NEW! |
|
|
Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой
28 декабря 2018 года Герман Костринский, КоммерсантЪ
Российский авиатранспорт поставил власти перед непростым выбором — либо снизить уровень конкуренции, допустив крах ряда перевозчиков, либо посадить сектор на иглу госдотаций. Оба варианта не выглядят привлекательно. Первый приведет к социальным проблемам, второй превратит еще недавно успешную отрасль в еще одного постоянного просителя бюджетных средств.
Уходящий год внешне прошел для российской гражданской авиации спокойно: ее не сотрясали ни банкротства перевозчиков, ни громкие отставки. Глядя на растущий пассажиропоток, который по итогам января—ноября побил исторические рекорды, достигнув 107,8 млн человек, легко сделать напрашивающийся вывод о здоровом развитии авиатранспорта.
Но в диссонанс с этой благополучной картиной вступают финансовые показатели. В январе—сентябре, то есть с учетом высокого сезона, российские авиакомпании получили общий убыток в размере 19 млрд руб., к концу года он может достигнуть 39 млрд руб. В отрасли ситуацию объясняют ростом цен на топливо и очередным ослаблением рубля. Серьезность проблемы в декабре подтвердил дефолт пятой в стране Utair по кредитам.
Традиционно высококонкурентный российский рынок авиаперевозок оказался в положении, когда даже небольшое (в расчете на один билет) увеличение затрат приводит к проблемам почти у всех игроков. Авиаторы сами устанавливают цены на билеты, но из-за высокой конкуренции не могут переложить растущие расходы на пассажиров. В условиях стагнации экономики и низкого потребительского спроса главной причиной роста пассажиропотока стал продолжающийся не первый год демпинг — так называемое скрытое субсидирование пассажира.
Влияние конкуренции на ценовую политику авиакомпаний подтверждается колебаниями средней цены на билеты. По данным ГК «Аэроклуб» (организует деловые поездки для корпоративных клиентов), цены синхронно выросли в 2016 году после краха «Трансаэро». Тогда перелет из Москвы в Петербург подорожал на 8%, в Екатеринбург — на 12%, в Сочи — на 1%. Наблюдая рост цен, перевозчики приступили к увеличению флота. Но уже в 2017 году цены на билеты упали ниже уровня 2015 года: билет из Москвы до Петербурга подешевел на 14%, до Екатеринбурга — на 17%, до Сочи — на 17%. Компании жертвовали прибылью ради заполнения самолетов, чтобы иметь возможность закрывать лизинговые платежи. В результате в 2018 году отрасль показывает очень высокую загруженность самолетов (в январе—октябре занятость кресел составила 84,6%) и рекордные убытки.
К началу 2019 года российская авиация подошла к развилке, и направление поворота во многом зависит от позиции государства. Правительство может предоставить перевозчикам субсидии, запрошенные ими в расчете на рост доходов и исправление ситуации на рынке. К этому варианту призывают, в частности, в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Второй сценарий предполагает отказ от дотаций и передачу судьбы отрасли «невидимой руке рынка» с неизбежным болезненным процессом «очищения» от слабых и неэффективных игроков.
Несмотря на то что второй подход выглядит откровенно катастрофичным, на самом деле серьезные риски есть и у первого. Это риски подсаживания отрасли на иглу субсидий, как это уже произошло, например, в сельхозмашиностроении, где приостановка бюджетных вливаний даже на несколько месяцев вызывает немедленный обвал рынка. Предоставление отрасли самой себе в конечном итоге создаст гораздо более сбалансированную систему, однако на первом этапе будет чревато серьезной социальной напряженностью из-за неизбежного роста цен на билеты и необходимости разбираться явно не с одним банкротством авиакомпании. А это развоз тысяч пассажиров, сорвавшиеся отпуска и командировки, то есть еще один повод для недовольства граждан и многочисленных контрагентов банкрота.
Отсутствие окончательного решения о господдержке, ее размерах и сроках может служить индикатором того, что в правительстве до сих пор не выбрали стратегию. Оглядываясь на ситуацию на топливном рынке, можно предположить, что правительство будет искать очередное половинчатое «удовлетворяющее все стороны» решение. Но это означает только, что российская гражданская авиация окажется в подвешенном состоянии на еще один сезон, и вполне вероятно, что через год нам придется писать новогоднюю колонку примерно того же содержания.
|
|
| Анастасия Львова РБК Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
| | | Дмитрий Маракулин, Евгений Петров Деловой Петербург У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
| | | Антон Белый Известия Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
| | | Кирилл Соколов, Михаил Добрунов РБК Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
| | | Илья Словесный Деловой Петербург Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
| | | Динара Прокопьева Татар-Информ Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
| | | Вера Басилая Взгляд Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
| | | Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова РБК ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
| | | Алексей Блинов РБК Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
| | | Марина Журавлева РБК Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
| | | Владимир Гаврилов, Станислав Федоров Известия Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
| | | Моника Хантер-Харт Forbes Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
| | | Владислав Новый Forbes Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
| | | Анастасия Николаева Интерфакс Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
| | | Анастасия Львова РБК «Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
| | | Наталья Башлыкова Известия В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
| | | Андрей Коршунов Известия Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
| | | Валерий Филоненко Парламентская газета Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
| | | Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова РБК «Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
| | | Анастасия Морозова Forbes СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
| | | Дмитрий Корнев Известия Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
| | | Михаил Миронюк Известия Летное бремя
| | | Джереми Богайски Forbes Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
| | | Мария Недюк Известия Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
| | | Владимир Мазенко "Комсомольская правда" В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
| | | Валерий Кодачигов Известия Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд
| | | Деловой Петербург Пулково полетел на российском софте
| | | Маргарита Грошева РБК Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
| | | Марина Киселева Парламентская газета В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
| | | Анастасия Львова, Яна Баширова РБК Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
| | | Андрей Коршунов Известия Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
| | | Наталья Башлыкова Известия Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
| | | Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева Известия Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
| | | Евгений Берсенев Свободная Пресса Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
| | | Альберт Калашян Известия Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
| | | Юлия Леонова Известия Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
| | | Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров Известия Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
| | | Дмитрий Корнев Известия Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
| | | Анастасия Львова РБК Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
| | | Антон Белый Известия Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
| | | Илья Словесный Деловой Петербург Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
| | | Евгений Слюта Известия Лунная находка
| |
|
erid: LatgC9sMF
|