Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Центр высокого полета


26 ноября 2018 года Анна Героева, КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)


Неотъемлемой частью научной и корпоративной жизни ЦАГИ является авиамоделизм. Институт активно поддерживает традиции развития этого вида спорта, постоянно привлекая в свою команду новых участников. На базе собственного инновационного центра, который находится в Технопарке ЦАГИ, молодые инженеры и ученые строят авиамодели и регулярно завоевывают титулы чемпионов международных соревнований.

Кузница молодых авиаконструкторов
 
«Свои первые авиационные модели мои ученики делают из пенопласта, что достаточно просто. Такие самолеты относительно неплохо летают, и моделирование происходит примерно на пятом занятии. Уже потом мы рассказываем им о наборных конструкциях, теории двигателей, аэродинамике, даем понятие о материалах, прочности и композитах. А начинается курс с урока по технике безопасности, конечно»,— говорит руководитель авиамодельного кружка, ведущий инженер второго отделения Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) Николай Чекалин. Для выпускника приборостроительного факультета МАТИ авиация — это не просто увлечение с детства, а профессия. Он мечтал стать летчиком, но не вышло по состоянию здоровья — сегодня ему 73 года, из них 40 он преподает в авиамодельном кружке. Сейчас в нем занимаются восемь детей в возрасте от 8 до 13 лет. Авиамодельный кружок — это кузница кадров для ЦАГИ и для всей авиаотрасли. «Уже третий год при институте работает Молодежный инновационный технический центр (МИТЦ) с авиамодельным кружком, где школьники знакомятся с азами аэродинамики, получают практические навыки самолето- и вертолетостроения, вовлекаются в научную и исследовательскую работу. Условия, в которых они учатся делать небольшие самолеты, дают возможность получить основные знания, необходимые будущим авиастроителям. МИТЦ занимает три больших помещения, где сначала можно виртуально построить модель, затем ее сконструировать, после чего испытать в помещении для пробных запусков. «Выпускники нашего молодежного центра могут в будущем попробовать себя в более серьезных проектах на территории Технопарка, например в разработке и производстве сверхлегких летательных аппаратов или в проектировании и создании учебной аэродинамической трубы для проведения испытаний, которую воплощает в жизнь компания "Эволюшн Лаб"»,— говорит заместитель начальника комплекса перспективного развития и руководитель проекта «Технопарк ЦАГИ» Дмитрий Чернышев (о том, как будет создаваться Технопарк, см. стр. 7). По словам Николая Чекалина, занимаются в кружке в основном мальчишки, девочек за все время его существования было не больше десяти, и так или иначе большинство посетителей кружка связывают свою дальнейшую жизнь с авиацией, поступая в МАИ или на профильные факультеты МФТИ. А по окончании университета многие идут работать в ЦАГИ, как это сделали, например, нынешние сотрудники института Андрей Шаповалов, Сергей Ременчуг, Александр Клюев. Их коллега Федор Абрамов тоже работает в ЦАГИ на технической должности, но при этом помогает Николаю Чекалину вести занятия в кружке. «Это хорошо, что он вернулся: у него с нашими ребятами разница всего в десять, что ли, лет — он с ними находит общий язык быстрее меня»,— говорит Николай Чекалин.
 
От станка к пьедесталу почета
 
Центр открыт для школьников, увлеченных авиацией и связывающих с ней свое будущее. Дети, посещающие кружок, не обязательно в дальнейшем станут авиаконструкторами, но они получат ценный опыт и знания, а некоторые, возможно, свяжут свою жизнь с авиамодельным спортом. Авиамоделизм в России ведет свою историю с 1926 года, когда в Москве впервые прошли официальные всесоюзные соревнования. С тех пор они проводятся регулярно, представители авиамодельного кружка и сотрудники ЦАГИ не раз становились победителями российских и международных первенств — сейчас они лидеры сборной по авиамодельному спорту в разных дисциплинах. На базе МИТЦ были созданы десятки авиамоделей, простых и сложных, в том числе чемпионские — титулованными спортсменами, сотрудниками ЦАГИ. В конце июля они участвовали в чемпионате Европы по авиамодельному спорту в дисциплине свободно летающих моделей самолетов, который проводится раз в два года. Среди 27 команд было разыграно три комплекта медалей в трех классах авиамоделей (планеры, резиномоторные и таймерные модели). По итогам состязаний, которые проводились в городе Сентеш (Венгрия), 28-летний инженер беспилотных летательных аппаратов сотрудник научно-производственного комплекса ЦАГИ Альберт Булатов привез золотую медаль: он стал лучшим в классе резиномоторных моделей самолетов. И это не первая победа сотрудников ЦАГИ. Ранее восемь сотрудников института принимали участие в нескольких этапах Кубка России в Нальчике. Лучшим в своем классе на четвертом этапе Кубка стал Альберт Булатов, а Юрий Евдокимов завоевал бронзу в классе планеров. Титул чемпиона Европы не первый в копилке достижений Булатова. В 2013 году он стал чемпионом мира по авиамодельному спорту, и это далеко не полный список его побед. «Альберт Булатов — заслуженный мастер спорта по свободно летающим моделям самолетов и один из самых титулованных спортсменов в российской сборной, где высокая конкуренция, хотя вид спорта и не является олимпийским. В 37 спортивных дисциплинах у нас выступают больше сотни спортсменов со всей России»,— говорит Игорь Трифонов, вице-президент федерации авиамодельного спорта РФ. Каждый спортсмен проделал свой путь к пьедесталу почета. Альберт Булатов пришел в авиамодельный кружок в возрасте восьми лет. Мастер спорта международного класса и чемпион мира 2011 года 36-летний Юрий Евдокимов занимается авиамодельным спортом с 10 лет: свою первую авиационную модель он склеил в Смоленске в кружке юных техников, будучи школьником. Чемпион Европы 2016 года Алексей Бурдов занимается авиамодельным спортом с 12 лет. При этом каждый сотрудник ЦАГИ и по совместительству титулованный спортсмен после кружка получил высшее образование в МАИ, точно зная, что в будущем желает связать свою жизнь с авиастроением. «В нашем виде спорта нет случайных людей, только настоящие профессионалы. Сотрудники ЦАГИ — одни из лучших спортсменов в стране»,— говорит Игорь Трифонов. Среди сотрудников ЦАГИ — два заслуженных мастера спорта, четыре КМС и шесть МС.
 
Хобби и труд рядом идут
 
Авиамоделизм — профильный вид спорта и одна из главных составляющих корпоративной деятельности ЦАГИ. «Федерация, как правило, мало что оплачивает спортсмену. Институт помогает нам во многом»,— говорит Альберт Булатов. Главное, что дает спортсмену ЦАГИ,— это возможность развиваться. Работать над своей авиамоделью можно прямо здесь, но, конечно, не в рабочее время. Перед важными соревнованиями можно тренироваться — запускать модель. Они у Булатова непростые. Он выступает в дисциплине «резиномоторная модель»: такие модели поднимает в воздух резиновый двигатель, представляющий собой кольцо диаметром 300 мм из резины сечением 14 мм. Для изготовления двигателя необходимо 30 г такой резины. Резиновое кольцо вкручивается внутри фюзеляжа, и один конец крепится в одной части фюзеляжа, второй — на вал винта в носу фюзеляжа. Винт создает тягу, и модель взлетает. Конечно, для многих спортсменов участие в соревнованиях и выступления в составе сборной страны по авиамодельному спорту — это хобби. Однако оно тесно связано с основной деятельностью сотрудников ЦАГИ и помогает им в основной работе: опыт, полученный при подготовке к соревнованиям и участии в них, способствует развитию ряда направлений авиамоделизма. «Чтобы построить модель, мы проходим все этапы производственной подготовки, в частности делаем вакуумное формование, готовим матрицу, проектируем — делаем все, как на производстве, только в масштабе моделей. Например, мы сделали уникальную модель с дополнительной механизацией крыла с закрылкой, благодаря которой я получил преимущество на чемпионате мира во Франции в 2013 году»,— говорит заслуженный мастер спорта Альберт Булатов. Начальник отдела научно технического центра научно-производственного комплекса Юрий Евдокимов сделал на базе МИТЦ свободно стопорящую динамически подобную авиамодель (она геометрически подобна натурному летательному аппарату), с которой завоевал не один чемпионский титул. «Класс наших моделей называется "свободно летающая модель планера". Задача конструктора и участника соревнований так ее спроектировать, чтобы она продержалась в воздухе дольше, чем у конкурентов»,— говорит Юрий Евдокимов. В нынешнем году он стал обладателем Кубка России в классе моделей планеров, соревнования проходили в несколько этапов в разных городах страны, в зачет пошло три лучших его результата. Состязание было непростым — конкурентов у Евдокимова оказалось много: только в Нальчике было 75 участников со всей России, там сотрудник ЦАГИ стал вторым. Модель самолета, с которой Евдокимов заявился на высокие соревнования, он делает в том числе из композиционных материалов, поэтому она получается прочной и очень легкой, несмотря на немалые размеры. «У нас допускается площадь модели от 32 до 34 кв. дм, а в сборке она должна весить как минимум 410 г, а длина леера не превышать 50 м. Такая модель способна залететь на 125 м за счет динамического старта»,— говорит Юрий Евдокимов. На соревнования можно заявить четыре модели, для этого спортсмен должен сделать их сам, совершенствуя и применяя новые аэродинамические решения. У Евдокимова пять моделей. Спортсмен сделал их за последние пять лет, внедряя свои и чужие наработки, стремясь облегчить конструкцию, чтобы она дольше продержалась в воздухе. На крупных соревнованиях дают несколько стартов — обычно это семь полетов длительностью от 3 до 4 минут. Модель не управляется с земли и летит туда, куда дует ветер. Она может улететь далеко, и спортсмен должен найти ее и вернуться на место старта в течение 10 минут. Выигрывает тот, чей самолет дольше всех планирует в воздухе. Спортсмены ЦАГИ постоянно работают над моделями и продолжают готовиться к новым соревнованиям, в частности к чемпионату мира по авиамодельному спорту, который пройдет в октябре 2019 года в Калифорнии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer