Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самая большая "Мрия"


21.12.18 12:59 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В июне 2001 г. на самом, пожалуй, престижном авиасалоне в мире в Ле Бурже (Франция), на котором автор статьи побывал впервые, не просто звездой, а, без преувеличения, суперзвездой была «Мрия» (мечта – в переводе с украинского) – шестидвигательный гигант Ан-225, созданный в прославленном ОКБ О.К. Антонова. Первый полет этого уникального, самого большого в мире самолета с непростой судьбой состоялся 30 лет назад, 21 декабря 1988 г.

Первоначально самолет создавался для перевозки различных частей ракеты-носителя «Энергия» и орбитального корабля «Буран» на Байконур для окончательной сборки. Проектная длина некоторых из них достигала 60 м, а диаметр – 8 м. Проект «Мрии» реализовывался в рамках перспективной космической программы, в которой Ан-225 должен был стать первой ступенью системы воздушного старта космического корабля, летающим космодромом, со «спины» которого космический «челнок» должен был стартовать на орбиту.

Для доставки фрагментов и использования «Руслана» в качестве «летающего» космодрома требовалась кардинальная корректировка проекта, в т. ч. замена вертикального однокилевого оперения (находилось в зоне струи двигателей стартующего «челнока») на двухкилевое.

Концепция нового самолета разрабатывалась под руководством генерального конструктора Петра Васильевича Балабуева, возглавившего ОКБ в 1984 г. после ухода из жизни О.К. Антонова. Скажем кратко о главных конструктивных особенностях нового самолета по сравнению с «Русланом».

Прежде всего, это крыло с новым центропланом увеличенного размаха, но с «руслановской» отъемной частью крыла, способное нести шесть запорожских двигателей ТРДД Д18Т. Вставка дополнительных секций удлинила фюзеляж, на нем сверху установили узлы крепления для грузов.

Увеличено число опор основных шасси до семи с каждого борта, носовое шасси усилено. Спроектировано новое хвостовое двухкилевое оперение. Эти и другие «новинки» обеспечили решение главных задач: перевозка крупногабаритных, тяжелых, длинномерных грузов общей массой до 250 т внутри грузовой кабины (ее размеры: длина – 43 м, ширина по полу – 6,4 м, высота – 4,4 м); перевозка тяжелых крупногабаритных моногрузов массой до 200 т на фюзеляже; создание на базе «Мрии» авиационно-космических систем.

21 декабря 1988 г. Ан-225 взлетел с аэродрома «Святошино» с экипажем ОКБ во главе с Заслуженным летчиком-испытателем СССР Александром Галуненко. В феврале 1989 г. в аэропорту «Борисполь» прошла презентация «Мрии».

Страна разваливалась, а «Мрия» летала по миру с огромным успехом. Настоящий фурор вызвало появление «Мрии» с «Бураном» на фюзеляже в Ле Бурже летом 1989 г. В 1989-1993 гг. «Мрия» с триумфом демонстрировалась на авиасалонах в США, Канаде, Великобритании, Сингапуре, а в августе 1993 г.– на «Мосаэрошоу» в Жуковском. Выполнялись и грузовые перевозки в стране и за рубежом, подтвердившие огромный транспортный потенциал самолета. Когда к программе «Энергия – Буран» был практически потерян интерес со стороны государства и прекращено финансирование, дальнейшая судьба «Мрии» в качестве авиационно-космической транспортной системы стала неопределенной.

К апрелю 1994 г. «Мрия» налетала 671 час и 339 полетов, успев выполнить большую часть программы госиспытаний, подтвердив заданные параметры и характеристики. Это послужило позднее базой для сертификации самолета. А сам он, между тем, встал на семилетний прикол на земле.

7 мая 2001 г. можно считать вторым рождением «Мрии»: состоялся «второй первый» взлет модернизированного Ан-225, предназначенного для коммерческих грузоперевозок. В течение месяца Ан-225 выполнил около 20 испытательных полетов, продемонстрировав высокую надежность и успешно завершив программу сертификации. 

26 мая 2001 г. в аэропорту «Борисполь» председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина вручила разработчикам Ан-225 сертификат типа. 

А 11 сентября 2001 г. под руководством Александра Галуненко  «Мрия» установила абсолютные мировые рекорды: на высоту 2000 м была поднята коммерческая нагрузка 253,820 т, а самолет с грузом 250 т достиг высоты 10 570 м.

Так началась новая глава в жизни уникального самолета, который работает в авиакомпании «Авиалинии Антонова». Летом 2018 г. «Мрия» выполнила серию из 12 последовательных рейсов по доставке генераторов (массой до 160 т) для теплоэлектростанции из Чили в Боливию. А недавно, в сентябре 2018 г. «Мрия» совершила кругосветное путешествие, преодолев более 33 тыс. км по доставке гуманитарной помощи на остров Гуам. Масса доставленного груза – 123 т. 

Сложно представить, как сложилась бы судьба «Мрии», будь она создана на 10-15 лет ранее. Удивительно, как лишь за три года до распада великой авиационной державы появился уникальный самолет. Наверное, советский авиапром даже в конце 80-х гг. имел огромный запас прочности, который, к сожалению, мы впоследствии во многом растеряли.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer