Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эволюционные настроения


13 декабря 2018 года Вероника Маслова, КоммерсантЪ


Интерес к оперативному лизингу на российском рынке растет, но по своему размеру сегмент пока уступает европейским странам. Использование этой модели, фактически предполагающей аренду техники, оказывается более эффективным и выгодным вариантом, чем более привычный финансовый лизинг.

На сегодняшний день оперативный лизинг пока остается новым направлением на российском рынке. Если в Европе он представлен в основном сегментами легкового и грузового транспорта, то в России он более развит в сегменте авиа- и железнодорожного транспорта. Значительная часть оперативного лизинга приходится на авиационную технику, отмечает эксперт-аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. Судя по отчетности, у крупнейших авиакомпаний, включая "Аэрофлот", часть бортов находится в операционной аренде (так в МСФО учитывается оперативный лизинг). "Большой импульс это направление вынужденно получило после банкротства авиаперевозчика номер два — "Трансаэро". Его авиапарк, полученный по лизингу, вернулся лизингодателям, а через них частично достался другим авиакомпаниям",— говорит Алексей Калачев.
 
Дорогое удовольствие
 
Согласно исследованиями агентства "Эксперт РА", в 2017 году доля оперативного лизинга составляла 21% от объема нового бизнеса, в 2016 году — 16%. По данным компании Carcade, за девять месяцев 2018 года в целом по России доля сегмента снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 9% и составила 12%. Основные сделки вновь пришлись на авиализинг: около 84% от объема оперативного лизинга против 58% соответствующего периода прошлого года, а доля железнодорожной техники упала с 39 до 10%. При этом в авиасегменте оперлизинг остается на уровне 67%, отмечает генеральный директор компании Carcade Олег Заглядин.
 
"Неизбежно доля оперативного лизинга будет расти, это эволюционный путь развития финансового инструмента, который прошли западные страны. Доля оперлизинга в Европе более 50%, в России около 20%. Появляется спрос в первую очередь на тяжелый грузовой транспорт со стороны автомобильных грузоперевозчиков",— отмечает коммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков. Главный сдерживающий фактор развития, по его мнению,— стоимость финансовых ресурсов для лизинговой компании, а значит, конечного предложения для предпринимателей. У лизинговых компаний пока не хватает компетенций для запуска массового предложения.
 
"Это дорогой и специфический продукт, который не все могут себе позволить, и он по-прежнему остается новинкой и диковинкой для российского потребителя",— отмечает Антон Морозов, директор по продажам ООО "ГКР-Лизинг". По его оценкам, в целом по стране на долю такого продукта приходится 10-15% от всех сделок. За девять месяцев 2018 года этот сегмент вырос на 5-10%, оценивает эксперт. Основная причина роста — целенаправленное и регулярное его продвижение лидерами рынка.
 
Рынок оперлизинга характеризуется сильной концентрацией. В 2016 году на три крупнейшие компании (Государственная транспортная лизинговая компания, "Сбербанк Лизинг", "ВЭБ-лизинг") приходилось 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м — 73%, по итогам девяти месяцев 2018 года — 79%. "Концентрация на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе оперативного лизинга значительно превосходит концентрацию в финансовом, поскольку с основным видом оборудования, передаваемым в оперлизинг,— авиатехникой — работает ограниченное число компаний",— говорит господин Заглядин.
 
Сервисная надстройка
 
Оперативный лизинг — это, по сути, аренда техники, предоставляемой на время и без необходимости ее выкупать. Срок оперлизинга намного меньше периода амортизации оборудования. По истечении договора оперативного лизинга техника возвращается лизингодателю и может снова предоставляться другому лизингополучателю.
 
В первую очередь оперативный лизинг отличается от финансового включенным в договор набором сервисных услуг, связанных с эксплуатацией имущества. При этом сервисный пакет может быть как минимальным, например, страховое покрытие и регламентное техническое обслуживание, так и расширенным — включающим внеплановый ремонт, шинный сервис, пакет управления автопарком, мойки, помощь на дорогах. В каждом отдельном случае он согласовывается с клиентом в зависимости от его потребностей и в то же время выполняет функцию обеспечения того размера остаточной стоимости, риск которой берет на себя лизинговая компания, отмечает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" Андрей Волков.
 
"Привлекательность оперативного лизинга в удобстве: единый платеж за автомобиль, включающий практически все эксплуатационные расходы, специальная служба лизинговой компании, которая напомнит о необходимости пройти очередное техобслуживание или сделать шиномонтаж и запишет на сервис, простая и удобная замена автомобиля на новый в конце срока эксплуатации",— перечисляет господин Волков.
 
Работа на массу
 
Авиатехника занимает наибольшую долю в оперлизинговом портфеле в силу высокой стоимости. Однако если говорить о более массовом корпоративном сегменте, то это легковой и грузовой автотранспорт для крупного бизнеса, которому каждые два-три года надо полностью менять автопарк. "Этот продукт остается одним из самых востребованных инструментов для бизнеса при обновлении автопарков. Среди потребителей — российские представительства крупных иностранных компаний, а в Петербурге, например, дочерние компании финских предприятий",— отмечает генеральный директор компании "ВТБ Лизинг" Дмитрий Ивантер. По его словам, спрос на оперативный лизинг связан со стремлением компаний сократить издержки на содержание своих автопарков, переводя их на аутсорсинг.
 
"Заинтересованность проявляют многие компании из разных отраслей. На наш взгляд, это очень хорошая тенденция: бизнес стремится оптимизировать затраты и интересуется новыми формами владения автопарком, новыми продуктами, основанными на современных технических решениях",— говорит господин Волков. Преимущественно это компании, для которых автотранспорт — непрофильное направление, а парк необходим для обслуживания основной деятельности (для менеджеров по продажам, сервисных специалистов, руководителей и других сотрудников).
 
Лизингополучателям эта форма может быть интересной из-за более низкой цены старта для бизнеса, считает господин Калачев. Также она интересна в тех отраслях, где быстро происходит технологическое обновление и выгоднее арендовать новую технику, чем брать на баланс устаревшую. Кроме того, для проектов с определенным сроком реализации, например строительных, нет смысла покупать технику, гораздо эффективнее брать ее в оперативный лизинг, добавляет эксперт.
 
Оперативный лизинг будет занимать определенную долю рынка и впредь, тем не менее тот бурный рост доли, который наблюдался в последние годы, вероятнее всего, был временным явлением, вызванным трудностями у ряда лизингополучателей, считает господин Калачев. Техника оказалась невыкупленной и вернулась лизинговым компаниям. Но не все можно продать на вторичном рынке — что-то приходится возвращать в оборот через аренду.
"Многие участники лизингового сообщества прогнозировали начало развития операционного лизинга с легкового транспорта. Я считаю, что, начавшись с авиационного, железнодорожного, далее перейдя в сегмент грузового транспорта и строительной техники, операционный лизинг в конце концов получит развитие в массовом сегменте легковых машин",— отмечает Сергей Жарков. На рынке давно уже существуют развитые системы мониторинга лизингового имущества и развит вторичный рынок транспорта, что является важными составляющими для развития этого сегмента, добавляет он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer