Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В стратосферу на солнечных крыльях


10 апреля 2018 года Кирилл Астахов, Независимая газета


Швейцарская компания SolarStratos задумала приблизиться к границе с космосом за счет возобновляемой энергии. Участники проекта верят в ее потенциал и хотят продемонстрировать всему миру новые возможности, которые открывает комбинирование традиционных технологий с экологически дружелюбными.

Цель SolarStratos – покорить высоту в 25 км к концу 2018 года на аэроплане, который будет лететь исключительно благодаря солнечной энергии. Аппарат успешно преодолел первые испытания на аэродроме города Пайерн 5 мая 2017 года, однако тестовый полет проходил лишь в 300 м над землей и длился 6 минут. Тем не менее он уже вошел в историю. Дело в том, что это первое коммерческое двухместное воздушное судно на солнечных батареях. А если эксперимент удастся, оно также станет первым аппаратом, что доставит человека в стратосферу при помощи энергии солнца.

Конструкцией аэроплана занималась немецкая фирма Elektra-Solar. Его длина 8,5 м, вес 450 кг, пропеллер с четырьмя лопастями превышает в диаметре 2 м, а размах крыльев почти 25 м. При этом верхняя часть крыльев почти полностью покрыта фотогальваническими элементами. Они занимают 22 кв. м поверхности, а их эффективность 22–24%. Поставила элементы калифорнийская SunPower. Соллнечные панели питают литий-ионную батарею на 20 кВт-ч, при этом электрический двигатель рассчитан на 32 кВт и 2200 об/мин и должен работать с эффективностью в 90%. Все это обеспечивает аэроплану автономность более чем на 24 часа.

Полет в стратосферу и обратно предстоит долгий – около 6 часов. Набирать высоту аэроплан будет по спирали где-то 3 часа, постепенно восполняя расходуемую энергию, проведет 15 минут на отметке в 25 км и приступит к спуску. При этом на снижение может уйти даже больше времени, чем на подъем. На обратном пути пилот постарается как следует зарядить батареи. На презентации в посольстве Швейцарии в Москве инициатор и пилот проекта Рафаэль Домжан подчеркнул: «Мы ставим перед собой задачу приземлиться с тем же количеством энергии в аккумуляторах, накопленной от солнечных панелей, с которым мы и поднимались».

У использования солнечной энергии в полете на большие высоты есть очевидный плюс – чем выше поднимаетесь, тем больше энергии получаете. Но приходится сталкиваться и с трудностями. Самолет должен быть достаточно легким, но при этом выдерживать низкие температуры, а именно –60...–70 градусов по Цельсию. В целях снижения веса у пилота даже не будет парашюта, а кабина сделана неотапливаемой и негерметичной. Полет будет проходить в условиях острой нехватки кислорода, низких температур и давления, а значит, без особого скафандра не обойтись.

Ультралегкий скафандр для проекта готовит российское научно-производственное предприятие «Звезда» им. Г.И. Северина. Именно там в свое время создали скафандры для Гагарина и Леонова.

Генеральный директор «Звезды» Сергей Поздняков подчеркнул, что для его предприятия этот проект совершенно некоммерческий, но вызывает огромный интерес, так как это будет первый полет на такие высоты пилотируемого самолета на солнечных батареях. На презентации Поздняков рассказал о вызовах, которые стоят перед пилотом и учеными, а также о конструкции скафандра: «Этот самолет не может быстро подниматься на высоту и, к сожалению, не может быстро спуститься в случае каких-то неблагоприятных ситуаций. Поэтому фактически на высотах более 5–6 км, когда уже опасно для человека, это примерно 5 часов, летчик будет пребывать в совершенно неприспособленных для жизни условиях. Очень длительное время надо находиться в негерметичной кабине. Необходим запас кислорода, основной, резервный теплообменник, но мы обойдемся, надеюсь, без теплообменника, потому что считаем, что окружающий минус он и так как теплообменник будет работать, нужна система вентиляции и многое другое, и, конечно, датчики, которые будут давать информацию о работе всех систем скафандра».

Система жизнеобеспечения должна быть похожа на те, что используются в скафандрах для выхода в открытый космос. По мере подъема на высоту она будет создавать необходимое абсолютное давление и подавать кислород. Задача непростая, но скафандр для пилота уже готов, его осталось лишь доработать с учетом лимита по весу и элементов управления аэропланом. Домжан даже выразил готовность похудеть на 5–6 кг, чтобы самолет поднялся, если будет небольшое превышение по весу.

SolarStratos по праву можно назвать международным проектом. К его реализации швейцарцы привлекли партнеров из Германии, США и России. В нем участвуют не только крупные компании. Малый, средний бизнес и даже стартапы тоже внесли свою лепту.

Создатели проекта надеются, что он поможет уйти от стереотипного мышления и докажет, что зеленые технологии не предмет отдаленного будущего. Уже сегодня они могут повысить качество жизни человека. В случае успешных испытаний и доработки аэроплана SolarStratos будет использоваться для коммерческих полетов в стратосферу. Но и это не предел, в перспективе опыт проекта, по словам Рафаэля Домжана, может пригодиться для запуска дронов на солнечных батареях, которые будут обеспечивать обмен телекоммуникационными сигналами вместо спутников.     



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer