Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Двигатель МС-21 опускают на землю


6 декабря 2018 года Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для самолета МС-21. По традиции, двигатель предложено использовать в газотурбинных установках для энергетики и транспортировки газа. ПД-14 уже сертифицирован в России, а серийный выпуск МС-21 постоянно откладывается. Но, по оценкам источников “Ъ”, на создание энергоустановки на базе ПД-14 потребуется еще до 15 лет.

ОДК сообщила, что запускает разработку семейства промышленных газотурбинных установок (ГТУ) на базе авиадвигателя ПД-14, созданного для еще запущенного в серийное производство нового российского самолета МС-21-300. В корпорации рассчитывают реализовать проект к 2030 году в рамках сотрудничества с «Газпромом», мощность установок составит 6–8 МВт и 12–16 МВт.

Старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников говорит, что такой диапазон мощности применяется прежде всего для транспорта газа. «Газпром», по его оценке, использует не менее 2,5–3 тыс. ГТУ, в том числе до 1 тыс. мощностью 12–16 МВт. Значительная часть этих машин может нуждаться в обновлении и модернизации, отмечает господин Мельников, но закупки монополии невелики: в 2017 году «Газпром» приобрел лишь 26 турбин, в первую очередь для новых компрессорных станций. Эксперт уточняет, что цена ГТУ на рынке — $400–500 тыс. за 1 МВт, то есть турбина на 12–16 МВт стоит 400–534 млн руб. по текущему курсу.

В «Ростехе» считают оценку стоимости агрегатов на базе ПД-14 преждевременной, но обещают, что «продукт будет на рынке и даже дешевле импортных аналогов», конкурируя с ГТУ американской Solar, немецкой Siemens и украинской «Мотор Сич».

Для авиастроителей ПД-14 дешевле рыночных цен на ГТУ. В 2012 году «Иркут» (разработчик самолета МС-21) собирался закупать партию ПД-14 и американских двигателей Pratt & Whitney. Каталожная стоимость PW1000G составляла $5,4 млн, или 159,25 млн руб. при курсе доллара 29,49 руб., российский стоил $6 млн, или 177 млн руб. С тех пор курс доллара вырос, и теперь $5,4 млн — это уже 360 млн руб. «Авиадвигатель может быть относительно легко преобразован в ГТУ, которую можно использовать в транспорте газа или энергетике — в конструкцию добавляется турбина. Эта технология хорошо отработана»,— объяснил Юрий Мельников. Так, ПС-90ЭУ-25 используется в составе газотурбинной электростанции ГТЭС-25П и разработан на базе авиадвигателя ПС-90А, который используется на Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300ПУ. Американская GE производит энергетические газовые турбины авиационного типа мощностью 16–116 МВт. ОАО «Сатурн — Газовые турбины» выпускает наземное энергооборудование на базе авиадвигателей производства НПО «Сатурн».

По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, на ПД-14 делается высокая ставка: на его разработку под проект МС-21-300 ушли колоссальные средства, окупить их чистыми продажами двигателей «будет сложновато». «С учетом задачи по диверсификации продукции, которую поставил президент, вариант с доработкой ПД-14 под задачи ТЭК выглядит логичным»,— считает собеседник “Ъ”, отмечая, что использовать под данный проект зарубежные двигатели (типа PW1000G) нецелесообразно. Как сообщали «Ведомости», ОДК потратило на разработку ПД-14 около 70 млрд руб., большая часть — из госбюджета. При этом серийное производство МС-21 постоянно откладывается и начнется не ранее середины 2020 года (см. “Ъ” от 29 ноября), однако открыть для двигателя еще и энергорынок не так уж просто.

Топ-менеджер одного из предприятий оборонпрома отмечает, что пока ПД-14 сертифицирован Росавиацией и в 2019 году ему предстоит валидация сертификата в европейской EASA, а только потом начнется серийное производство. «Планы неавиационного применения ПД-14 существуют лишь на бумаге, для их реализации потребуется проведение ряда НИОКР, и только потом, если получится, начнется внедрение в промышленности,— убежден собеседник “Ъ”.— А это дорога длиной до 15 лет». Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что для успешного выхода на рынок ГТУ должна иметь высокий КПД и большой ресурс эксплуатации. Эксперт считает, что в условиях санкций ГТУ на базе ПД-14 имеет хорошие перспективы: выводить новый продукт на открытый рынок «было бы тяжело», но Запад не отменит санкции и к 2030 году, когда установка будет готова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer