Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбитый "Грач": кто и зачем сбил российский Су-25 в Сирии


5 февраля 2018 года Инна Сидоркова, Анжелика Басисини, Галина Казакулова, РБК


В субботу в сирийской провинции Идлиб боевики сбили российский штурмовик Су-25. Летчик успел катапультироваться, но погиб в бою. Это первый самолет, потерянный ВКС России в Сирии после приказа о выводе российской группировки.

Что произошло

Вечером 3 февраля западные информагентства передали со ссылкой на сайты, следящие за деятельностью вооруженных групп в Сирии, что в провинции Идлиб сбит российский штурмовик Су-25 («Грач»). Вскоре информацию о том, что сбитый штурмовик — российский, подтвердил источник РБК в Минобороны. Представитель группировки «Свободной сирийской армии» «Джейш ан-Наср» заявил турецкому агентству ِAnadolu, что его группировка сбила военный самолет. Она же в подтверждение своего заявления опубликовала на YouTube видео с летящим горящим штурмовиком. Ответственность за атаку взяла на себя и террористическая группировка «Хайет Тахрир аш-Шам» (прежнее название — «Джабхат ан-Нусра»; обе организации запрещены в России).

Согласно обнародованной затем информации Минобороны, Су-25 был сбит в сирийской провинции Идлиб, летчик выжил при катапультировании, но был убит боевиками.

Штурмовик выполнял облет зоны деэскалации «Идлиб» и был сбит, по предварительной информации, из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). «Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам «Джабхат ан-Нусра», — сказали в ведомстве.​ Погибший — майор Роман Филиппов, бывший украинский летчик из Симферополя, сообщала «Новая газета» со ссылкой на свой источник.​

Минобороны в своем заявлении не уточнило, кто именно сбил самолет, но вскоре отчиталось о нанесении ракетных ударов по позициям боевиков. «По данным радиоперехватов, в результате удара уничтожено более 30 боевиков «Джабхат ан-Нусра», — сообщали военные.

«Не тот самолет»

Первая признавшая свою причастность к атаке на самолет группировка «Джейш ан-Наср» — одно из многочисленных формирований «Свободной сирийской армии». Группировка принимала участие в переговорах по сирийскому мирному урегулированию, которые проходят между представителями правительственных войск и умеренной вооруженной оппозицией в Астане при посредничестве России, Турции и Ирана. Экс-представитель «Джейш ан-Наср» Моханнад Жнейд намеревался посетить и Конгресс сирийского национального диалога в Сочи. Однако Жнейд вместе с представителями вооруженной оппозиции покидать аэропорт Сочи отказался — из-за разногласий по флагу с другими делегатами.

До появления официального заявления Минобороны России пресс-секретарь «Джейш ан-Наср» Мохаммад Рашед подтвердил турецкому агентству ِAnadolu информацию о том, что его группировка сбила из ПЗРК штурмовик Су-25, когда самолет совершал маневры, «готовясь нанести удары по району Саракиб» на востоке провинции Идлиб. В разговоре с агентством Рашед отметил, что самолет принадлежит «сирийскому режиму», а также рассказал, что этот район подвергается воздушной бомбардировке уже несколько недель.

Опрошенные РБК эксперты ошибку с выявлением принадлежности самолета отрицают. «Су-25 в Сирии есть только у российских ВКС», — сказал РБК главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Военный эксперт полковник запаса Андрей Паюсов уточнил, что таких штурмовиков у России в Сирии теперь осталось 11 штук.

Где сбили самолет

Усилиями тройки гарантов (Россия, Турция и Иран) с конца 2016 года были созданы четыре зоны деэскалации, одна из которых находится в провинции Идлиб на северо-западе Сирии. Тем не менее бои между сирийской армией и вооруженной оппозицией в провинции Идлиб не стихают с начала января: правительственные войска Сирии развернули широкомасштабное наступление на оппонентов в этом районе и смогли отбить у последних город и аэродром Абу ад-Духур, а также десятки более мелких населенных пунктов на востоке провинции Идлиб. Анкара неоднократно обвиняла Дамаск в нарушении режима прекращения огня в этой зоне и атаках на умеренную оппозицию «под предлогом борьбы с террористами». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призывал Россию и Иран повлиять на Дамаск и остановить продвижение сирийской армии в провинции: «Иран и Россия должны выполнять свои обязательства стран — гарантов перемирия и остановить [нарушения] со стороны режима» (цитата по ТАСС). Кроме того, Чавушоглу предположил, что силы Дамаска продвигаются при поддержке Москвы и Тегерана: «Они не могут совершать такие действия без их поддержки».

Контроль за соблюдением прекращения огня в Идлибе осложняется присутствием в этой зоне помимо умеренной вооруженной оппозиции боевиков террористической группировки «Хайет Тахрир аш-Шам», на которых не распространяется перемирие.

Представители исследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT) обращают внимание, что на одном из видео попадания ракеты ПЗРК в Су-25 видно, как за несколько секунд до этого штурмовик выпустил неуправляемые авиационные ракеты. По мнению CIT, это странные действия для наблюдательного полета. В группе предполагают, что на самом деле Минобороны не хотело акцентировать внимание на участии ВКС России в наступлении проасадовских сил на город Серакаб поблизости от места гибели Су-25.

«Все еще сильны»

В декабре, как и писал ранее РБК, президент Владимир Путин объявил о победе над террористами в Сирии и отдал приказ о выводе российской группировки войск из Сирии. Сирию должны были покинуть 23 российских самолета, два вертолета Ка-52, отряд спецназа и отряд военной полиции, писал также РБК. В стране ​остались некоторые российские силы, необходимые для обеспечения стабилизации в Сирии, говорил командующий группировкой Сергей Суровикин.

После сокращения группировки атаки на российских военных резко участились. Только за последние полтора месяца известно о двух серьезных происшествиях кроме сбитого самолета. 31 декабря 2017 года подвергся минометному обстрелу аэродром Хмеймим. В результате двое российских военнослужащих погибли. В ночь с 5 на 6 января авиабазу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в порту Тартус атаковали 13 беспилотников. Семь из них были уничтожены ракетно-пушечными комплексами «Панцирь», а остальные российским специалистам из подразделений радиоэлектронной борьбы удалось взять под свой контроль.

Участившиеся после сокращения группировки атаки на российские силы в Сирии связаны с желанием боевиков нивелировать заслуги Москвы в борьбе с терроризмом, полагает директор центра «Россия — Восток — Запад» Владимир Сотников. «Боевики показывают, что они все еще сильны и намерены идти до конца», — считает востоковед. Андрей Паюсов с такой точкой зрения согласен.

Кроме того, в плане военно-политической составляющей нельзя игнорировать и тот факт, что боевиков фактически собрали на ограниченном плацдарме. Теперь им ничего не остается, кроме как «нападать на всех вокруг», добавил Паюсов. «ПЗРК, из которых вели огонь террористы, являются штатным вооружением любого мотострелкового подразделения. Скорее всего, они были захвачены боевиками у сирийских войск во время отступления последних. А сейчас, когда боевики согнаны на ограниченное пространство, плотность огня по самолетам с применением всех видов оружия неизбежно возрастает», — пояснил эксперт.

Скорее всего, сбитый Су-25 летел по тому же самому старому маршруту, рассказал РБК военный летчик‐снайпер, полковник запаса Сергей Екимов. «Иногда мы наступаем на те же грабли — маршруты надо менять. А у него был облет зоны. Ничего другого не придумали. Возможно, что боевики уже ждали», — пояснил Екимов. «Просто так» самолет сбить невозможно, подчеркнул он. «Надо знать, где он полетит. Уже ждать его. Чтобы привести комплекс ПЗРК в боеготовое состояние, требуется небольшое, но время. За это время самолет мог бы куда-то улететь», — заключил военный летчик.

Су-25 — советский и российский штурмовик, эксплуатирующийся с 1981 года. Самолет предназначен для поддержки сухопутных войск и уничтожения наземных объектов.

Потери России в Сирии

С начала военной операции России в Сирии, по официальным данным, погибли 44 российских военных.

В ходе операции ВКС России потеряли два транспортных и три ударных вертолета, два бомбардировщика Су-24 и штурмовик Су-25. Кроме того, в конце 2016 года во время похода к берегам Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов» произошли аварии с участием двух истребителей — МиГ-29 и Су-33 (самолеты были потеряны при заходе на посадку).

31 декабря 2017 года в 15 км от аэродрома Хама в Сирии потерпел крушение вертолет Ми-24. В результате жесткой посадки погибли оба пилота, борттехник вертолета выжил. В российском военном ведомстве сообщили, что причиной катастрофы стала техническая неисправность.

10 октября 2017 года на авиабазе Хмеймим бомбардировщик Су-24 разбился при взлете. Члены экипажа, пилот Юрий Медведков и штурман Юрий Копылов, погибли. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность.

3 ноября 2016 года после совершения вынужденной посадки в 40 км северо-западнее Пальмиры вертолет ВКС России и его члены экипажа подверглись минометному обстрелу боевиков. В результате вертолет получил повреждения, которые не позволяли вновь поднять его в небо. На следующий день представители террористов опубликовали в интернете видеозапись уничтожения находящегося на земле российского вертолета Ми-35.

1 августа 2016 года в провинции Идлиб в результате обстрела с земли был сбит российский вертолет Ми-8. Находившиеся на борту члены экипажа — Роман Павлов, Олег Шеламов и Алексей Шорохов, а также два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии погибли.

12 апреля 2016 года при выполнении полетов в районе города Хомс потерпел крушение вертолет Ми-28. В результате происшествия погибли оба члена экипажа — командир Андрей Окладников и штурман Виктор Панков. Пресс-служба Минобороны позже сообщала​, что «огневого воздействия на вертолет не было». По предварительным выводам комиссии военного ведомства, причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.

24 ноября 2015 года бомбардировщик Су-24 был сбит истребителем F-16 Fighting Falcon ВВС Турции. Летчикам удалось катапультироваться, однако по ним был открыт огонь с земли, в результате чего пилот подполковник Олег Пешков погиб. Штурман сбитого бомбардировщика — капитан Константин Мурахтин — был спасен спецподразделениями ВС РФ и сирийской армии. В ходе этой операции российские ВКС также потеряли вертолет Ми-8, он был поврежден обстрелом с земли. На его борту погиб морской пехотинец-контрактник — матрос Александр Позынич. Пешкову впоследствии было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, капитан Константин Мурахтин и матрос Александр Позынич (посмертно) были награждены орденами Мужества. Летом 2016 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган извинился перед Владимиром Путиным за сбитый Су-24.​



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBusHi
Смотрите тут - https://youdo.com/rabota/virtualnyj/buhgalter/: подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer