Информация о том, что Минтранс планирует обязать авиакомпании РФ оснащать самолеты навигационной системой ГЛОНАСС, опубликована на regulation.gov.ru. Основанием изменений в Федеральные авиационные правила называется поручение Владимира Путина. Если изменения будут согласованы, то требования вступят в силу уже в августе.
ГЛОНАСС предназначена для навигации в наземном, морском, воздушном и космическом пространстве. Основа системы — 24 спутника. В 2018 году на НИОКР для ГЛОНАСС выделено 1,4 млрд руб. Еще в 2012 году приказ Минтранса требовал установки ГЛОНАСС к 2013 году на всех российских самолетах и вертолетах взлетной массой более 495 кг, используемых для коммерческих перевозок, еще через два года — на авиатехнике от 5,7 т. По данным Росавиации, около 650 воздушных судов производства РФ оснащены ГЛОНАСС. Для иностранных судов были указаны 2017 и 2018 год соответственно.
По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, инициатива по установке ГЛОНАСС на самолеты в лизинге у авиакомпаний РФ исходила от вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего авиапром и возглавляющего совет директоров АО ГЛОНАСС. Поручение разослали ведомствам, результатом стали проекты поправок от Минтранса, уточняет федеральный чиновник. В Росавиации поддерживают инициативу, добавляя, что самой действенной мерой, которая ускорит решение, будет перевод самолетов авиакомпаний РФ в отечественный реестр (агентство давно лоббирует эту идею). В Объединенной авиастроительной корпорации говорят, что на SSJ 100 ГЛОНАСС ставится по желанию заказчика, на МС-21 модуль установлен.
«Принцип работы будет таким же, что и с автопромом»,— пояснил источник “Ъ”. Там с 2017 года терминалами системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС должны оснащаться новые модели, впервые проходящие одобрение типа в Таможенном союзе. К февралю в РФ в системе зарегистрировано свыше 1,5 млн машин. «Но в гражданской авиации почти все эксплуатируют зарубежные суда,— говорит источник “Ъ”.— Придется менять авионику, но и это решаемый вопрос, если есть политическая воля». В Белом доме считают, что этим займутся эксплуатанты, но процесс будет синхронизирован с поставками российской техники, что «даст возможность делать выбор той или иной модели». Выбор будет и у иностранного производителя, отмечает топ-менеджер авиапрома: либо уйти с рынка РФ, либо подстроиться под новые требования. Однако источник “Ъ” в зарубежной лизинговой компании подчеркивает, что установка ГЛОНАСС — это изменение конструкции и требует участия производителя самолета, еще до начала проекта надо разработать техусловия для устанавливаемой продукции.
Авиакомпании “Ъ” не ответили. Источник “Ъ” в отрасли сообщил, что инициатива и сроки исполнения «вызвали смятение»: «Самостоятельная установка невозможна без согласования с лизингодателем или производителем, это требует колоссального времени и средств». Он добавил, что «объемы производства авиатехники РФ не могут покрыть потребности авиакомпаний». Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что развитие ГЛОНАСС необходимо, это перспективный продукт, который может разбить монополию американской GPS. Но опасения компаний можно понять c учетом возможных затрат, признает он.
По словам источников “Ъ”, затем аналогичная мера коснется и иностранных морских и речных судов, которые фрахтуются в РФ, поправки разрабатывает Минтранс. Но тут установка ГЛОНАСС не требует вмешательства во внутренние системы судна, уточняет один из собеседников “Ъ”. В «Совкомфлоте» сообщили, что на его судах под флагом РФ по требованию Российского морского регистра стоит ГЛОНАСС. Первый заместитель гендиректора «Совфрахта» по морским перевозкам Карен Степаньян напомнил, что это требуется с 2002 года, ставится аппаратура АИС со встроенными приемниками ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а для российских судов, совершающих международные рейсы, с 1 июля 2004 года обязательны комбинированные приемники и в системах охранного оповещения. По его словам, цена аппаратуры — до $10 тыс. за прибор, что «ничтожно» на фоне стоимости судна и груза.
ГЛОНАСС предназначена для навигации в наземном, морском, воздушном и космическом пространстве. Основа системы — 24 спутника. В 2018 году на НИОКР для ГЛОНАСС выделено 1,4 млрд руб. Еще в 2012 году приказ Минтранса требовал установки ГЛОНАСС к 2013 году на всех российских самолетах и вертолетах взлетной массой более 495 кг, используемых для коммерческих перевозок, еще через два года — на авиатехнике от 5,7 т. По данным Росавиации, около 650 воздушных судов производства РФ оснащены ГЛОНАСС. Для иностранных судов были указаны 2017 и 2018 год соответственно.
По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, инициатива по установке ГЛОНАСС на самолеты в лизинге у авиакомпаний РФ исходила от вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего авиапром и возглавляющего совет директоров АО ГЛОНАСС. Поручение разослали ведомствам, результатом стали проекты поправок от Минтранса, уточняет федеральный чиновник. В Росавиации поддерживают инициативу, добавляя, что самой действенной мерой, которая ускорит решение, будет перевод самолетов авиакомпаний РФ в отечественный реестр (агентство давно лоббирует эту идею). В Объединенной авиастроительной корпорации говорят, что на SSJ 100 ГЛОНАСС ставится по желанию заказчика, на МС-21 модуль установлен.
«Принцип работы будет таким же, что и с автопромом»,— пояснил источник “Ъ”. Там с 2017 года терминалами системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС должны оснащаться новые модели, впервые проходящие одобрение типа в Таможенном союзе. К февралю в РФ в системе зарегистрировано свыше 1,5 млн машин. «Но в гражданской авиации почти все эксплуатируют зарубежные суда,— говорит источник “Ъ”.— Придется менять авионику, но и это решаемый вопрос, если есть политическая воля». В Белом доме считают, что этим займутся эксплуатанты, но процесс будет синхронизирован с поставками российской техники, что «даст возможность делать выбор той или иной модели». Выбор будет и у иностранного производителя, отмечает топ-менеджер авиапрома: либо уйти с рынка РФ, либо подстроиться под новые требования. Однако источник “Ъ” в зарубежной лизинговой компании подчеркивает, что установка ГЛОНАСС — это изменение конструкции и требует участия производителя самолета, еще до начала проекта надо разработать техусловия для устанавливаемой продукции.
Авиакомпании “Ъ” не ответили. Источник “Ъ” в отрасли сообщил, что инициатива и сроки исполнения «вызвали смятение»: «Самостоятельная установка невозможна без согласования с лизингодателем или производителем, это требует колоссального времени и средств». Он добавил, что «объемы производства авиатехники РФ не могут покрыть потребности авиакомпаний». Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что развитие ГЛОНАСС необходимо, это перспективный продукт, который может разбить монополию американской GPS. Но опасения компаний можно понять c учетом возможных затрат, признает он.
По словам источников “Ъ”, затем аналогичная мера коснется и иностранных морских и речных судов, которые фрахтуются в РФ, поправки разрабатывает Минтранс. Но тут установка ГЛОНАСС не требует вмешательства во внутренние системы судна, уточняет один из собеседников “Ъ”. В «Совкомфлоте» сообщили, что на его судах под флагом РФ по требованию Российского морского регистра стоит ГЛОНАСС. Первый заместитель гендиректора «Совфрахта» по морским перевозкам Карен Степаньян напомнил, что это требуется с 2002 года, ставится аппаратура АИС со встроенными приемниками ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а для российских судов, совершающих международные рейсы, с 1 июля 2004 года обязательны комбинированные приемники и в системах охранного оповещения. По его словам, цена аппаратуры — до $10 тыс. за прибор, что «ничтожно» на фоне стоимости судна и груза.