Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минтранс определился с налоговым нулем


7 февраля 2018 года Анна Занина, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Минтранс предложил более четкие правила освобождения от НДС услуг, оказываемых в российских аэропортах. По идее министерства, налогом не будет облагаться только аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве РФ. Кроме того, нулевая ставка НДС будет применяться для ряда услуг в рамках международных воздушных перевозок. По расчетам Минфина, при реализации этой инициативы бюджет в 2018–2021 годах лишится части сборов по НДС, но в итоге получит 14 млрд руб. дополнительных доходов от роста пассажиропотока и развития смежных отраслей.

На regulation.gov.ru опубликован законопроект Минтранса, касающийся налогообложения аэропортовых услуг. Сейчас от обложения НДС, согласно ст. 149 Налогового кодекса (НК), освобождены услуги, «оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание». Министерство же предлагает освободить от НДС только аэронавигационное обслуживание в российском воздушном пространстве. Прочие услуги в аэропортах, например, наземное обслуживание пассажиров, багажа, воздушных судов, тогда должны облагаться в общем порядке по ставке 18%.

Проблема с НДС для аэропортовых услуг существует давно. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, значительная часть услуг в обязательном порядке освобождается от НДС. Как следствие, аэропорты должны вести раздельный учет «входящего» НДС, относящегося к необлагаемым услугам. В результате этот «входящий» НДС они вынуждены включать в себестоимость, что в итоге влечет удорожание услуг, отмечают юристы. «На практике многие аэропорты, однако, пренебрегают данным правилом, в нарушение норм закона выставляя НДС по необлагаемым услугам,— объясняет партнер юрфирмы Taxology Алексей Артюх.— В соответствии с судебной практикой Верховного суда РФ аэропорты обязаны перечислить выставленный НДС в бюджет, а авиакомпании вправе принять его к вычету. В свою очередь, аэропорты свой “входящий” НДС также могут принять к вычету уже без упомянутых ограничений».

По мнению юристов, такая модель поведения аэропортов не влечет значимых проблем для российских авиакомпаний — они вынуждены платить несколько больше за обслуживание, но взамен получают право на вычет налога в размере 18%. Но иностранные авиакомпании, которые не являются плательщиками НДС в России, не могут принять к вычету предъявленный им аэропортами налог, поэтому он для них становится в чистом виде дополнительным расходом.

Предложения Минтранса «позволят исключить разрыв в цепочке предъявления НДС и завышенное налогообложение добавленной стоимости», говорит Вадим Зарипов из юрфирмы «Пепеляев групп». «Сегодняшнее освобождение работает не как льгота, а наоборот, поскольку из-за этого между плательщиками В2В теряется значительная сумма налогового вычета,— продолжает юрист.— Освобождение от НДС нормально работает только на этапе В2С». Заметим, что эта проблема не раз приводила и к судебным разбирательствам (“Ъ” сообщал о подобных спорах еще в 2016 году). Господин Зарипов добавляет, что по навигационному сопровождению освобождение от НДС оставили, так как эти услуги оказывают учреждения Росавиации.

Поправки Минтранса делают исключение для международных воздушных перевозок (МВП): ряд услуг, оказываемых в аэропортах России в рамках МВП, все же будут облагаться НДС по нулевой ставке.

В пакете опубликованных документов содержится и проект постановления правительства с перечнем таких услуг: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиабезопасности, заправка воздушных судов и хранение топлива. «Нулевая ставка НДС для МВП — это обычная международная практика»,— признает Вадим Зарипов. Господин Артюх с ним согласен, добавляя, что это «должно удешевить международные перевозки и снять дополнительные финансовые сложности для иностранных перевозчиков».

Установление правительством четкого перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке, юристы тоже поддерживают. «Как показывает многолетняя практика, очень часто возникают споры вокруг правильной квалификации тех или иных услуг с точки зрения налогообложения. Большая степень конкретизации в данном вопросе должна помочь снизить вероятность таких споров»,— указывает Алексей Артюх. По его мнению, в целом инициатива Минтранса выглядит здраво: «Во-первых, она по сути идет навстречу сложившемуся положению в отрасли. А во-вторых, любое сокращение перечня необлагаемых НДС услуг и работ стоит лишь приветствовать, поскольку появление в экономике отдельных “вырванных” из цепочки налогообложения операций приводит в итоге лишь к диспропорциям в налогообложении участников оборота и, как это ни парадоксально, к увеличению налоговой нагрузки в целом». «Законопроект довольно продуман и надо побыстрее его принимать, так как сейчас аэропорты к чемпионату мира по футболу несут большие расходы»,— поддерживает его господин Зарипов.

В Utair сообщили, что положительно относятся к инициативе. «Часть услуг аэропорта уже подлежит налогообложению, расширение списка не приведет к увеличению издержек перевозчика»,— отметили в авиакомпании. В аэропортовом холдинге «Новапорт» Романа Троценко сообщили, что принимали участие в работе над инициативой и ее поддерживают.

В пояснительной записке к поправкам отмечается, что по итогам научной работы, проведенной Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине, в случае реализации законопроекта бюджет в итоге выиграет. За 2018–2021 годы он недополучит 29 млрд руб. НДС, но дополнительные поступления по налогу на прибыль составят 5,8 млрд руб., а в результате увеличения пассажиропотока и налоговых доходов от развития смежных отраслей бюджет получит дополнительно еще 37,4 млрд руб. Итоговый кумулятивный эффект (с учетом всех вероятных поступлений и уменьшений) для бюджетной системы будет положительным и составит 14,2 млрд руб. «Надо отметить, что это первый законопроект, в котором я вижу реальное финансово-экономическое обоснование и приведены расчеты, а не ритуальная фраза о том, что не потребуется расходов бюджета»,— обращает внимание Вадим Зарипов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Hjn
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/building/zabor/profnastil/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer