UTair сообщила о приостановке выплат по части кредитов. Причина — обеспечение бесперебойной работы в низкий зимний сезон.
Как говорится в сообщении компании, останавливаются выплаты по семилетнему кредиту в декабре и возобновится погашение прибыльным летом. При этом подчеркивается, что по 12-летним обязательствам UTair произвела платежи без задержек и в полном объеме.
Контрольный пакет UTair принадлежит через «АК-Инвест» «Сургутнефтегазу», почти 40% правительству Ханты-Мансийского автономного округа, остальное у правительства Тюменской области.
Договорятся ли в очередной раз акционеры? Комментирует аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Авиакомпания UTair находится в вялотекущем кризисе, наверное, еще с 2008 года. UTair все-таки удалось удержаться и благодаря своему основному акционеру «Сургутнефтегазу», которому удалось договориться о реструктуризации долгов, но конъюнктура рынка все-таки не позволяет пока авиакомпании зарабатывать настолько много, чтобы обслуживать текущие да еще и накопившиеся долги, а долги колоссальные. Предыдущий период, когда авиакомпания находилась между жизнью и смертью, был в районе 2015 года, и тогда удалось договориться об очередной реструктуризации долгов, сейчас наступил период выплат, и авиакомпания пока не готова. Но в данный момент, когда вся авиационная отрасль и авиакомпания UTair, в частности, вошли в низкий зимний сезон, когда прибыль как таковая в принципе отсутствует в авиакомпании, а напротив авиакомпании генерируют убытки, потому что пассажиров нет, а самолеты есть, персонал есть, все это требует поддержания и содержания, поэтому объявление компании UTair вполне понятно и объяснимо. Другое дело, пойдут ли навстречу компании-кредиторы, может быть, под обязательства «Сургутнефтегаза». Тем более что у того же «Сургутнефтегаза» достаточно ресурсов, чтобы предоставить какие-то гарантии или частично погасить долги авиакомпании UTair. Но мы не знаем, о чем думают акционеры, видят ли они какую-то перспективу для авиакомпании. Они лучше нас видят бухгалтерию, всю экономику и понимают, есть необходимость, есть ли смысл дальнейшего кредитования UTair или же дела настолько бесперспективны, что, может быть, и не стоит дальше тащить то, что будет только генерировать в будущем еще больше долгов. Поэтому здесь решение за акционерами, а договориться, я думаю, они в состоянии, наверно, с любым банком».
UTair заключила два соглашения о синдицированных кредитах с банками. Первый кредит сроком на семь лет на сумму 18,9 млрд рублей, второй — на 24,1 млрд рублей на 12 лет. Под первый кредит правительство одобрило госгарантии на 9,5 млрд рублей.
О том, что авиакомпания начала процедуру реструктуризации долгов из-за роста цен на топливо и падения рубля, стало известно в начале декабря. Завершить процесс, который авиаперевозчик проводит в консультациях с Райффайзенбанком, планируется к середине следующего года.
Райффайзенбанк уже занимался реструктуризацией долгов UTair в 2015 году. Тогда компания рефинансировала два синдицированных кредита почти на 43 млрд рублей и два облигационных займа еще на 13 млрд.