Территория инноваций
Как объединить в одном месте научную, технологическую и техническую базу для производства и внедрения новейших продуктов? Эту задачу российская наука вместе с властями решает последние годы на территории Подмосковья. Для развития научного потенциала авиаотрасли в городе Жуковском к концу 2018 года будет открыт технопарк. Именно в этом городе находятся важнейшие научные институты и высокотехнологичные предприятия отрасли, сконцентрирован ее научно-технический потенциал. «Для того чтобы он максимально эффективно работал в интересах промышленности и российской экономики, необходимо наличие инфраструктуры, которая обеспечит создание и развитие новых технологичных решений и продуктов, востребованных рынком»,— говорит заместитель начальника комплекса перспективного развития и руководитель проекта «Технопарк ЦАГИ» Дмитрий Чернышев. Он ожидает, что благоприятные условия, которые парк предоставит компаниям, решившим работать на его территории, привлекут технических и бизнес-инноваторов, помогут укрепить научно-технические коллективы, известные передовыми разработками и уникальными знаниями.
Другие эксперты по инновациям поясняют, что строительство инфраструктуры для технологических стартапов — это «дорогое удовольствие», которое может себе позволить не каждая компания, особенно на «посевной» стадии. Поэтому оптимальным вариантом становится коллективное пользование такой технологической базой, что повышает ее доступность и востребованность потенциальными участниками. «Для успешной работы нужен генератор знаний и идей поблизости, идеально — в пешей доступности. В Жуковском таких «генераторов» довольно много, но ЦАГИ, безусловно, самый мощный. Поэтому сделать Технопарк для авиапрома на базе исторического авиационного центра — отличная идея, странно, что раньше это не было сделано»,— говорит Илья Гольдт, к.х.н., директор по партнерам Кластера промышленных технологий фонда «Сколково».
В ожидании резидентов
Цель создания Технопарка — формирование среды, которая бы стимулировала обмен знаниями и технологиями для выработки новых решений. В первую очередь речь идет об открытии современных лабораторий, где бы использовался интеллектуальный капитал ученых ЦАГИ, сотрудников научно-исследовательских институтов и предприятий Жуковского, учащихся профильных вузов и индустриальных партнеров. Другой задачей Технопарка является коммерциализация разработок с высоким уровнем готовности. Здесь будет вестись работа по созданию и продвижению малых инновационных предприятий с предоставлением им резидентства и юридического адреса. Технопарк в Жуковском будет располагаться в здании, которое ранее занимало профтехучилище. Ключевые инвесторы проекта — ЦАГИ и правительство Московской области. Получение субсидии по госпрограмме «Наше Подмосковье» позволило существенно ускорить запуск Технопарка. Основные ремонтно-отделочные работы в Технопарке будут закончены в конце 2018 года, в декабре структура примет первых резидентов. На этой стадии в проект было вложено 130 млн руб.
Как рассказал BG министр инвестиций и инноваций Московской области Вадим Хромов, на создание инфраструктуры объекта выделено 97 млн руб. «Благодаря Технопарку результаты научных исследований и разработок ЦАГИ могут превратиться в реальный рыночный товар за счет молодых научных проектов и компаний. На его площадях предусмотрено создание общей инфраструктуры с оборудованием, а также центра трансфера технологий для вывода продуктов и услуг на российский и международный рынки»,— говорит Вадим Хромов.
К приему резидентов все готово. Они разместятся в двух корпусах. В одном откроются производственно-технологические площадки, в том числе центр коллективного пользования, лаборатория неразрушающего контроля, участок аддитивных технологий и многое другое. Для этого создается инженерно-коммуникационная инфраструктура. Корпус рассчитан на масштабные работы и опытные производства. В каждом помещении будут усиленные полы и высокие потолки, предусмотрен удобный подъезд для грузового транспорта, возможность занести крупногабаритное оборудование и детали, а также грузовой лифт. Во втором корпусе — лабораторно-деловом — разместятся офисные подразделения резидентов технопарка, стартапы, научные лаборатории. Коммуникационные зоны, выставочно-презентационное пространство, конференц-зал располагаются в третьем корпусе. На площадях Технопарка смогут разместиться больше 100 постоянных сотрудников, а также гостей, среди которых инноваторы, научная молодежь, участвующие в мероприятиях технопарка, в том числе из других стран. Второй этап реализации проекта запланирован на 2019 год: Технопарк оснастят оборудованием, обеспечат сервисами. Ожидается, что к 2025 году в Технопарке будет создано около 160 высокопроизводительных рабочих мест.
«На создание Технопарка отведено очень мало времени. Кроме подготовки объекта до конца года в Технопарке уже запланировано проведение конкурса инновационных проектов ЦАГИ Ufly и научного семинара "Новые технологические решения в авиастроении". Несмотря на это, мы уверены, что справимся с этой амбициозной задачей и откроем двери для наших резидентов и участников до конца текущего года»,— говорит Елена Пудалова, начальник комплекса перспективного развития ЦАГИ.
Научная среда
Создание Технопарка выгодно прежде всего малым и средним инновационным предприятиям: они получат научную, инженерную и консультационную инфраструктуру для воплощения в жизнь своих планов. А в распоряжении предприятий Жуковского, НИИ и вузов (филиалов МФТИ, МАИ и др.) появится площадка для запуска стартапов, выполнения НИОКР для получения коммерческих продуктов и разработки технологий.
Для того чтобы стать резидентом Технопарка в Жуковском, нужно заполнить анкету и рассказать о своем проекте: из какой он сферы, в чем его уникальность, каковы планы его развития и какие достижения он привнесет в научную среду Технопарка. Немаловажным фактором является наличие у потенциального резидента сильной команды. Экспертный совет рассматривает заявки и проверяет на соответствие концепции и целям Технопарка.
Среди резидентов есть компании, которые уже начали работать на базе Технопарка. С 2017 года здесь действует научная лаборатория для исследования режимов горения в двигателях перспективных летательных аппаратов. Специалисты создают компьютерную модель турбулентного горения и проверяют ее, проводя физические эксперименты в высокоскоростной камере сгорания.
Одна из таких компаний, ООО НИК, до конца года планирует открыть сборочный участок площадью 250 м для изготовления легких летательных аппаратов. С 1997 года она проектирует, рассчитывает прочность авиационных конструкций, устанавливает бортовое оборудование на самолетах и вертолетах, разрабатывает средства наземного обслуживания, обучает специалистов. В НИК работают больше 500 человек, среди ее заказчиков и партнеров — крупные государственные компании. «В Технопарке компания соберет новый самолет "Сигма 7" со складывающимся крылом и возможностью буксировки на прицепе на небольшие расстояния — 2–3 км. Самолет получится компактным, его можно будет хранить и на аэродроме, и в гараже, он будет работать на винтовой тяге. Для сборки потребуются детали российского производства, только двигатель будет австрийским.
Еще одним резидентом Технопарка может стать компания по производству метеостанций с ультразвуковым измерителем температуры воздуха и 3D-вектором ветра для летательных аппаратов. По словам ее производителей, эта метеостанция будет в пять раз легче и в десять раз точнее аналогичных устройств, выпускаемых другими компаниями. Она сможет работать в поле и будет оснащена беспроводной системой передачи данных на любые устройства. Проект развивается при поддержке Фонда содействия инновациям.
Технопарк в Жуковском станет и площадкой для продвижения цифровых технологий в авиакосмической отрасли. Здесь будут развивать «в цифре» моделирование, испытания, двойники. Компаний, занимающихся в РФ цифровыми технологиями для авиационной отрасли, пока немного. Среди них: лаборатория «Вычислительная механика» (CompMechLab), «Датадванс», группа компаний «Цифра», «Визитек», «Цифровые решения», «Программные инструменты разработки сложных систем», «Солютерм». Партнером ЦАГИ в Технопарке выступает Кластер промышленных технологий фонда «Сколково». Кластер в рамках Технопарка будет проводить работу с компаниями по формированию бизнес-модели проекта, его рыночного позиционирования, анализа конкурентной среды, анализа сильных и слабых сторон продукта, помогать с формированием команды проекта, работы с потребителем и т. д., то есть помогать команде рассмотреть, оценить и усилить свой проект именно как бизнес-проект. «Мы формируем сейчас проекты (какая-то часть из них будет из "Сколково"), которые должны составить набор первого совместного отраслевого акселератора. С проектами, которые нам представляются перспективными, мы планируем поработать в течение четырех-пяти месяцев на базе Технопарка ЦАГИ для ускорения их выведения на рынок как самостоятельного продукта или внедрения на предприятиях отрасли».
Кроме того, ЦАГИ и Сколковский институт технологий на базе Технопарка планируют создание совместной лаборатории численного моделирования, где студенты Сколтеха и специалисты ЦАГИ будут работать над совместными проектами в области аэронавтики. Соглашение между двумя организациями уже заключено.
Эксперты уверены, что Технопарк даст толчок развитию малого и среднего инновационного предпринимательства и созданию новых производств на территории Подмосковья. Кроме того, ожидается что в долгосрочной перспективе этот проект поспособствует улучшению экономических и социальных показателей города Жуковского и Московской области. В 2022–2025 годах в экономику региона будет ежегодно вкладываться более 200 млн руб., объемы производства высокотехнологичной инновационной продукции вырастут до 300 млн руб. Технопарк станет уникальной площадкой для российской и зарубежной авиастроительной отрасли. Здесь продукты будут проектировать и доводить до рыночной стадии. По данным сотрудников Центра трансфера технологий, объем одного только рынка метеостанций сегодня составляет 400 млн руб.
Как объединить в одном месте научную, технологическую и техническую базу для производства и внедрения новейших продуктов? Эту задачу российская наука вместе с властями решает последние годы на территории Подмосковья. Для развития научного потенциала авиаотрасли в городе Жуковском к концу 2018 года будет открыт технопарк. Именно в этом городе находятся важнейшие научные институты и высокотехнологичные предприятия отрасли, сконцентрирован ее научно-технический потенциал. «Для того чтобы он максимально эффективно работал в интересах промышленности и российской экономики, необходимо наличие инфраструктуры, которая обеспечит создание и развитие новых технологичных решений и продуктов, востребованных рынком»,— говорит заместитель начальника комплекса перспективного развития и руководитель проекта «Технопарк ЦАГИ» Дмитрий Чернышев. Он ожидает, что благоприятные условия, которые парк предоставит компаниям, решившим работать на его территории, привлекут технических и бизнес-инноваторов, помогут укрепить научно-технические коллективы, известные передовыми разработками и уникальными знаниями.
Другие эксперты по инновациям поясняют, что строительство инфраструктуры для технологических стартапов — это «дорогое удовольствие», которое может себе позволить не каждая компания, особенно на «посевной» стадии. Поэтому оптимальным вариантом становится коллективное пользование такой технологической базой, что повышает ее доступность и востребованность потенциальными участниками. «Для успешной работы нужен генератор знаний и идей поблизости, идеально — в пешей доступности. В Жуковском таких «генераторов» довольно много, но ЦАГИ, безусловно, самый мощный. Поэтому сделать Технопарк для авиапрома на базе исторического авиационного центра — отличная идея, странно, что раньше это не было сделано»,— говорит Илья Гольдт, к.х.н., директор по партнерам Кластера промышленных технологий фонда «Сколково».
В ожидании резидентов
Цель создания Технопарка — формирование среды, которая бы стимулировала обмен знаниями и технологиями для выработки новых решений. В первую очередь речь идет об открытии современных лабораторий, где бы использовался интеллектуальный капитал ученых ЦАГИ, сотрудников научно-исследовательских институтов и предприятий Жуковского, учащихся профильных вузов и индустриальных партнеров. Другой задачей Технопарка является коммерциализация разработок с высоким уровнем готовности. Здесь будет вестись работа по созданию и продвижению малых инновационных предприятий с предоставлением им резидентства и юридического адреса. Технопарк в Жуковском будет располагаться в здании, которое ранее занимало профтехучилище. Ключевые инвесторы проекта — ЦАГИ и правительство Московской области. Получение субсидии по госпрограмме «Наше Подмосковье» позволило существенно ускорить запуск Технопарка. Основные ремонтно-отделочные работы в Технопарке будут закончены в конце 2018 года, в декабре структура примет первых резидентов. На этой стадии в проект было вложено 130 млн руб.
Как рассказал BG министр инвестиций и инноваций Московской области Вадим Хромов, на создание инфраструктуры объекта выделено 97 млн руб. «Благодаря Технопарку результаты научных исследований и разработок ЦАГИ могут превратиться в реальный рыночный товар за счет молодых научных проектов и компаний. На его площадях предусмотрено создание общей инфраструктуры с оборудованием, а также центра трансфера технологий для вывода продуктов и услуг на российский и международный рынки»,— говорит Вадим Хромов.
К приему резидентов все готово. Они разместятся в двух корпусах. В одном откроются производственно-технологические площадки, в том числе центр коллективного пользования, лаборатория неразрушающего контроля, участок аддитивных технологий и многое другое. Для этого создается инженерно-коммуникационная инфраструктура. Корпус рассчитан на масштабные работы и опытные производства. В каждом помещении будут усиленные полы и высокие потолки, предусмотрен удобный подъезд для грузового транспорта, возможность занести крупногабаритное оборудование и детали, а также грузовой лифт. Во втором корпусе — лабораторно-деловом — разместятся офисные подразделения резидентов технопарка, стартапы, научные лаборатории. Коммуникационные зоны, выставочно-презентационное пространство, конференц-зал располагаются в третьем корпусе. На площадях Технопарка смогут разместиться больше 100 постоянных сотрудников, а также гостей, среди которых инноваторы, научная молодежь, участвующие в мероприятиях технопарка, в том числе из других стран. Второй этап реализации проекта запланирован на 2019 год: Технопарк оснастят оборудованием, обеспечат сервисами. Ожидается, что к 2025 году в Технопарке будет создано около 160 высокопроизводительных рабочих мест.
«На создание Технопарка отведено очень мало времени. Кроме подготовки объекта до конца года в Технопарке уже запланировано проведение конкурса инновационных проектов ЦАГИ Ufly и научного семинара "Новые технологические решения в авиастроении". Несмотря на это, мы уверены, что справимся с этой амбициозной задачей и откроем двери для наших резидентов и участников до конца текущего года»,— говорит Елена Пудалова, начальник комплекса перспективного развития ЦАГИ.
Научная среда
Создание Технопарка выгодно прежде всего малым и средним инновационным предприятиям: они получат научную, инженерную и консультационную инфраструктуру для воплощения в жизнь своих планов. А в распоряжении предприятий Жуковского, НИИ и вузов (филиалов МФТИ, МАИ и др.) появится площадка для запуска стартапов, выполнения НИОКР для получения коммерческих продуктов и разработки технологий.
Для того чтобы стать резидентом Технопарка в Жуковском, нужно заполнить анкету и рассказать о своем проекте: из какой он сферы, в чем его уникальность, каковы планы его развития и какие достижения он привнесет в научную среду Технопарка. Немаловажным фактором является наличие у потенциального резидента сильной команды. Экспертный совет рассматривает заявки и проверяет на соответствие концепции и целям Технопарка.
Среди резидентов есть компании, которые уже начали работать на базе Технопарка. С 2017 года здесь действует научная лаборатория для исследования режимов горения в двигателях перспективных летательных аппаратов. Специалисты создают компьютерную модель турбулентного горения и проверяют ее, проводя физические эксперименты в высокоскоростной камере сгорания.
Одна из таких компаний, ООО НИК, до конца года планирует открыть сборочный участок площадью 250 м для изготовления легких летательных аппаратов. С 1997 года она проектирует, рассчитывает прочность авиационных конструкций, устанавливает бортовое оборудование на самолетах и вертолетах, разрабатывает средства наземного обслуживания, обучает специалистов. В НИК работают больше 500 человек, среди ее заказчиков и партнеров — крупные государственные компании. «В Технопарке компания соберет новый самолет "Сигма 7" со складывающимся крылом и возможностью буксировки на прицепе на небольшие расстояния — 2–3 км. Самолет получится компактным, его можно будет хранить и на аэродроме, и в гараже, он будет работать на винтовой тяге. Для сборки потребуются детали российского производства, только двигатель будет австрийским.
Еще одним резидентом Технопарка может стать компания по производству метеостанций с ультразвуковым измерителем температуры воздуха и 3D-вектором ветра для летательных аппаратов. По словам ее производителей, эта метеостанция будет в пять раз легче и в десять раз точнее аналогичных устройств, выпускаемых другими компаниями. Она сможет работать в поле и будет оснащена беспроводной системой передачи данных на любые устройства. Проект развивается при поддержке Фонда содействия инновациям.
Технопарк в Жуковском станет и площадкой для продвижения цифровых технологий в авиакосмической отрасли. Здесь будут развивать «в цифре» моделирование, испытания, двойники. Компаний, занимающихся в РФ цифровыми технологиями для авиационной отрасли, пока немного. Среди них: лаборатория «Вычислительная механика» (CompMechLab), «Датадванс», группа компаний «Цифра», «Визитек», «Цифровые решения», «Программные инструменты разработки сложных систем», «Солютерм». Партнером ЦАГИ в Технопарке выступает Кластер промышленных технологий фонда «Сколково». Кластер в рамках Технопарка будет проводить работу с компаниями по формированию бизнес-модели проекта, его рыночного позиционирования, анализа конкурентной среды, анализа сильных и слабых сторон продукта, помогать с формированием команды проекта, работы с потребителем и т. д., то есть помогать команде рассмотреть, оценить и усилить свой проект именно как бизнес-проект. «Мы формируем сейчас проекты (какая-то часть из них будет из "Сколково"), которые должны составить набор первого совместного отраслевого акселератора. С проектами, которые нам представляются перспективными, мы планируем поработать в течение четырех-пяти месяцев на базе Технопарка ЦАГИ для ускорения их выведения на рынок как самостоятельного продукта или внедрения на предприятиях отрасли».
Кроме того, ЦАГИ и Сколковский институт технологий на базе Технопарка планируют создание совместной лаборатории численного моделирования, где студенты Сколтеха и специалисты ЦАГИ будут работать над совместными проектами в области аэронавтики. Соглашение между двумя организациями уже заключено.
Эксперты уверены, что Технопарк даст толчок развитию малого и среднего инновационного предпринимательства и созданию новых производств на территории Подмосковья. Кроме того, ожидается что в долгосрочной перспективе этот проект поспособствует улучшению экономических и социальных показателей города Жуковского и Московской области. В 2022–2025 годах в экономику региона будет ежегодно вкладываться более 200 млн руб., объемы производства высокотехнологичной инновационной продукции вырастут до 300 млн руб. Технопарк станет уникальной площадкой для российской и зарубежной авиастроительной отрасли. Здесь продукты будут проектировать и доводить до рыночной стадии. По данным сотрудников Центра трансфера технологий, объем одного только рынка метеостанций сегодня составляет 400 млн руб.