьма весомых.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbR28
Смотрите: http://remont.youdo.com/doors/install-locks/combination/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer