Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минтранс определился с налоговым нулем


7 февраля 2018 года Анна Занина, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Минтранс предложил более четкие правила освобождения от НДС услуг, оказываемых в российских аэропортах. По идее министерства, налогом не будет облагаться только аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве РФ. Кроме того, нулевая ставка НДС будет применяться для ряда услуг в рамках международных воздушных перевозок. По расчетам Минфина, при реализации этой инициативы бюджет в 2018–2021 годах лишится части сборов по НДС, но в итоге получит 14 млрд руб. дополнительных доходов от роста пассажиропотока и развития смежных отраслей.

На regulation.gov.ru опубликован законопроект Минтранса, касающийся налогообложения аэропортовых услуг. Сейчас от обложения НДС, согласно ст. 149 Налогового кодекса (НК), освобождены услуги, «оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание». Министерство же предлагает освободить от НДС только аэронавигационное обслуживание в российском воздушном пространстве. Прочие услуги в аэропортах, например, наземное обслуживание пассажиров, багажа, воздушных судов, тогда должны облагаться в общем порядке по ставке 18%.

Проблема с НДС для аэропортовых услуг существует давно. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, значительная часть услуг в обязательном порядке освобождается от НДС. Как следствие, аэропорты должны вести раздельный учет «входящего» НДС, относящегося к необлагаемым услугам. В результате этот «входящий» НДС они вынуждены включать в себестоимость, что в итоге влечет удорожание услуг, отмечают юристы. «На практике многие аэропорты, однако, пренебрегают данным правилом, в нарушение норм закона выставляя НДС по необлагаемым услугам,— объясняет партнер юрфирмы Taxology Алексей Артюх.— В соответствии с судебной практикой Верховного суда РФ аэропорты обязаны перечислить выставленный НДС в бюджет, а авиакомпании вправе принять его к вычету. В свою очередь, аэропорты свой “входящий” НДС также могут принять к вычету уже без упомянутых ограничений».

По мнению юристов, такая модель поведения аэропортов не влечет значимых проблем для российских авиакомпаний — они вынуждены платить несколько больше за обслуживание, но взамен получают право на вычет налога в размере 18%. Но иностранные авиакомпании, которые не являются плательщиками НДС в России, не могут принять к вычету предъявленный им аэропортами налог, поэтому он для них становится в чистом виде дополнительным расходом.

Предложения Минтранса «позволят исключить разрыв в цепочке предъявления НДС и завышенное налогообложение добавленной стоимости», говорит Вадим Зарипов из юрфирмы «Пепеляев групп». «Сегодняшнее освобождение работает не как льгота, а наоборот, поскольку из-за этого между плательщиками В2В теряется значительная сумма налогового вычета,— продолжает юрист.— Освобождение от НДС нормально работает только на этапе В2С». Заметим, что эта проблема не раз приводила и к судебным разбирательствам (“Ъ” сообщал о подобных спорах еще в 2016 году). Господин Зарипов добавляет, что по навигационному сопровождению освобождение от НДС оставили, так как эти услуги оказывают учреждения Росавиации.

Поправки Минтранса делают исключение для международных воздушных перевозок (МВП): ряд услуг, оказываемых в аэропортах России в рамках МВП, все же будут облагаться НДС по нулевой ставке.

В пакете опубликованных документов содержится и проект постановления правительства с перечнем таких услуг: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиабезопасности, заправка воздушных судов и хранение топлива. «Нулевая ставка НДС для МВП — это обычная международная практика»,— признает Вадим Зарипов. Господин Артюх с ним согласен, добавляя, что это «должно удешевить международные перевозки и снять дополнительные финансовые сложности для иностранных перевозчиков».

Установление правительством четкого перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке, юристы тоже поддерживают. «Как показывает многолетняя практика, очень часто возникают споры вокруг правильной квалификации тех или иных услуг с точки зрения налогообложения. Большая степень конкретизации в данном вопросе должна помочь снизить вероятность таких споров»,— указывает Алексей Артюх. По его мнению, в целом инициатива Минтранса выглядит здраво: «Во-первых, она по сути идет навстречу сложившемуся положению в отрасли. А во-вторых, любое сокращение перечня необлагаемых НДС услуг и работ стоит лишь приветствовать, поскольку появление в экономике отдельных “вырванных” из цепочки налогообложения операций приводит в итоге лишь к диспропорциям в налогообложении участников оборота и, как это ни парадоксально, к увеличению налоговой нагрузки в целом». «Законопроект довольно продуман и надо побыстрее его принимать, так как сейчас аэропорты к чемпионату мира по футболу несут большие расходы»,— поддерживает его господин Зарипов.

В Utair сообщили, что положительно относятся к инициативе. «Часть услуг аэропорта уже подлежит налогообложению, расширение списка не приведет к увеличению издержек перевозчика»,— отметили в авиакомпании. В аэропортовом холдинге «Новапорт» Романа Троценко сообщили, что принимали участие в работе над инициативой и ее поддерживают.

В пояснительной записке к поправкам отмечается, что по итогам научной работы, проведенной Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине, в случае реализации законопроекта бюджет в итоге выиграет. За 2018–2021 годы он недополучит 29 млрд руб. НДС, но дополнительные поступления по налогу на прибыль составят 5,8 млрд руб., а в результате увеличения пассажиропотока и налоговых доходов от развития смежных отраслей бюджет получит дополнительно еще 37,4 млрд руб. Итоговый кумулятивный эффект (с учетом всех вероятных поступлений и уменьшений) для бюджетной системы будет положительным и составит 14,2 млрд руб. «Надо отметить, что это первый законопроект, в котором я вижу реальное финансово-экономическое обоснование и приведены расчеты, а не ритуальная фраза о том, что не потребуется расходов бюджета»,— обращает внимание Вадим Зарипов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Hjn
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/building/zabor/profnastil/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer