Проблемы с маршрутами
В 2018 году специалисты авиакомпании зафиксировали задержки при посадке своих лайнеров в Шереметьево. В период с 11 января по 12 февраля около 1,6 тысячи из 10,8 тысячи бортов «Аэрофлота» прибыли в аэропорт с опозданием из-за проблем с составлением маршрутов диспетчерами. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев направил письмо о нарушениях полетного графика главе Росавиации Александру Нерадько и гендиректору ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» Игорю Моисеенко. Текст письма оказался в распоряжении газеты «Коммерсант».
В документе сказано, что из-за «ненадлежащего векторения» самолетов авиадиспетчерами точность прибытия рейсов «Аэрофлота» снизилась за месяц почти на 15%. При векторении диспетчер прокладывает курс экипажу и указывает, как самолету двигаться. Кроме того, сказано в письме, пребывание лайнеров в зоне ожидания посадки увеличивает рабочее время пилотов и экипажей, что может нарушить месячные и годовые санитарные нормы налета. Перевозчик опасается, что из-за нарушения полетного графика могут начаться дополнительные проверки со стороны прокуратуры.
По данным газеты, топ-менеджер авиакомпании подчеркнул, что действия авиадиспетчеров приводят к дополнительным расходам: из-за вынужденного «кружения» перед посадочной полосой лайнеры тратят больше топлива. Пассажиров, опоздавших на стыковочные рейсы по вине авиакомпании, приходится отправлять до места назначения за счет «Аэрофлота». Гендиректор перевозчика отметил, что если задержки по вине авиадиспетчеров продолжатся, то компания будет вынуждена обратиться в суд.
Как рассказал представитель ФГУП изданию, корпорация проводит анализ по всем случаям, перечисленным в письме, а окончательное решение по вопросу организация вынесет через две недели. При этом во ФГУП не согласились с претензиями авиаперевозчика и пояснили, что самолеты «Аэрофлота» отправляются в зону ожидания, когда невозможно обеспечить их безопасную посадку. Это происходит, когда взлетно-посадочные полосы заняты, очищаются от снега или на них заливают швы. Во ФГУП добавили, что из-за реконструкции терминального комплекса аэропорта его пропускная способность ограничена.
В Шереметьево «Коммерсанту» заявили, что проблема касается диспетчеров и авиакомпании.
Небесная перегрузка
Председатель первичной профсоюзной организации «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФПАД России Сергей Полозов отметил в беседе с «360», что к задержкам приводит устаревшая система воздушного пространства в московской зоне, разработанная в начале 60-х годов.
Она не отвечает современным требованиям, поэтому диспетчеры вынуждены создавать очередность посадки бортов фактически вручную. В зависимости от сложности и загруженности сектора за час диспетчер может посадить 28 до 45 бортов, — Сергей Полозов.
Как рассказали «360» в одной из крупных авиакомпаний, базирующейся в Шереметьево, ожидание в небе лайнеров связано не напрямую с работой авиадиспетчеров, а с высокой загруженностью московских аэропортов. «В прошлом году был зафиксирован рекордный рост авиаперевозок. Так, количество внутренних перелетов за 2017 год увеличилось на 18%, а международных — почти на 40% по сравнению с предыдущим годом. При этом наибольшую нагрузку получил именно московский узел, который не всегда имеет достаточно мощностей для обсаживания возросшего пассажиропотока», — отметил собеседник «360».
В 2017 году российским авиакомпаниям удалось перевезти рекордное за всю историю современной гражданской авиации количество россиян — почти 105 миллионов человек. Причем больше половины граждан (около 70 миллионов человек) воспользовались услугами пяти самых популярных авиакомпаний: «Аэрофлота», «России», S7, «Уральских авиалиний» и Utair.
Хотя Шереметьево считается самым большим аэропортом столицы, он может посадить или поднять в небо не более одного лайнера за 1,5 минуты. Чтобы аэропорты смогли принимать больше самолетов, необходимы структурные изменения, отметил в разговоре с «360» эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров.
Благодаря модернизации системы управления воздушным движением можно увеличить пропускную способность аэропорта в среднем в 1,5 раза. Кроме того, нужно строить и вводить в эксплуатацию больше взлетно-посадочных полос. И наконец, будет не лишним снизить число запретных зон для полета, что позволит сэкономить время в полете, — Роман Гусаров.