БИЗНЕС МУРСЕКАЕВЫХ ПЕРЕХОДИТ ПОД КОНТРОЛЬ ЛЮДЕЙ «ТАТНЕФТИ»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», структура, близкая к «Татнефти» на правах главного кредитора взяла под контроль крупнейшее банкротство авиакомпании прошлого года — крах «ВИМ-Авиа». Из судебной картотеки следует, что ряд долговых обязательств скупило ООО «РНГО». По данным «Контур.Фокуса», фирма занимается производством стальных труб, полых профилей и фитингов. 51% принадлежит Владимиру Полякову — это известный московский нефтетрейдер, участвующий в бизнесе «Татнефти». Остальные 49% через аффилированные структуры тоже принадлежат группе лиц, тесно связанных с «Татнефтью», среди которых, к примеру, главный инженер нефтедобывающей компании Наиль Ибрагимов, главный геолог Раис Хисамов, руководитель НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаиль Нурмухаметов.
Так, РНГО выступает правопреемником банка «Зенит», контролируемого «Татнефтью», в судебном разбирательстве с «дочкой» «ВИМ-Авиа» — аэропортом «Братск» на 3 млрд рублей. «Зенит» здесь выступает третьим лицом, а РНГО упоминается в качестве правопреемника банка в судебных документах. Сброс проблемного долга на афиллированные структуры вполне логичен для банка, чтобы не создавать резервов. Не исключено, что РНГО также выступало и непосредственным поставщиком топлива для авиакомпании.
Дело началось еще в октябре прошлого года, а в ноябре заявление о взыскании аналогичной суммы поступило в отношении самой «ВИМ-Авиа». РНГО просило принять обеспечительные меры в отношении всего имущества должника, однако суд отказал.
РНГО же поспешило перехватить инициативу и в банкротстве «ВИМ-Авиа». 13 февраля в отношении авиакомпании ввели процедуру наблюдения. Причем авиакомпания еще пыталась бороться: изначальный истец, «Спектр-авиа», требовал всего 3 млн рублей, так что ответчик просил судью дать шанс закрыть долг в течение месяца. Однако там же и всплыло, что долг истца тоже перекупило РНГО, которое заняло жесткую позицию, потребовав ввести банкротство и свою кандидатуру арбитражного управляющего.
Любопытно, что вокруг арбитражного управляющего у кредиторов, пришедших на заседание, возникли разногласия. РНГО предложило москвичку Марию Булатову. Представитель авиакомпании тут же возразил, что у перевозчика есть сведения безопасности, содержащие государственную тайну, так что временный управляющий должен иметь разрешение на допуск к ним. Среди кредиторов оказалось агентство по страхованию вкладов (какой лопнувший банк-кредитор «ВИМ-Авиа» он представлял, неизвестно), которое предложило свою кандидатуру и высказалось против Булатовой. «Она ведет огромное дело о банкротстве группы компаний „Жилищный капитал“ в Московской области. Там 1,5 тысячи дольщиков. У нее много судов по другим компаниям, потому что ГК состоит из 20 компаний. Она оспаривает сделки, ходит в суды. Как она будет успевать? Плюс у нее еще есть дело в Пермском крае. Как она давала согласие? Может быть, она не понимала?» — проявил осведомленность представитель АСВ в суде. Впрочем, перепалка ответчиков и кредиторов ни к чему не привела — суд согласился с кандидатурой РНГО Булатовой.
Почему татарстанских нефтяникам было так важно перехватить инициативу? Напомним, что «Татнефть» и ее банк «Зенит» фигурируют в истории с крахом зарегистрированной в Сабинском районе авиакомпании с самого начала, когда решалось, вылетят самолеты с туристами из-за рубежа или нет. «У авиакомпании есть 6 банков-кредиторов, ведущий банк-кредитор — „Зенит“. Общая кредиторская задолженность перед кредиторами составляет около 7 миллиардов рублей», — говорил глава Росавиации Александр Нерадько. По сведениям ТАСС, «ВИМ-Авиа» была должна «Зениту» 3,1 млрд рублей. В банке, согласно данным «Контур.Фокуса», заложено не менее 5% акций компании. Но и это не окончательная сумма возможных потерь компаний из Татарстана. «Татнефть» помогала авиакомпании не только деньгами «Зенита», но и собственным авиатопливом. Так, в злополучное для «ВИМ-Авиа» 25 сентября СМИ сообщили, что компания давала гарантии на оплату топлива за авиакомпанию аэропортам, а общий долг за топливо тогда превышал 500 млн рублей. Сама «Татнефть» подтверждала, что поставляла топливо, но суммы долга назвать отказалась.
Ни «Татнефть», ни «Зенит» на запрос «БИЗНЕС Online» по поводу банкротства авиакомпании не ответили.
ОХОТА ЗА САМОЛЕТАМИ ИЛИ ИМУЩЕСТВОМ МУРСЕКАЕВЫХ?
Чего же ждать «Татнефти» от участия в банкротном процессе «ВИМ-Авиа»? Уже сейчас понятно, что с авиакомпании, которая не может даже расплатиться со своими сотрудниками за несколько месяцев, взять будет практически нечего. Татарстан, где в последние годы обанкротились две крупные авиакомпании — «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», прекрасно помнит, что кредиторы в конечном итоге получили дырку от бублика — в «Татарстане» — 0,67% долга, в «Ак Барс Аэро» — менее 2%.
Единственный реальный интерес, в котором можно заподозрить «Татнефть», — это самолеты «ВИМ-Авиа». Ведь у нефтяников есть собственная авиакомпания — «ЮВТ-Аэро», которую нужно развивать. По состоянию на сентябрь 2017 года, парк «ВИМ-Авиа» насчитывал 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015–2017 годах), по четыре Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов — 19 лет. Самому старшему, Boeing 767-300 (бортовой номер VP-BVI), — 26,3 года. Самому младшему, Airbus A319-100 (бортовой номер VQ-BTK), — 9,5 лет.
Большая часть судов находится в лизинге (об этом свидетельствует и участие в судах ирландской лизинговой компании), на них претендовать не приходится — их придется вернуть лизингодателю, но у «ВИМ-Авиа» есть и собственные суда.
Тем не менее в самом «ЮВТ-Аэро», заинтересованной стороне, на имущество «ВИМ-Авиа» не рассчитывают. «Я не знаю, что там было с парком воздушных судов „ВИМ-Авиа“. Вряд ли там что-то можно забрать кредиторам, — говорит глава авиакомпании „ЮВТ-Аэро“ Петр Трубаев. — Взять хотя бы ситуацию с авиакомпанией „Татарстан“: они, конечно, смогли что-то раздать, в том числе нашей авиакомпании какие-то вещи продали, но это все мелочи». Трубаев назвал процедуру «крайне неприятной» как для учредителей, так и для самих кредиторов.
По сведениям председателя совета директоров ГК «Тулпар» Азата Хакима, у «ВИМ-Авиа» в собственности было четыре Boeing 757, но эти воздушные судна уже ничего не стоят из-за приличного возраста. «Я думаю, «Татнефть» мало что выиграет, овладев этими самолетами. Максимум — добавят себе головную боль. Ведь, выдернув эти самолеты, компании придется платить за стоянку, хранение и обслуживание. Вряд ли они будут рады такой покупке», — считает он.
«Рашид Мурсекаев занимался не столько авиационным бизнесом, сколько финансовым, и мог достаточно эффективно использовать ту же авиакомпанию в своих финансовых интересах. Когда вся эта ситуация всплыла, оказалось, что у некоторых других авиакомпаний летают самолеты Мурсекаевых»Фото: скриншот
Редактор портала Avia.ru Роман Гусаров обращает внимание, что Мурсекаев был достаточно закрытым бизнесменом, поэтому об активах компании известно мало. «Насколько я знаю, у учредителей, четы Мурсекаевых, в личной собственности есть самолеты. Вряд ли они были оформлены на само юрлицо, то есть авиакомпанию, но есть предположения, что «ВИМ-Авиа» летала именно на них. И тогда при банкротстве кредиторы с юридического лица ничего взять не смогут», — говорит он. В СМИ проходила информация, что Мурсекаевы в 2004 году приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 миллионов. «Забрать имущество учредителей можно будет только в том случае, если будет доказано следственными органами или другими, что банкротство было преднамеренным, умышленным и имел место вывод капитала. И вот тогда может быть возбуждено уголовное дело на учредителей и появится шанс истребовать деньги непосредственно у владельцев авиакомпании», — замечает Гусаров.
В целом же эксперт соглашается со своими коллегами, полагая, что, когда авиакомпания идет по пути банкротства, учредители все стоящие активы, если они и были, успевают вывести. «У авиакомпании очень ресурсоемкий бизнес, огромные обороты, большие заимствования. Авиакомпания имеет большую выручку, но при этом низкую маржу, мало активов. Оргтехника и офисные предметы — это ничто, они не могут удовлетворить кредиторов», — обращает внимание Гусаров.
Источник «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли добавляет, что участие «Татнефти» может быть вызвано двумя вариантами: либо она заинтересована в том, чтобы замять это банкротство и погасить скандал, либо, наоборот, хочет взять это дело в свои руки и доказать мошенничество Мурсекаева, наложив арест на его личное имущество. «У Мурсекаевых явно есть другое имущество и в России, и за границей. Он [Рашид Мурсекаев] занимался не столько авиационным бизнесом, сколько финансовым, и мог достаточно эффективно использовать ту же авиакомпанию в своих финансовых интересах. Когда вся эта ситуация всплыла, оказалось, что у некоторых других авиакомпаний летают самолеты Мурсекаевых. Так что, возможно, именно за этим имуществом гоняется «Татнефть», — рассказывает источник.
КРУШЕНИЕ АВИАКОМПАНИИ ИЗ САБОВ
Напомним, что первые новости о трудностях туристической авиакомпании «ВИМ-Авиа» из-за долгов перед аэропортами появились в сентябре 2017 года. На тот момент было задержано 19 рейсов более чем на 10 часов из-за долгов за топливо. Уже через два дня задержки рейсов составляли более 24 часов, а за границей остались брошены десятки тысяч российских туристов. Тревогу забили туроператоры — вызволять людей бросились «Аэрофлот» и другие авиакомпании.
Росавиация констатировала, что у «ВИМ-Авиа» отсутствовали ресурсы для работы, прекратилась заправка воздушных судов, регулярные рейсы авиакомпании были переведены из Домодедово в аэропорт Внуково. В связи с большой просроченной задолженностью перед лизинговыми компаниями суда находились под угрозой ареста. 26 сентября авиакомпании остановила чартерные перевозки.
В тот же день следственный комитет возбудил уголовное дело в связи с хищением денег пассажиров должностными лицами «ВИМ-Авиа». 28 сентября были задержаны генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. И тут же стало известно, что владельцы авиакомпании — чета Мурсекаевых, Рашид и Светлана (бизнес принадлежал им пополам) — сбежали за пределы страны. Позднее они были арестованы заочно в Московском горсуде. 30 октября у «ВИМ-Авиа» отозвали сертификат эксплуатанта.
Авиакомпания была зарегистрирована в Татарстане — за год до краха она сменила прописку с Москвы на поселок Богатые Сабы. Местные авиаторы говорят, что прекрасно знают чету Мурсекаевых. «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорил нам, к примеру, Хаким. По сведениям нашего источника в отрасли, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел, а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и вахтовиков, первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы».