ОДК сообщила, что запускает разработку семейства промышленных газотурбинных установок (ГТУ) на базе авиадвигателя ПД-14, созданного для еще запущенного в серийное производство нового российского самолета МС-21-300. В корпорации рассчитывают реализовать проект к 2030 году в рамках сотрудничества с «Газпромом», мощность установок составит 6–8 МВт и 12–16 МВт.
Старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников говорит, что такой диапазон мощности применяется прежде всего для транспорта газа. «Газпром», по его оценке, использует не менее 2,5–3 тыс. ГТУ, в том числе до 1 тыс. мощностью 12–16 МВт. Значительная часть этих машин может нуждаться в обновлении и модернизации, отмечает господин Мельников, но закупки монополии невелики: в 2017 году «Газпром» приобрел лишь 26 турбин, в первую очередь для новых компрессорных станций. Эксперт уточняет, что цена ГТУ на рынке — $400–500 тыс. за 1 МВт, то есть турбина на 12–16 МВт стоит 400–534 млн руб. по текущему курсу.
Для авиастроителей ПД-14 дешевле рыночных цен на ГТУ. В 2012 году «Иркут» (разработчик самолета МС-21) собирался закупать партию ПД-14 и американских двигателей Pratt & Whitney. Каталожная стоимость PW1000G составляла $5,4 млн, или 159,25 млн руб. при курсе доллара 29,49 руб., российский стоил $6 млн, или 177 млн руб. С тех пор курс доллара вырос, и теперь $5,4 млн — это уже 360 млн руб. «Авиадвигатель может быть относительно легко преобразован в ГТУ, которую можно использовать в транспорте газа или энергетике — в конструкцию добавляется турбина. Эта технология хорошо отработана»,— объяснил Юрий Мельников. Так, ПС-90ЭУ-25 используется в составе газотурбинной электростанции ГТЭС-25П и разработан на базе авиадвигателя ПС-90А, который используется на Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300ПУ. Американская GE производит энергетические газовые турбины авиационного типа мощностью 16–116 МВт. ОАО «Сатурн — Газовые турбины» выпускает наземное энергооборудование на базе авиадвигателей производства НПО «Сатурн».
По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, на ПД-14 делается высокая ставка: на его разработку под проект МС-21-300 ушли колоссальные средства, окупить их чистыми продажами двигателей «будет сложновато». «С учетом задачи по диверсификации продукции, которую поставил президент, вариант с доработкой ПД-14 под задачи ТЭК выглядит логичным»,— считает собеседник “Ъ”, отмечая, что использовать под данный проект зарубежные двигатели (типа PW1000G) нецелесообразно. Как сообщали «Ведомости», ОДК потратило на разработку ПД-14 около 70 млрд руб., большая часть — из госбюджета. При этом серийное производство МС-21 постоянно откладывается и начнется не ранее середины 2020 года (см. “Ъ” от 29 ноября), однако открыть для двигателя еще и энергорынок не так уж просто.
Топ-менеджер одного из предприятий оборонпрома отмечает, что пока ПД-14 сертифицирован Росавиацией и в 2019 году ему предстоит валидация сертификата в европейской EASA, а только потом начнется серийное производство. «Планы неавиационного применения ПД-14 существуют лишь на бумаге, для их реализации потребуется проведение ряда НИОКР, и только потом, если получится, начнется внедрение в промышленности,— убежден собеседник “Ъ”.— А это дорога длиной до 15 лет». Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что для успешного выхода на рынок ГТУ должна иметь высокий КПД и большой ресурс эксплуатации. Эксперт считает, что в условиях санкций ГТУ на базе ПД-14 имеет хорошие перспективы: выводить новый продукт на открытый рынок «было бы тяжело», но Запад не отменит санкции и к 2030 году, когда установка будет готова.