Utair ведет переговоры с банками о реструктуризации долга, сообщила авиакомпания 7 декабря. В релизе отмечается, что реструктуризация связана с «нестабильной ситуацией на авиарынке из-за роста цен на топливо и скачков валютного курса» и «позволит оптимизировать расходы на обслуживание долга и высвободить ресурсы для операционной деятельности». Гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов утверждает, что у перевозчика нет просроченной задолженности и задержек выплат перед банками. Консультантом авиакомпании по реструктуризации выступает Райффайзенбанк. Управляющий директор банка Дмитрий Средин уточнил, что переговоры с банками уже начались: «Общие принципы и условия реструктуризации будут представлены вместе с обновленной финансовой моделью».
По количеству перевезенных пассажиров Utair занимает пятое место на рынке (6,44 млн пассажиров за 10 месяцев 2018 года). По данным Kartoteka.ru, 50,11% компании через АО «АК-Инвест» принадлежит НПФ «Пенсионный выбор» (бывший НПФ «Сургутнефтегаза»), 38,83% находятся в собственности департамента имущества Югры, еще 8,44% у департамента имущества Тюменской области, остальные доли у физлиц.
Компания уже находилась в тяжелом финансовом состоянии в 2015 году. Тогда ей удалось договориться о реструктуризации долгов с синдикатом из 11 банков во главе со Сбербанком. Синдикат выдал перевозчику кредиты на 18,9 млрд руб. и 23,7 млрд руб. сроком на 7 и 12 лет соответственно. В декабре того же года Сбербанк выдал отдельный кредит на 17,39 млрд руб. на 7 лет. По данным отчетности за третий квартал 2018 года, компания обслуживает кредиты на 59,9 млрд руб., просроченной задолженности нет. Сумма основного долга по первому синдицированному кредиту снизилась до 15,4 млрд руб., суммы по второму и третьему кредитам не изменились. В Сбербанке отказались от комментариев.
Для сравнения, чистый долг «Аэрофлота» на сентябрь составляет 36,8 млрд руб., банковский долг — 3,5 млрд руб. При этом выручка Аэрофлота в 2017 году составила 446,7 млрд руб., Utair — 55 млрд руб. Источник “Ъ”, близкий к одному из кредиторов Utair, говорит, что долг еще не проблемный, но требующий внимания, по долгу есть гарантия «Сургутнефтегаза».
В зимний период авиакомпании традиционно испытывают нехватку оборотных средств. Директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что около 40% банкротств авиакомпаний приходятся на начало осени, еще 40% — на январь. «Значительная часть клиентов стремится купить билеты в преддверии новогодних праздников, по окончании которых реализация билетов сокращается, а объем перевозок не падает. Это создает опасную ситуацию для игроков рынка»,— объяснил эксперт. Он пояснил, что в текущих рыночных условиях бизнес перевозчиков построен на пирамидальном принципе: компаниям нужно постоянно расти, чтобы своевременно отдавать кредиты. В условиях переизбытка предложения компании вынуждены максимально снижать плату за услуги. 6 декабря Utair объявила о снижении своего минимального тарифа с 1990 до 990 руб. Продажи билетов по новым тарифам начинаются с 10 декабря на вылет с февраля. В авиакомпании рассчитывают при снижении средней стоимости билетов на 6,6% увеличить загрузку на 10%.
Собеседники “Ъ” на рынке утверждают, что после реструктуризации 2015 года многие контрагенты Utair перешли на работу с предоплатой. В 2017 году и весной 2018 года проблем с задержками платежей не возникало. При этом осенью перевозчик отказался от крупных ремонтов нескольких своих судов, объяснив отказ тем, что самолеты еще не выработали ресурс. Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко отмечает, что кредиторы могут отказать в реструктуризации, если на этапе оценки предложения должника очевидно, что реструктуризация только отложит банкротство компании.
По количеству перевезенных пассажиров Utair занимает пятое место на рынке (6,44 млн пассажиров за 10 месяцев 2018 года). По данным Kartoteka.ru, 50,11% компании через АО «АК-Инвест» принадлежит НПФ «Пенсионный выбор» (бывший НПФ «Сургутнефтегаза»), 38,83% находятся в собственности департамента имущества Югры, еще 8,44% у департамента имущества Тюменской области, остальные доли у физлиц.
Компания уже находилась в тяжелом финансовом состоянии в 2015 году. Тогда ей удалось договориться о реструктуризации долгов с синдикатом из 11 банков во главе со Сбербанком. Синдикат выдал перевозчику кредиты на 18,9 млрд руб. и 23,7 млрд руб. сроком на 7 и 12 лет соответственно. В декабре того же года Сбербанк выдал отдельный кредит на 17,39 млрд руб. на 7 лет. По данным отчетности за третий квартал 2018 года, компания обслуживает кредиты на 59,9 млрд руб., просроченной задолженности нет. Сумма основного долга по первому синдицированному кредиту снизилась до 15,4 млрд руб., суммы по второму и третьему кредитам не изменились. В Сбербанке отказались от комментариев.
Для сравнения, чистый долг «Аэрофлота» на сентябрь составляет 36,8 млрд руб., банковский долг — 3,5 млрд руб. При этом выручка Аэрофлота в 2017 году составила 446,7 млрд руб., Utair — 55 млрд руб. Источник “Ъ”, близкий к одному из кредиторов Utair, говорит, что долг еще не проблемный, но требующий внимания, по долгу есть гарантия «Сургутнефтегаза».
В зимний период авиакомпании традиционно испытывают нехватку оборотных средств. Директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что около 40% банкротств авиакомпаний приходятся на начало осени, еще 40% — на январь. «Значительная часть клиентов стремится купить билеты в преддверии новогодних праздников, по окончании которых реализация билетов сокращается, а объем перевозок не падает. Это создает опасную ситуацию для игроков рынка»,— объяснил эксперт. Он пояснил, что в текущих рыночных условиях бизнес перевозчиков построен на пирамидальном принципе: компаниям нужно постоянно расти, чтобы своевременно отдавать кредиты. В условиях переизбытка предложения компании вынуждены максимально снижать плату за услуги. 6 декабря Utair объявила о снижении своего минимального тарифа с 1990 до 990 руб. Продажи билетов по новым тарифам начинаются с 10 декабря на вылет с февраля. В авиакомпании рассчитывают при снижении средней стоимости билетов на 6,6% увеличить загрузку на 10%.
Собеседники “Ъ” на рынке утверждают, что после реструктуризации 2015 года многие контрагенты Utair перешли на работу с предоплатой. В 2017 году и весной 2018 года проблем с задержками платежей не возникало. При этом осенью перевозчик отказался от крупных ремонтов нескольких своих судов, объяснив отказ тем, что самолеты еще не выработали ресурс. Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко отмечает, что кредиторы могут отказать в реструктуризации, если на этапе оценки предложения должника очевидно, что реструктуризация только отложит банкротство компании.