Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты против США


4 декабря 2018 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Поставку 24 Су-35 в Китай российское руководство сферой военно-технического сотрудничества вполне обоснованно считает «беспрецедентным контрактом» с Поднебесной. Пекин так давно не приобретал наши истребители, что эйфория от продажи двух эскадрилий Су-35 еще долго будет воздействовать на умы отечественных чиновников.

Действительно, в 2000–2002 годах КНР приобрела 28 истребителей Су-27СК и Су-27УБК примерно на миллиард долларов. В 2000–2001-м Китай импортировал 38 Су-30МКК стоимостью до двух миллиардов долларов. В 2002–2003 годах Поднебесной была приобретена еще одна партия самолетов данного типа из 38 машин стоимостью два миллиарда долларов. В 2004-м КНР получила 24 истребителя морской авиации Су-30МКК2. Более того, в 1998–2007 годах осуществлялась лицензионная сборка на авиазаводе в Шеньяне истребителей Су-27СК, однако из 200 законтрактованных самолетов в конечном счете было собрано только 105. В ВВС НОАК они получили обозначение «Цзянь-11» (J-11). Сборка остальных 95 истребителей была отменена китайской стороной. О причинах этого решения российская сторона старалась не упоминать, но тайное стало явным спустя некоторое время: китайская промышленность успешно освоила выпуск J-11 и нуждалась только в наших двигателях для них.

Спустя 15 лет для ВВС НОАК были закуплены 24 Су-35. Однако продолжится ли дальнейшее приобретение Пекином истребителей этого типа – большой вопрос.

Дело за двигателем

Несмотря на секретность вокруг программ истребительной авиации Китая, новости о развитии этих проектов продолжают публиковаться как в газете «Чайна дейли», размещаемой на веб-сайте Министерства обороны КНР, так и на национальных онлайн-форумах, которые являются местом дебатов и спекуляций о своих военных самолетах. Отмечается, что наибольшее внимание уделяется истребителю пятого поколения J-20 («Цзянь-20»), хотя этот самолет является всего лишь одним из элементов широкой модернизации парка боевой авиации ВВС НОАК. Открытой информации по программе J-20 пока недостаточно, однако постепенно появляется больше деталей, поскольку самолет, впервые показанный в 2010 году, в настоящее время переходит на этап серийного производства малыми темпами.

“Китай производит монокристаллические лопатки турбины и освоил порошковую металлургию. Обе технологии позволяют двигателям работать при экстремальных температурах”

В марте 2017 года «Чайна дейли» процитировала официального представителя корпорации «Аэро энджин корпорейшн оф Чайна» (Aero Engine Corporation of China) Чэнь Сянбао, который заявил: «Для нашего пятого поколения боевых самолетов не потребуется много времени на оснащение двигателями китайского производства». Вероятно, он имел в виду турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ) WS-15 с тягой 13,6 тонна-силы (134 кН), который разрабатывается с 90-х годов. Несмотря на то, что J-20 фактически «икона» китайской авиации, на ранних моделях этого истребителя установлены импортные российские ТРДДФ АЛ-31.

Но, как отмечают китайские официальные лица, серийное производство по-прежнему остается проблемой и качество продукции не очень удовлетворительное. «Путь к успеху наполнен проблемами и неудачами, – говорит Чэнь. – Каждая из мировых двигателестроительных компаний шла по этой дороге». Эксперты полагают, что один или два самолета J-20 оснащены китайскими двигателями. Каков прогресс в создании двигателя WS-15, выяснить достаточно трудно. Китайский рынок настолько непрозрачен, что любое внешнее определение может оказаться преждевременным или ненадежным. Хотя есть сообщения, указывающие на улучшение конструкции и технологии изготовления двигателя, а военные чиновники заявляют, что он должен быть готов к серийному производству к концу 2018 года, Прогресс с WS-15 станет важным шагом для Китая. Раньше в области современных авиационных двигателей страна полагалась на Россию. Собственный успех обеспечил бы для J-20 возможность выполнения устойчивого полета на сверхкрейсерской скорости и приблизил бы китайское авиадвигателестроение к западным конкурентам.

В марте «Чайна дейли» цитировала по программе J-20 эксперта Чжан Хао, который возглавляет Центр испытаний истребителей ВВС НОАК. Поскольку это произошло вскоре после сообщения агентства «Синьхуа» о том, что J-20 вошел в состав ВВС НОАК, замечания эксперта были весьма интересными. В войне, сказал Чжан, J-20 проложит дорогу другим самолетам в воздушном сражении. Это предполагает выполнение задачи борьбы за превосходство в небе, аналогичную миссии американского истребителя F-22 «Рэптор», с которым J-20 часто сравнивают. Далее эксперт сказал, что J-20 в конечном итоге станет большим семейством самолетов, а Пекин сосредоточился на постоянном совершенствовании своих возможностей в области обработки информации и разведки.

В дополнение к плану разработки большего количества вариантов J-20 необходимо отметить, что ВВС НОАК не позволят экспортировать истребитель этого типа. Также сообщалось, что истребитель участвовал в испытаниях по перехвату воздушных целей за пределами дальности прямой видимости.

Малколм Дэвис, старший аналитик Австралийского института стратегической политики и эксперт по китайской авиации, подчеркнул, что СМИ часто сравнивают J-20 с F-22, а это не совсем правильно. F-22 является истребителем для борьбы за превосходство в воздухе, в то время как J-20, по его мнению, больше предназначен для дальнего перехвата, противовоздушной обороны и ударных операций.

Последнее с точки зрения поражения морских целей особенно важно в контексте стратегии преграждения доступа и блокирования отдельной зоны A2/AD (anti-access, area-denial). J-20 имеет малозаметность со стороны передней полусферы, а не всеракурсную, большую дальность и увеличенную массу полезной нагрузки, в связи с чем больше подходит для наступательных ударных операций, независимо от того, являются ли они воздушными или морскими.

Стратегия A2/AD является краеугольным камнем китайского военного планирования и призвана заставить потенциальных противников, а именно США действовать слишком далеко от материка – настолько, чтобы не быть эффективными. Ударные самолеты дальнего действия, а также крылатые и баллистические ракеты – важные компоненты этой стратегии.

Кого ждут авианосцы

Несмотря на то, что другой истребитель пятого поколения – FC-31 привлекает меньше внимания, чем J-20, этот самолет также интересен для специалистов. Он предназначен для ведения наступательных и оборонительных воздушных операций, нанесения ударов в глубине обороны противника, подавления ПВО, обеспечения непосредственной воздушной поддержки, ведения разведки, наблюдения и сбора информации. В видеоролике, показанном во время краткой презентации на авиасалоне в Дубае в 2015 году, эскадрилья FC-31 связывается друг с другом через защищенную линию передачи данных. На другом слайде было показано, как небольшое поперечное сечение самолета уменьшает радиус действия датчиков и оружия противника. Никаких подробностей относительно комплекта оборудования или оружия FC-31 представлено не было, но разработчик самолета – корпорация АВИК утверждает, что вся бортовая электроника и связь могут быть адаптированы к требованиям заказчика.

Самолет имеет шесть внешних жестких узлов подвески для авиационных средств поражения (АСП), а также внутренний отсек вооружения, в котором могут находиться еще четыре АСП. Масса полезной нагрузки – 8000 килограммов, из которых 2000 могут размещаться во внутреннем отсеке. Боевой радиус с АСП во внутреннем отсеке составляет 1200 километров, а максимальная взлетная масса – 25 тысяч килограммов.

«Что касается платформ пятого поколения, стоит обратить внимание на FC-31, который наряду с «Цзянь-15» (J-15) может оказаться на палубе третьего авианосца Китая и последующих кораблей по аналогии с американским F-35C, – говорит Дэвис. – J-31, предшественник FC-31, создавался с трудом, но эти проблемы, похоже, были решены в обновленной конструкции самолета FC-31, который также нацелен на экспортный рынок».

К сожалению, неясно, кто из клиентов Пекина в области военной авиации имеет средства для финансирования столь амбициозного проекта. Хотя Пакистану в конечном итоге такой самолет может быть интересен, он по-прежнему занят разработкой совместного с китайской компанией «Чэнду» истребителя JF-17 «Тандер». Пекин пользуется успехом, продавая самолеты за рубеж, но не побеждает на крупнейших мировых тендерах, которые привлекают европейских, российских и американских производителей истребителей.

Неясно, какой двигатель применяется на FC-31, но считается, что это российский ТРДДФ РД-93 разработки ОАО «Климов», который устанавливается на российские МиГи.

Поднебесный копипаст

«Приобретение Су-35 является одним из самых важных событий для ВВС НОАК, – полагает Дэвис. – Этот самолет представляет собой вершину дизайна в семействе Су-27, и Китай теперь может многому научиться и усовершенствовать свои технологии и производство, доведя их до идеальных конструкций, таких как J-11D и J-16, или разработать другие перспективные боевые самолеты. Ожидайте увидеть, как китайцы изучат Су-35 до мельчайших деталей, а затем интегрируют его системы в будущий самолет ВВС НОАК».

Отмечается, что Россия изначально опасалась продавать этот тип истребителя Китаю из-за склонности последнего использовать российские технологии для внутреннего развития и производственных целей. Действительно, два из самых важных самолетов китайских ВВС имеют иностранную родословную. Некоторые наблюдатели считают, что серия J-10 основана на проекте израильского истребителя «Лави» корпорации «Исраэль эйркрафт индастриз» (Israel Aerospace Industries Lavi). Хотя по конфигурации J-10 похож на «Лави» с одним подфюзеляжным воздухозаборником и передним горизонтальным оперением (ПГО), китайские официальные лица настаивали на том, что J-10 – традиционный национальный дизайн. С другой стороны, истребитель J-11 считается копией Су-27. Независимо от их происхождения эти два типа ключевые для ВВС НОАК. J-10 имеет три варианта – A, B и C. J-10B получил ряд важных отличий от J-10A, включая воздухозаборник, оптимизированный для снижения демаскирующих признаков, IRST-датчик и другие новые системы. На J-10C появилась бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР). Дэвис считает, что этот вариант сравним с истребителем F-16C Block 52 корпорации «Локхид Мартин». В дополнение к нескольким вариантам J-10 ВВС также развернули усовершенствованный вариант J-11, обозначенный как J-16. Этот истребитель имеет тандемно расположенные кресла экипажа, двигатель WS-10A и рассматривается как многоцелевой самолет типа F-15E корпорации «Боинг». В настоящее время разрабатывается вариант носителя средств РЭБ J-16D, который даст Китаю возможности, какие обеспечивают EA-18G «Гроулер» (Growler) корпорации «Боинг».

«J-16 – настоящий многоцелевой боевой самолет в отличие от J-11B/BS и имеет возможность заправки в полете, – говорит Дэвис. – Он также сможет нести китайские ракеты класса «воздух-воздух» дальнего действия и применять их по самолетам ДРЛОиУ для того, чтобы лишить авианосные силы ВМС США возможности действовать в пределах китайской зоны A2/AD».

Что кроме

Пекин работает над созданием авиационных сил различного назначения. В их числе собственный парк самолетов ДРЛОиУ, примером которого является KJ-2000 – платформа на базе Ил-76, а также KJ-200 на основе тактического транспортного Shaanxi Y-9. Китай разработал более совершенную платформу ДРЛОиУ, известную как KJ-500. Кроме того, продолжается создание самолета противолодочной обороны на базе Y-9 и стратегического военно-транспортного Y-20. Пекин продолжает наращивать возможности бомбардировщика H-6, созданного на основе Ту-16, и разрабатывает перспективный малозаметный бомбардировщик H-X, который аналогичен по конструкции американскому В-2 корпорации «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman). В последние годы немногие страны развивали свои ВВС так же быстро, как Китай. Но основные проблемы развития боевой авиационной техники у Поднебесной по-прежнему связаны с силовыми установками.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer