Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пожаловался главе Росавиации Александру Нерадько и гендиректору ФГУП ГК по ОрВД Игорю Моисеенко на проблемы с задержками при посадке рейсов в Шереметьево. В письме (копия есть у “Ъ”) говорится, что с 11 января по 12 февраля 1,6 тыс. из 10,8 тыс. рейсов сели с опозданием из-за вынужденного ожидания в очереди на посадку. Топ-менеджер указывает на «ненадлежащее векторение» самолетов, то есть проблемы с прокладкой маршрутов диспетчером, из-за чего пунктуальность рейсов «Аэрофлота» снизилась на 14,7%. Пребывание самолетов в зоне ожидания, подчеркивает Виталий Савельев, также увеличивает рабочее время экипажей, что может нарушить месячные и годовые санитарные нормы налета.
«Аэрофлот» опасается, что опоздания рейсов могут спровоцировать дополнительные проверки компании прокуратурой. Кроме того, она несет дополнительные расходы на топливо и отправку пассажиров, опоздавших на стыковочные рейсы. Если ситуация не изменится, «Аэрофлот» оставляет за собой право обратиться в суд. В компании подтвердили отправку письма.
С задержками на прилете в Шереметьево сталкиваются и другие авиакомпании, подтвердили “Ъ”, например, в «Северном ветре». В Минтрансе запрос перенаправили в Росавиацию, где на него не ответили. В Шереметьево подчеркнули, что ситуация касается авиакомпании и диспетчеров. Это не первый конфликт группы с ГК ОрВД: в конце 2016 года ее лоукостер «Победа» подавал к ФГУПу иск о некачественном обслуживании, но проиграл.
В конце 2017 года «Аэрофлот» жаловался на ФГУП из-за задержек, но тогда их основной причиной указывалась работа новой системы управления полетами над Москвой, которая так и не смогла сбалансировать потоки самолетов. Во ФГУПе указывали на инфраструктурные ограничения самого «Аэрофлота» и ограничения аэропорта, где ведется реконструкция части летной зоны и строится третья взлетно-посадочная полоса (ВПП; см. “Ъ” от 14 ноября 2017 года).
Представитель ФГУПа сообщил “Ъ”, что по всем случаям, описанным в письме, «проводится анализ», разбор займет около двух недель. Но там не согласны с критикой, уверяя, что самолеты «Аэрофлота» отправляются в зону ожидания, когда невозможно обеспечить их безопасную посадку, поскольку ВПП заняты, очищаются от снега или заливаются их швы. Из-за реконструкции терминального комплекса пропускная способность Шереметьево частично ограничена, заблокированы некоторые рулежные дорожки, пояснили в ГК ОрВД. Также этой зимой коррективы в расписание регулярно вносит погода.
Источники “Ъ” утверждают, что между авиакомпанией, аэропортом и ФГУПом согласован сценарий действий при различных метеоусловиях. При хорошей погоде, по словам собеседников “Ъ”, аэропорт может обслужить 65 взлетно-посадочных операций в час (ВПО), при плохой — 36. Поэтому в плохих метеоусловиях аэропорт должен сам ограничивать полеты в районе аэродрома до 36 ВПО, уведомив об этом ФГУП и авиакомпании. Но сейчас ВПО ограничиваются только до 50 в час, из-за чего возникают задержки, считают источники “Ъ”. Несогласованность работы ФГУПа и Шереметьево в начале зимы, когда в Москву пришла снежная погода, привела к задержкам сотен рейсов (см. “Ъ” от 5 декабря 2017 года).
Во ФГУПе подтвердили, что еще год назад вместе с Шереметьево и «Аэрофлотом» разработаны сценарии расчета ВПО для максимальной пропускной способности ВПП. Но «Аэрофлот» не всегда придерживается этих расчетов «в силу объективных и субъективных причин» — например, при освобождении самолетами ВПП после посадки или в части прибытия в Москву по расписанию. В то же время во ФГУПе признали «незначительные сбои» при работе новой автоматизированной системы, назвав их «детской болезнью», не влияющей на безопасность полетов.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает основной причиной задержек рейсов над Москвой несовершенство структуры воздушного пространства: «Ее возможности практически исчерпаны, особенно на фоне возобновившегося роста пассажиропотока». По его мнению, одним из ключевых ограничений остается большое количество запретных зон для полетов, их использование в интересах силовых ведомств. Господин Борисов отмечает, что гибкое использование и сокращение числа этих зон могло бы существенно повысить эффективность работы системы.
«Аэрофлот» опасается, что опоздания рейсов могут спровоцировать дополнительные проверки компании прокуратурой. Кроме того, она несет дополнительные расходы на топливо и отправку пассажиров, опоздавших на стыковочные рейсы. Если ситуация не изменится, «Аэрофлот» оставляет за собой право обратиться в суд. В компании подтвердили отправку письма.
С задержками на прилете в Шереметьево сталкиваются и другие авиакомпании, подтвердили “Ъ”, например, в «Северном ветре». В Минтрансе запрос перенаправили в Росавиацию, где на него не ответили. В Шереметьево подчеркнули, что ситуация касается авиакомпании и диспетчеров. Это не первый конфликт группы с ГК ОрВД: в конце 2016 года ее лоукостер «Победа» подавал к ФГУПу иск о некачественном обслуживании, но проиграл.
В конце 2017 года «Аэрофлот» жаловался на ФГУП из-за задержек, но тогда их основной причиной указывалась работа новой системы управления полетами над Москвой, которая так и не смогла сбалансировать потоки самолетов. Во ФГУПе указывали на инфраструктурные ограничения самого «Аэрофлота» и ограничения аэропорта, где ведется реконструкция части летной зоны и строится третья взлетно-посадочная полоса (ВПП; см. “Ъ” от 14 ноября 2017 года).
Представитель ФГУПа сообщил “Ъ”, что по всем случаям, описанным в письме, «проводится анализ», разбор займет около двух недель. Но там не согласны с критикой, уверяя, что самолеты «Аэрофлота» отправляются в зону ожидания, когда невозможно обеспечить их безопасную посадку, поскольку ВПП заняты, очищаются от снега или заливаются их швы. Из-за реконструкции терминального комплекса пропускная способность Шереметьево частично ограничена, заблокированы некоторые рулежные дорожки, пояснили в ГК ОрВД. Также этой зимой коррективы в расписание регулярно вносит погода.
Источники “Ъ” утверждают, что между авиакомпанией, аэропортом и ФГУПом согласован сценарий действий при различных метеоусловиях. При хорошей погоде, по словам собеседников “Ъ”, аэропорт может обслужить 65 взлетно-посадочных операций в час (ВПО), при плохой — 36. Поэтому в плохих метеоусловиях аэропорт должен сам ограничивать полеты в районе аэродрома до 36 ВПО, уведомив об этом ФГУП и авиакомпании. Но сейчас ВПО ограничиваются только до 50 в час, из-за чего возникают задержки, считают источники “Ъ”. Несогласованность работы ФГУПа и Шереметьево в начале зимы, когда в Москву пришла снежная погода, привела к задержкам сотен рейсов (см. “Ъ” от 5 декабря 2017 года).
Во ФГУПе подтвердили, что еще год назад вместе с Шереметьево и «Аэрофлотом» разработаны сценарии расчета ВПО для максимальной пропускной способности ВПП. Но «Аэрофлот» не всегда придерживается этих расчетов «в силу объективных и субъективных причин» — например, при освобождении самолетами ВПП после посадки или в части прибытия в Москву по расписанию. В то же время во ФГУПе признали «незначительные сбои» при работе новой автоматизированной системы, назвав их «детской болезнью», не влияющей на безопасность полетов.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает основной причиной задержек рейсов над Москвой несовершенство структуры воздушного пространства: «Ее возможности практически исчерпаны, особенно на фоне возобновившегося роста пассажиропотока». По его мнению, одним из ключевых ограничений остается большое количество запретных зон для полетов, их использование в интересах силовых ведомств. Господин Борисов отмечает, что гибкое использование и сокращение числа этих зон могло бы существенно повысить эффективность работы системы.