Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Школа для истребителя


15 февраля 2018 года Илья Крамник, Известия


Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил о начале опытно-боевой эксплуатации и окончании первого этапа госиспытаний истребителя пятого поколения Су-57. По словам Борисова, в 2018 году будет подписан контракт на поставку установочной партии истребителей этого типа — 12 самолетов. Портал iz.ru разобрался в состоянии программы разработки новейшего российского истребителя.

Что такое опытно-боевая эксплуатация?

Первый летный экземпляр истребителя Т-50 («фирменное» обозначение Су-57 в ОКБ Сухого) поднялся в воздух в январе 2010 года. За время, прошедшее с первого полета, построено в общей сложности 10 летных прототипов, совершивших сотни полетов на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре, на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском и в Государственном летно-испытательном центре имени Чкалова в Ахтубинске. За это время на основе рекомендаций и заключений летчиков-испытателей и инженеров в конструкцию был внесен ряд изменений, а на новый тип подготовлена группа летчиков и техников, которым предстоит передавать свой опыт уже тем, кто будет эксплуатировать самолет в частях.

Принятие нового истребителя в опытно-боевую эксплуатацию означает, что теперь на новой машине будут не только продолжаться испытания и доработки, но и отрабатываться тактика ее боевого применения. На этой стадии новые истребители должны поступить уже в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава для подготовки командиров и летчиков будущих строевых полков.

Почему 12 истребителей?

12 машин позволят сформировать эскадрилью по штатному расписанию и отрабатывать взаимодействие уже в тех боевых порядках, которые, возможно, придется использовать в реальных военных конфликтах. Испытания и доработки будут продолжаться в первую очередь на ранее построенных опытных экземплярах Су-57 с последующим внедрением их результатов на серийных самолетах. В дальнейшем по результатам опытно-боевой эксплуатации будет определен окончательный облик самолетов для «большой серии».

Как появился Су-57?

Впервые работы над перспективным многоцелевым истребителем были начаты в СССР в 1980-х годах в рамках темы «И-90» (истребитель 1990-х годов). Первым самолетом, построенным в рамках этой программы, стал экспериментальный истребитель МиГ 1.44, однако из-за сокращения военных расходов после распада СССР его разработка затянулась и была в итоге прекращена. КБ Сухого создало известный экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла С.37, на котором было отработано немало технических решений и концепций для истребителя пятого поколения. История собственно Су-57 начинается в 2001 году, когда ВВС России запустили проект ПАК ФА — Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Головным разработчиком проекта в 2002 году был определен комплекс «Сухой». Первые макеты нового самолета появились в 2004 году, а 29 января 2010 года начались летные испытания новой машины.

Сколько еще продлятся испытания?

Окончательно они завершатся с формированием облика и запуском в серийное производство Су-57 с двигателем «второго этапа» — так называемым изделием 30. Первый полет опытного Су-57 с новым двигателем состоялся в декабре 2017 года, и, скорее всего, его испытания займут еще 3–4 года. Предполагается, что именно истребители с двигателем второго этапа будут закупать в рамках крупномасштабного серийного производства, которое должно начаться в 2021–2022 годах.

Какие варианты Су-57 могут появиться в дальнейшем?

Наиболее ожидаемый вариант — это экспортный  FGFA, создаваемый по заказу ВВС Индии. Его судьба и масштабы производства пока окончательно не определены — процесс принятия на вооружение новых образцов в вооруженных силах Индии чрезвычайно затянут и забюрократизирован. Еще одна ожидаемая модификация — перспективный палубный истребитель, создаваемый в рамках проекта ПАК КА — Перспективный авиационный комплекс корабельной авиации. Судьба этого проекта, однако, серьезно зависит от решения о строительстве нового авианосца для ВМФ России.

Чем Су-57 отличается от конкурентов и альтернативных вариантов?

Главным преимуществом нового российского истребителя является сочетание принятых для пятого поколения требований — малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость, наличие развитой информационно-управляющей системы, «встраивающей» самолет в «боевую сеть», с традиционно высокими для отечественных машин маневренными возможностями, обеспечивающими преимущество в ближнем воздушном бою. ВВС России в настоящее время закупают истребители Су-35, которые многие специалисты относят к «переходному» поколению между «4++» и «5». Эти машины не являются «невидимками», однако мало чем уступают Су-57 по возможностям бортового оборудования, позволяя осваивать новые тактические приемы и схемы боевого применения.

Американские истребители пятого поколения F-22, близкие к Су-57 по размерам и основным характеристикам, уступают ему по спектру решаемых задач — внутренние отсеки вооружения F-22 не позволяют размещать крупногабаритные боеприпасы «воздух–поверхность», что возможно на Су-57. Истребители F-35 лучше приспособлены для решения ударных задач, однако уступают российскому самолету пятого поколения по характеристикам, включая крейсерскую и максимальную скорость, дальность полета и боевую нагрузку.

Кто может стать покупателем Су-57?

География экспортных поставок этого истребителя вряд ли будет столь же обширной, как у его предшественников — истребителей семейства Т-10 — от Су-27 до Су-35. Помимо Индии, которая рассматривается как основной наряду с Россией покупатель этой машины, скорее всего, интерес к Су-57 проявят страны Ближнего Востока и Северной Африки — от ОАЭ до Египта и Алжира. Впрочем, учитывая турбулентность и непредсказуемость современных политических процессов, покупателями Су-57 может в перспективе оказаться и кто-то из нынешних стран НАТО — например, Турция, если отношения между ней и партнерами по блоку будут портиться и дальше. Относительно возможного интереса к новой российской машине со стороны Китая пока что-то предполагать сложно, учитывая, что Пекин ведет две собственные программы по созданию истребителей пятого поколения, хотя и в значительной мере с использованием российских технологий и систем.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgmp4
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/st814109/, быстро и недорого.
http://nnovgorod.youdo.com/coach/sport/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer