Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой


28 декабря 2018 года Герман Костринский, КоммерсантЪ


Российский авиатранспорт поставил власти перед непростым выбором — либо снизить уровень конкуренции, допустив крах ряда перевозчиков, либо посадить сектор на иглу госдотаций. Оба варианта не выглядят привлекательно. Первый приведет к социальным проблемам, второй превратит еще недавно успешную отрасль в еще одного постоянного просителя бюджетных средств.

Уходящий год внешне прошел для российской гражданской авиации спокойно: ее не сотрясали ни банкротства перевозчиков, ни громкие отставки. Глядя на растущий пассажиропоток, который по итогам января—ноября побил исторические рекорды, достигнув 107,8 млн человек, легко сделать напрашивающийся вывод о здоровом развитии авиатранспорта.
 
Но в диссонанс с этой благополучной картиной вступают финансовые показатели. В январе—сентябре, то есть с учетом высокого сезона, российские авиакомпании получили общий убыток в размере 19 млрд руб., к концу года он может достигнуть 39 млрд руб. В отрасли ситуацию объясняют ростом цен на топливо и очередным ослаблением рубля. Серьезность проблемы в декабре подтвердил дефолт пятой в стране Utair по кредитам.
 
Традиционно высококонкурентный российский рынок авиаперевозок оказался в положении, когда даже небольшое (в расчете на один билет) увеличение затрат приводит к проблемам почти у всех игроков. Авиаторы сами устанавливают цены на билеты, но из-за высокой конкуренции не могут переложить растущие расходы на пассажиров. В условиях стагнации экономики и низкого потребительского спроса главной причиной роста пассажиропотока стал продолжающийся не первый год демпинг — так называемое скрытое субсидирование пассажира.
 
Влияние конкуренции на ценовую политику авиакомпаний подтверждается колебаниями средней цены на билеты. По данным ГК «Аэроклуб» (организует деловые поездки для корпоративных клиентов), цены синхронно выросли в 2016 году после краха «Трансаэро». Тогда перелет из Москвы в Петербург подорожал на 8%, в Екатеринбург — на 12%, в Сочи — на 1%. Наблюдая рост цен, перевозчики приступили к увеличению флота. Но уже в 2017 году цены на билеты упали ниже уровня 2015 года: билет из Москвы до Петербурга подешевел на 14%, до Екатеринбурга — на 17%, до Сочи — на 17%. Компании жертвовали прибылью ради заполнения самолетов, чтобы иметь возможность закрывать лизинговые платежи. В результате в 2018 году отрасль показывает очень высокую загруженность самолетов (в январе—октябре занятость кресел составила 84,6%) и рекордные убытки.
 
К началу 2019 года российская авиация подошла к развилке, и направление поворота во многом зависит от позиции государства. Правительство может предоставить перевозчикам субсидии, запрошенные ими в расчете на рост доходов и исправление ситуации на рынке. К этому варианту призывают, в частности, в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Второй сценарий предполагает отказ от дотаций и передачу судьбы отрасли «невидимой руке рынка» с неизбежным болезненным процессом «очищения» от слабых и неэффективных игроков.
 
Несмотря на то что второй подход выглядит откровенно катастрофичным, на самом деле серьезные риски есть и у первого. Это риски подсаживания отрасли на иглу субсидий, как это уже произошло, например, в сельхозмашиностроении, где приостановка бюджетных вливаний даже на несколько месяцев вызывает немедленный обвал рынка. Предоставление отрасли самой себе в конечном итоге создаст гораздо более сбалансированную систему, однако на первом этапе будет чревато серьезной социальной напряженностью из-за неизбежного роста цен на билеты и необходимости разбираться явно не с одним банкротством авиакомпании. А это развоз тысяч пассажиров, сорвавшиеся отпуска и командировки, то есть еще один повод для недовольства граждан и многочисленных контрагентов банкрота.
 
Отсутствие окончательного решения о господдержке, ее размерах и сроках может служить индикатором того, что в правительстве до сих пор не выбрали стратегию. Оглядываясь на ситуацию на топливном рынке, можно предположить, что правительство будет искать очередное половинчатое «удовлетворяющее все стороны» решение. Но это означает только, что российская гражданская авиация окажется в подвешенном состоянии на еще один сезон, и вполне вероятно, что через год нам придется писать новогоднюю колонку примерно того же содержания.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов



Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer