Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В стратосферу на солнечных крыльях


10 апреля 2018 года Кирилл Астахов, Независимая газета


Швейцарская компания SolarStratos задумала приблизиться к границе с космосом за счет возобновляемой энергии. Участники проекта верят в ее потенциал и хотят продемонстрировать всему миру новые возможности, которые открывает комбинирование традиционных технологий с экологически дружелюбными.

Цель SolarStratos – покорить высоту в 25 км к концу 2018 года на аэроплане, который будет лететь исключительно благодаря солнечной энергии. Аппарат успешно преодолел первые испытания на аэродроме города Пайерн 5 мая 2017 года, однако тестовый полет проходил лишь в 300 м над землей и длился 6 минут. Тем не менее он уже вошел в историю. Дело в том, что это первое коммерческое двухместное воздушное судно на солнечных батареях. А если эксперимент удастся, оно также станет первым аппаратом, что доставит человека в стратосферу при помощи энергии солнца.

Конструкцией аэроплана занималась немецкая фирма Elektra-Solar. Его длина 8,5 м, вес 450 кг, пропеллер с четырьмя лопастями превышает в диаметре 2 м, а размах крыльев почти 25 м. При этом верхняя часть крыльев почти полностью покрыта фотогальваническими элементами. Они занимают 22 кв. м поверхности, а их эффективность 22–24%. Поставила элементы калифорнийская SunPower. Соллнечные панели питают литий-ионную батарею на 20 кВт-ч, при этом электрический двигатель рассчитан на 32 кВт и 2200 об/мин и должен работать с эффективностью в 90%. Все это обеспечивает аэроплану автономность более чем на 24 часа.

Полет в стратосферу и обратно предстоит долгий – около 6 часов. Набирать высоту аэроплан будет по спирали где-то 3 часа, постепенно восполняя расходуемую энергию, проведет 15 минут на отметке в 25 км и приступит к спуску. При этом на снижение может уйти даже больше времени, чем на подъем. На обратном пути пилот постарается как следует зарядить батареи. На презентации в посольстве Швейцарии в Москве инициатор и пилот проекта Рафаэль Домжан подчеркнул: «Мы ставим перед собой задачу приземлиться с тем же количеством энергии в аккумуляторах, накопленной от солнечных панелей, с которым мы и поднимались».

У использования солнечной энергии в полете на большие высоты есть очевидный плюс – чем выше поднимаетесь, тем больше энергии получаете. Но приходится сталкиваться и с трудностями. Самолет должен быть достаточно легким, но при этом выдерживать низкие температуры, а именно –60...–70 градусов по Цельсию. В целях снижения веса у пилота даже не будет парашюта, а кабина сделана неотапливаемой и негерметичной. Полет будет проходить в условиях острой нехватки кислорода, низких температур и давления, а значит, без особого скафандра не обойтись.

Ультралегкий скафандр для проекта готовит российское научно-производственное предприятие «Звезда» им. Г.И. Северина. Именно там в свое время создали скафандры для Гагарина и Леонова.

Генеральный директор «Звезды» Сергей Поздняков подчеркнул, что для его предприятия этот проект совершенно некоммерческий, но вызывает огромный интерес, так как это будет первый полет на такие высоты пилотируемого самолета на солнечных батареях. На презентации Поздняков рассказал о вызовах, которые стоят перед пилотом и учеными, а также о конструкции скафандра: «Этот самолет не может быстро подниматься на высоту и, к сожалению, не может быстро спуститься в случае каких-то неблагоприятных ситуаций. Поэтому фактически на высотах более 5–6 км, когда уже опасно для человека, это примерно 5 часов, летчик будет пребывать в совершенно неприспособленных для жизни условиях. Очень длительное время надо находиться в негерметичной кабине. Необходим запас кислорода, основной, резервный теплообменник, но мы обойдемся, надеюсь, без теплообменника, потому что считаем, что окружающий минус он и так как теплообменник будет работать, нужна система вентиляции и многое другое, и, конечно, датчики, которые будут давать информацию о работе всех систем скафандра».

Система жизнеобеспечения должна быть похожа на те, что используются в скафандрах для выхода в открытый космос. По мере подъема на высоту она будет создавать необходимое абсолютное давление и подавать кислород. Задача непростая, но скафандр для пилота уже готов, его осталось лишь доработать с учетом лимита по весу и элементов управления аэропланом. Домжан даже выразил готовность похудеть на 5–6 кг, чтобы самолет поднялся, если будет небольшое превышение по весу.

SolarStratos по праву можно назвать международным проектом. К его реализации швейцарцы привлекли партнеров из Германии, США и России. В нем участвуют не только крупные компании. Малый, средний бизнес и даже стартапы тоже внесли свою лепту.

Создатели проекта надеются, что он поможет уйти от стереотипного мышления и докажет, что зеленые технологии не предмет отдаленного будущего. Уже сегодня они могут повысить качество жизни человека. В случае успешных испытаний и доработки аэроплана SolarStratos будет использоваться для коммерческих полетов в стратосферу. Но и это не предел, в перспективе опыт проекта, по словам Рафаэля Домжана, может пригодиться для запуска дронов на солнечных батареях, которые будут обеспечивать обмен телекоммуникационными сигналами вместо спутников.     



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer